Третьяк, не навреди. Нужна ли юниорская сборная в МХЛ
Главная проблема российского хоккея – большинство причастных к его развитию лиц и организаций занимаются не своим делом. И совсем не занимаются своим. Федерация на каждом шагу трубит о важности лимита на легионеров в КХЛ и пауз на Евротуры, забывая о необходимости реформирования детско-юношеского хоккея. ВХЛ отказывается быть турниром фарм-клубов, коим фактически и является, в результате чего несколько десятков молодых хоккеистов оказываются лишены игровой практики. Молодежная лига пытается развиваться экстенсивным путем, плодя бесчисленные команды, на которые не хватает качественных игроков.
Вопрос перехода хоккеистов из детско-юношеского спорта в молодежный, а затем и взрослый – один из самых тяжелых. Уже не одно десятилетие ситуация складывается одинаковым образом. На детских международных турнирах российские хоккеисты смотрятся настоящими монстрами на фоне своих финских, шведских, американских конкурентов. Однако при переходе на более серьезный уровень бывшие звезды куда-то пропадают.
Как результат – юниорские сборные страны очень редко добиваются больших достижений. За последние десять лет лишь четырежды российская команда выигрывала медали юниорского чемпионата мира, золото – всего один раз.
Огромное количество хоккеистов, обладающих прекрасным катанием, фантастическим дриблингом, оказываются совершенно неприспособлены к взрослой, мужской игре. К сожалению, сама система детских соревнований выстроена таким образом, что большинство тренеров пытаются развивать у своих воспитанников лишь умение обыгрывать один в один, а не цельный комплекс качеств, необходимый профессиональному хоккеисту.
Неудачные результаты юниорских сборных должны были заставить ответственных лиц задуматься, что пора что-то менять. Но что именно? Ответ предопределили две вещи: традиции прошлого и удачный современный пример.
Одна из любимых максим российского спорта выглядит так: если сборная (футбольная, хоккейная, баскетбольная – нужное подчеркнуть) играет неудачно, значит нужно посадить всех на сборы, максимально наигрывать сочетания – и тогда успех придет сам собой. Фабио Капелло выбивает себе на подготовку трехнедельный перерыв в чемпионате. Генеральный секретарь РФС Анатолий Воробьев и вовсе собирался угробить чемпионат России, предложив клубам на год отдать игроков национальной команды для подготовки к ЧМ-2018. Представители хоккейной федерации возмущаются, что клубы не поставляют им в сборную готовые тройки и звенья.
Поэтому возникшая около года назад идея включить юниорскую сборную России в состав участников Молодежной лиги вряд ли кого-то удивила. Тем более что похожий отчасти пример, причем успешно реализованный, имеется перед глазами.
Еще в 1996 году федерация хоккея США организовала проект национальной системы подготовки (USA NTDP). Лучшим 16-летним хоккеистам, тщательно выбранным из множества кандидатов, предложили выступать в молодежной американской лиге (USHL) не за какой-то клуб, а за национальную сборную.
Проект реализовывался в течение двух лет. Младшая сборная – до 17 лет - помимо соперников по регулярному чемпионату проводит матчи с представителями других, низших лиг. Старшая же – до 18 лет – соперничает и с более серьезными и взрослыми оппонентами, командами университетской лиги (NСAA). Заканчивается все участием сборной в юниорском чемпионатом мире.
Этим двум командам обеспечиваются максимально комфортные условия игр, тренировок, к программе подключают лучших тренеров. Результат проекта говорит сам за себя: за те десять лет, когда наша сборная России лишь четырежды брала медали юниорского чемпионата мира, американцы взяли семь наград. Золотых. А без серебра или бронзы не оставались и вовсе ни разу.
