«Зенит» делает лучшее клубное ТВ в России. Как это работает
Клубное телевидение «Зенита» – самое рейтинговое в российском футболе. Санкт-Петербург первым понял, что скрытая камера рядом с командой может стабильно приносить интересный контент, что игроков можно раскручивать на веселые челленджи и что формат тревел-шоу идеально подходит для футбольного клуба. Сейчас на «Зенит-ТВ» выходит программа с ответами игроков на вопросы зрителей, отдельная рубрика «Раздевалка», благотворительный проект «Давай-давай» и Zenit Family, где Екатерина Смольникова ходит в гости к семьям игроков.
Как устроено «Зенит-ТВ», Sport Connect объяснил ведущий Денис Денисов.
***
На постоянной основе над «Зенит-ТВ» работает очень небольшая группа людей. У нас есть режиссер монтажа (он же главный человек всего «Зенит-ТВ»), оператор, монтажер, прекрасная девушка Оля, которая помогает нам по части административных вопросов, и я. С несколькими людьми мы работаем периодически: кто-то делает графику, когда это нужно, кто-то оперативно монтирует обзоры матчей, кто-то снимает, когда нам не хватает рук и нужно несколько камер. Команда небольшая, но когда глаза горят, даже пара человек может справиться с самой сложной задачей.
Мы смотрим за тем, что делают европейские клубы на своих каналах. Образец в этом плане, наверное, лондонский «Арсенал». Не знаю, сколько человек там работает и как они это делают, но на них хочется равняться. У «Ромы» в прошлом сезоне был обалденное «Шченсны шоу», в котором вратарь делал интервью с партнерами. Получалось очень здорово. Еще могу выделить «Манчестер Сити» – по мотивам их ролика с Хосепом Гвардиолой и маленьким мальчиком в такси мы сделали выпуск «Давай-давай», где Маурисио работал таксистом.
Как работают соцсети «Зенита». Иногда шутки придумывают по 5 часов
Идея проекта «Выезд с «Зенитом» родилась в ответ на запрос авиакомпании «Россия», которая является партнером клуба. Мы давно хотели сделать что-то такое, но все решилось буквально за две недели до начала прошлого сезона – первый выпуск делали буквально с колес.
«Выезд с «Зенитом» начинается с написания сценария еще перед поездкой. Но часто времени все равно не хватает, приходится писать или в самолете, или уже в городе, где предстоят съемки. Написание сценария требует 1-2 дней спокойного сидения за компьютером с гуглом: ищу интересные факты про город, какие-то любопытные места. Еще можно искать по геотегам в инстаграме – какие точки города наиболее популярны у местных жителей или туристов. Идеально, если перед съемками получается пройтись по городу и сравнить места в реальной жизни с их изображениями на фото в интернете, а снимать уже утром.
Сцены со мной в кадре, как правило, полностью прописаны заранее. Но если мы на месте видим крепость, которая похожа на крепость из «Игры престолов», то садимся и дописываем сценарий на месте. Иногда получается фристайл, как на рынке в Тель-Авиве: я рассказывал заготовленный текст, когда меня позвал один из продавцов, угостил какой-то острой штукой. Все это время мы продолжили съемку, получилось очень круто. Хотя отдельные сумасшедшие наверняка решат, что это постановка.
Еврокубковые матчи проходят по четвергам. Команда прилетает в среду, а мы – во вторник. Всю среду и часть четверга мы снимаем. Снять все за полтора дня достаточно сложно, и в идеале надо прилетать за 3 суток до игры, как это было с матчем в Скопье. Мы были в городе уже в понедельник – это дало нам два полных съемочных дня и утро четверга.
«Выезд с «Зенитом» делают 2-3 человека – оператор и я, иногда к нам присоединяется режиссер монтажа, он здорово помогает. Мы можем на месте продумать драматургию отдельной сцены, а порой это просто физическая помощь: покрутить педали на велосипеде, чтобы оператор мог сидеть на седле и снимать. Конечно, сравнений с «Орлом и решкой» не избежать, и в определенной степени они для нас ориентир. Но нужно понимать, что есть кардинальное различие в ресурсах. Хотя мы не унываем. Бегаем и снимаем практически без перерывов, чтобы быть на уровне.