И это лишь краткосрочный результат. Если говорить про долгосрочную перспективу, достаточно посмотреть на олимпийский состав сборной США в Сочи. Целых 10 человек были участниками USA NTDP, включая таких звезд команды, как Патрик Кэйн и Фил Кессел. И с каждым крупным турниром эта цифра будет лишь увеличиваться. Число американцев в НХЛ также растет с каждым годом, число драфтуемых игроков из США по сравнению с канадскими хоккеистами как никогда высоко.
Но вернемся же к нашим реалиям. Российский проект, о котором пресса заговорила перед началом нынешнего сезона, был отложен на год. То ли из-за отсутствия финансирования, то ли из-за бюрократических проволочек. На днях о старте проекта в сезоне 2015/2016 как о практически свершившемся факте объявил руководитель молодежной лиги Дмитрий Ефимов.
По задумке, юниорская сборная до 18 лет будет на год заявлена как участник МХЛ для подготовки к чемпионату мира. В дальнейшем для будущих команд срок может быть увеличен до двух лет по американскому образцу. Казалось бы, взяв за основу настолько успешную концепцию, мы непременно добьемся прогресса отечественного хоккея. Но практика не всегда совпадает с теорией. Складывается ощущение, что авторы проекта не до конца проанализировали все возможные плюсы и минусы.
То, что идея воплотилась в жизнь именно сейчас, отнюдь не случайность. Сборная до 18 лет следующего сезона – это команда игроков 1998 года рождения., которую возглавляет олимпийский чемпион Виталий Прохоров (на первом фото). Прохоров – нетипичный тренер в российском юниорском хоккее. Он дает адекватные интервью, где рассказывает о тактике своей команды, не сваливает вину за неудачные результаты на игроков или внешние обстоятельства, проверяет максимальное число кандидатов со всей страны. Наконец, что самое главное, в его команде нет «блатных» игроков, а ведь это одна из наболевших проблем юниорского спорта в России, и хоккея в частности.
Внимательно следящие за юниорскими чемпионатами мира любители хоккея знают, что мало какой турнир в последнее время обходится для нашей сборной без скандалов или странных тренерских решений. Михаил Васильев в 2010 году прокатил мимо соревнований одного из лучших игроков 1992 года – Никиту Гусева, а перед самым чемпионатом отчислил по дисциплинарным соображениям Кабанова и Телегина. Юрий Румянцев (фото парой строчек ниже), будучи тренером из Подольска, протащил в сборную трех абсолютно не отвечающих уровню команды воспитанников местного «Витязя».
Годом позднее критерием попадания в сборную стали габариты, при этом тренер Андрей Парфенов проигнорировал большое количество интересных техничных игроков. Как результат – одно из худших выступлений за всю историю ЮЧМ, включая поражение от сборной Германии. Чемпионат мира в Сочи и омерзительную историю с попыткой выдернуть с финала Кубка Гагарина главную звезду сборной Валерия Ничушкина, думаю, все и так хорошо помнят.
На этом фоне Прохорова можно назвать чуть ли не уникальным тренером. Он отличный мотиватор и одновременно грамотный в тактическом плане специалист. Его сборная пытается играть в умный, комбинационный хоккей, а габариты и силовой компонент не являются для Прохорова главными критериями при определении состава. На последнем для команды турнире средний рост игроков составлял всего 178 (!) сантиметров. Для сравнения, сборная США (участники уже упомянутого USANTDP) были в среднем аж на 6 сантиметров выше.
Почему же для пилотного проекта была выбрана сборная Прохорова? Все просто – за два года существования команды она не проиграла ни одного турнира, а из более чем трех десятков матчей были проиграны всего три. При этом соперниками команды успели побывать все ведущие хоккейные державы мира, а столь успешная на этом уровне американская сборная была обыграна в этом сезоне четыре раза подряд, включая разгромные 6:0 на турнире в подмосковном Дмитрове.
Отдать проект в руки человеку, который действительно способен его успешно развить, – идея хорошая. Однако при серьезном анализе инициативы выясняется, что фигура главного тренера – это чуть ли не единственное, что спасает ее от шквала критики со стороны прессы и болельщиков.