Зачем «Зениту» сайты на китайском, японском и хинди
Когда все идет не по плану – это нормально. Например, регулярно вмешивается погода: мы не можем снимать в дождь. Конечно, если оба дня будут дождливыми, то выбора не останется – будем бегать с зонтиками, но такого пока не случалось.
Из городской части съемок в выпуск попадает не менее 80%. Обычно с запасом берем планы города – в Утрехте сняли больше 500, а в выпуск взяли меньше половины. Сильно режется часть влога, снятая на матче: из часа видео выбираем 7-10 минут. Но это следствие закона успешного влога: снимай все, что видишь, говори со всеми, кого видишь – тогда есть из чего выбрать. Люди регулярно выдают классные и неожиданные вещи.
Не могу вспомнить ни одного случая, чтобы при съемках городов нас с камерой откуда-то прогоняли. В Македонии подошел мужик с пистолетом, спросил, чем занимаемся. Сказали, что снимаем кино про город. «Окей, молодцы», – и отошел.
«Зенит» – в топ-50 самых дорогих брендов футбола. Что это значит?
Работать на стадионе было сложно на «Спартаке». Там шага нельзя ступить, чтобы не спросили пропуск или не сообщили, что дальше идти нельзя. У меня есть классический момент, когда я прохожу по тоннелю для игроков на поле. На «Спартаке» мне этого сделать не дали. Был риск вообще ничего там не снять, но повезло, что Николас Ломбертс смотрел тот матч с болельщиками «Зенита» – и мы договорились о съемках там.
Сложно рассказывать про огромные города с огромным количеством достопримечательностей – Москву и Санкт-Петербург. В условной Перми или Оренбурге проще – там сразу понятно, где и что снимать. В больших городах глаза просто разбегаются. В прошлом году перед вторым выездом в Москву у меня появилась мысль, что нужно показать нечто необычное. И я снимал работу «Матч ТВ» в Останкино. Такие решения у меня обычно принимаются в последний момент.
Скоро выезд в Норвегию, хочется дать максимум необычной информации – для этого даже в норвежское консульство сходил.
У «Выезда с «Зенитом» супероператор Артур – большая часть программы «Скрытая камера» и вообще всего видеоконтента «Зенит-ТВ» создается им. Вообще не понимаю, почему он до сих пор не на BBC или National Geographic. Из техники есть видеокамера, летом получили квадрокоптер, стедикам DJI Ronin для плавной съемки, появление которого сильно улучшило качество контента. А влоги я снимаю на экшн-камеру – сначала была GoPro, сейчас – Sony.
Есть игроки, которые не любят сниматься – их легко вычислить по отсутствию во влогах. Сначала все футболисты относились к моему появлению с камерой настороженно. Просто наш влог стартовал достаточно дерзко: один из первых выпусков был с командного завтрака на сборах; люди не до конца проснулись, а я заявился с камерой и начал задавать вопросы про кашу и омлеты. На меня смотрели ошарашенными глазами, но даже тогда никто не послал и не оскорбил. Ребята могут попросить не снимать их – не вопрос. Когда в клубе работал Луческу, он как-то рано утром застал меня в столовой, когда мы делали интервью с шеф-поваром «Зенита». Очень громко смеялся. От Манчини тоже замечаний не было.
Влоги со сборов – достаточно опасный жанр, и многое мы, конечно, вырезаем. При этом все равно получается довольно жарко. У нас есть задача показать игроков обычными ребятами. Вот Александр Кокорин такой, как в выпуске про матч с питерским «Динамо».
Когда снимаешь ребят не на огромную камеру, они ведут себя совсем иначе.
Фото: instagram.com/sirdenisov