Главный вопрос: какие цели и задачи ставятся федерацией? Понимают ли они, что американцы развивают свое начинание совсем не для того, чтобы, обвешавшись медальками, получить поздравления от высокого начальства?
На любом уровне – будь то чемпионаты мира или Олимпиады – игроки, участвовавшие в USANTDP, собираясь вместе, играют по системе, заложенной в них в юном возрасте. Система не обязательно должна быть одинаковой для всех сборных, при всей эклектичности стилей современного хоккея у шведов, финнов, канадцев, американцев есть свои особенности.
Можно ли сейчас определить отличия российского хоккейного стиля? В этом есть большие сомнения. Если задача проекта – заложить базу российского хоккея, то это прекрасное начинание. Но многолетний опыт знакомства с деятельностью ФХР не позволяет сдержать скептические нотки. Может, расчет сделан на то, что тренер-победитель Прохоров так или иначе выиграет юниорский чемпионат мира в 2016 году, а всю славу себе присвоят Третьяк и другие чины федерации, как уже неоднократно бывало со взрослыми турнирами?
Перейдем к частностям. Они здесь важны не меньше, чем общая картина, ведь за каждым отдельным моментом скрывается карьера того или иного молодого игрока. Что означает год выступления хоккеистов за сборную? Игроки, уже дебютировавшие в МХЛ в свитерах своих родных клубов, будут на год вынуждены покинуть свою команду.
В американском варианте детские клубы никак не связаны с молодежными, молодежные – с клубами НХЛ, переход везде осуществляется через систему драфта. Поэтому промежуточный вариант в виде сборной никак не сказывается на твоих клубных перспективах. Очевидно, что все клубы Континентальной лиги будут отнюдь не в восторге от идеи развития их талантов в чужой системе, как бы хороша она ни была.
Тут все зависит от процесса формирования сборной. Как и в США, единственно возможный вариант – это приглашение игроков на добровольной основе, без любых попыток давления как на клуб, так и на самих хоккеистов. Но если отказ Сергея Мозякина сыграть за сборную у нас выливается в многомесячный скандал и отвратительные угрозы отдельных лиц дисквалифицировать одного из лучших российских хоккеистов прошедшего года, то так ли просто все будет с юниорами?
И, в очередной раз повторюсь, вся надежда здесь на мудрость и адекватность главного тренера сборной Прохорова. В каждом отдельном случае необходимо решить, полезнее ли для прогресса игрока остаться в клубе или сыграть сезон в сборной.
Например, несколько главных звезд этой команды, несмотря на юный возраст, вполне могут дебютировать в КХЛ уже в следующем году. Стоит отметить форвардов Соколова, Рубцова и Абрамова, защитников Сергачева и Яковенко, при удачном стечении обстоятельств к ним могут добавиться еще пара-тройка человек. Кощунственно будет заставлять игроков играть за сборную, когда они уже в 17 лет могут дебютировать бок о бок со звездами европейского и мирового масштаба.
При этом речь не только о лучших игроках команды Прохорова. Надо понимать, что талантов много, а игровое время совсем не резиновое. Даже при ротации состава или возможных изменениях в нем по ходу сезона, когда из клубов будут приглашаться новые хоккеисты, далеко не все будут удовлетворены своим игровым временем. Кто-то, кто мог бы в родном клубе быть на первых ролях, в сборной окажется в третьем-четвертом звене, лишится практики игры в большинстве или, как в ситуации с вратарями, станет запасным и вообще не будет выходить на лед. Только реальный анализ ситуации по каждому хоккеисту может помочь не допустить регресса некоторых сборников.
Грамотный подход может, наоборот, сделать проект действительно полезным. Конкуренция в клубах Молодежной лиги весьма неоднородна и зависит от уровня детско-юношеской школы. Поскольку хоккеисты МХЛ представляют пять возрастов (так, в этом году от 1994 года рождения до 1998), то более возрастные воспитанники среднего уровня часто не дают попасть в состав более интересным игрокам младшего возраста.
Во многих клубах – например, «Северстали» или новокузнецком «Металлурге» – часто появляются талантливые игроки, но сам выпуск, переходящий из ДЮСШ в МХЛ, не очень велик. Поэтому уже в 16 лет, в свой дебютный сезон, такие хоккеисты, как Бучневич или Капризов, были ведущими игроками своей молодежной команды.
При этом ситуация в клубах, в которых один выпуск ДЮСШ дает по 8-10 сильных игроков, - к таким, в частности, относятся «Локомотив», «Трактор» и «Динамо» – сильно отличается. Все места в команде заняты 19-20-летними хоккеистами, и пробиться даже звездам юниорского хоккея не так просто. Как пример, Ничушкин в 16 лет играл в МХЛ в своем клубе в четвертом звене и набрал всего 10 очков в 38 матчах.
При этом ситуацию провоцируют сами клубы. Менеджеры взрослой команды не задумываются о будущем и ставят молодежной команде турнирные задачи, а не задачи развития лучших проспектов. В такой патовой ситуации тренеры, опасаясь потерять работу, стараются не рисковать и использовать более опытных, возрастных игроков.
Если брать юниорскую сборную 1997 года рождения, которая сыграет на чемпионате мира уже в этом апреле, то больше половины ее состава не играют в своих командах в ведущих звеньях атаки или парах обороны. Поэтому в определенной ситуации год в сборной, где конкурировать бы пришлось с ровесниками, а не старшими товарищами, мог бы пойти им на пользу.
А можно сделать проект двухгодичным по американскому образцу. Или даже оставить только первый его год, когда вместе играют не 17-, а 16-летние хоккеисты. Это было бы еще более логичным ходом: среди них единицы играют в молодежной лиге на уровне выше четвертого звена своих команд, а многие и вовсе не пробились даже туда. Место в сборной практически для всех этих игроков поможет получить больше игрового времени и быстрее выйти на новый уровень.
Есть еще один фактор, который стоит учитывать. Многие российские юниоры в последние годы уезжают играть в CHL (Канадскую Хоккейную Лигу). Главные причины, конечно, -это более высокий уровень молодежных лиг в Канаде и желание показать себя в североамериканском хоккее перед драфтом НХЛ.
Сборная же может предоставить серьезную альтернативу отъезду из России. Команда, в которой не пара-тройка человек, а практически весь состав из талантливых игроков, которые могут в будущем оказаться хоккеистами уровня НХЛ, будет представлять куда более серьезный интерес для североамериканских скаутов. Вниманием сборная обделена не будет, в этом можно быть уверенным.
Важнее всего, чтобы проект имел игровые, а не политические задачи. Сиюминутный результат от победы на юниорском чемпионате мира ничего не даст российскому хоккею, если игроки добьются его только благодаря невероятной сыгранности. Если не будет сделан акцент на индивидуальности – мы может только потерять несколько будущих звезд. Остается лишь надеяться, что этого не произойдет.
Фото: fhr.ru, usantdp.com/Tom Sorensen, mhl.khl.ru, mhl.hawk.ru,
Национальный турнир с заявленной национальной сборной априори антиспортивен.
Считаю это намного лучше, чем тупо запихивать сборную в МХЛ.
Еще считаю необходимым создать сеть региональных юниорских лиг для игроков 14-16 лет.
Так же необходимо омолодить МХЛ, в одной команде должны играть не более 2-х игроков 20-ти лет, остальные младше.
Нужно сократить перерывы между матчами, ибо простои команд в регулярке МХЛ достигают 10-12 дней!!!
Тогда не зачем расстраиваться низкой посещаемости, отсутствию интереса со стороны болельщиков, и коммерческой бесперспективности.
Кстати, в CHL таких проблем нет.