Как сделать клуб популярным еще до первого матча. Учебник из США
Sport Connect – о потрясающей истории «Атланты Юнайтед».
Артур Бланк – самый несчастный спортивный богач последних месяцев. Именно он владеет командой НФЛ «Атланта Фэлконс», которая в феврале проиграла великий Супербоул, лишившись космического преимущества в счете. При 28:3 Бланк уже танцевал на трибуне, а когда «Нью-Ингленд» чудом добрался до овертайма, на него было грустно смотреть.
Бланку – 74 года, Forbes оценивает его состояние в 3,5 миллиарда долларов. Основную часть денег он заработал благодаря сети магазинов Home Depot, в которых продаются различные товары для обустройства и ремонта домов. 40 лет назад Home Depot начинался как маленький локальный магазинчик, а сейчас это полноценный гигант рынка с 2200 точек в США, Канаде и Мексике. Бланк отошел от операционного управления около 15 лет назад и с тех пор сильно вовлечен в мир спорта.
Пока новый сезон НФЛ не начался, бизнесмен поднимает себе настроение новым проектом. На этот раз – футбольным.
Франшизу МЛС Бланк приобрел в апреле 2014 года за 70 миллионов долларов. Убеждения руководства лиги и последующие переговоры суммарно отняли 6 лет. «Десять лет назад мы не верили, что Атланта станет для нас таким привлекательным рынком. Мы здесь благодаря упорству Артура Бланка, который четко видел этот проект», – отмечал комиссионер МЛС Дон Гарбер.
В одном из интервью Бланк объяснил: если «Фэлконс» покупались ради города, то «Атланта Юнайтед» создается ради его семьи (футбол обожает один из сыновей Бланка). Три года назад о будущей команде не знали ничего – было только обещание владельца построить в городе стадион для обеих команд, которые ему принадлежат.
К лету 2015 года определилась команда, отвечающая за административное управление клубом. Пост спортивного директора получил экс-игрок сборной США Карлос Боканегра, а президентом назначили Даррена Илса, бывшего исполнительного директора «Тоттенхэма». В Америке его считают главным троллем МЛС – например, когда «Атланта» вела переговоры с полузащитником Джозефом Мартинесом из Венесуэлы, Илс сообщил об этом фотографией в твиттере. Только вместо футболиста рядом с ним был венесуэльский строитель стадиона клуба.
Илс, возможно, самый открытый менеджер футбольного клуба в мире. Каждый вторник он появляется в эфире местной радиостанции, чтобы рассказать новости из клуба и ответить на вопросы болельщиков. Это делается в том числе потому, что цель Илса – сделать болельщиков «Атланты» самыми спокойными и мирными в лиге. Перед началом сезона он даже написал обращение ко всем, кто собирается на стадион: «Мы ожидаем, что фанаты будут вести себя достойно. Оскорбительные скандирования и агрессивное поведение будут оперативно пресекаться. Если рядом с вами кто-то использует ненормативную лексику, пожалуйста, немедленно обратитесь к службам безопасности или персоналу клуба».
Сейчас «Атланта» играет на старой арене, но уже летом должна переселиться на «Мерседес-Арену», сроки сдачи которой переносили уже несколько раз (сейчас все ориентируются на август). Главная особенность – в том, как быстро и просто арена трансформируется под запросы нужного вида спорта. На обычном и американском футболе вместимость будет разной. На матчи НФЛ может прийти 71 тысяча человек, а для МЛС есть хитрый способ создать уют: благодаря специальным механическим «шторам» (которые, кстати, можно брендировать) закрывается верхний ярус трибун, а вместимость сокращается до 40 тысяч.
Вторая особенность стадиона – крыша, которая состоит из 8 лепестков, способных раскрываться и закрываться всего за 8 минут.
Важное направление политики «Атланты» – стоимость еды и напитков на стадионе. Руководство требует, чтобы все кафе устанавливали минимальные цены – за счет этого создается ощущение, что между едой на стадионе и в обычном магазине около дома нет никакой разницы, и болельщики активнее расстаются с деньгами. Например, любой безалкогольный напиток обойдется в 2 доллара (причем вы сможете неограниченное количество раз наполнять стакан снова), хот-дог и попкорн тоже стоят 2 доллара, пицца и начос – 3 доллара, пиво – 5 долларов.
Другой важный объект инфраструктуры «Юнайтед» уже готов. Учебно-тренировочный комплекс с территорией в 30 тысяч квадратных метров и стоимостью 60 миллионов долларов построили всего за год и открыли в этом апреле. Официально кампус называется Центром детского здоровья Атланты – из-за сотрудничества с Детским центром здравоохранения города. На огромной территории – поле с трибунами на 2,5 тысячи человек, еще шесть обычных тренировочных газонов, а также двухэтажный спортивный зал с бассейнами.
Выбор названия команды был коллективным. Болельщики предлагали разные варианты – от «Империи» и «Черных оленей» до «Огненных птиц» – в итоге, чтобы объединить всех, выбрали беспроигрышное слово «Юнайтед». Изначально планировалось презентовать новое имя на специальном мероприятии, и все хранилось в секрете. Но Sports Illustrated опубликовал данные за две недели до нужной даты. «Мы думали, что никто не придет, ведь основная интрига была раскрыта. Но люди поддержали нас – на встречу собралось более 4 тысяч человек!» – рассказывал Илс.
Клуб болельщиков «Атланты» появился практически сразу после покупки франшизы, то есть за три года до первого матча. Объединение Terminus Legion в первую неделю собрало 500 сторонников, а сейчас их больше 4 тысяч, с представителями в Риме и Афинах. Во многом из-за них несуществующая команда за год до первой официальной игры начала продавать свои товары в интернет-магазине МЛС и по итогам 2016 года стала третьей по объему продаж во всей лиге.
Клубный магазин
Еще одно достижение – продажа 21 тысячи сезонных абонементов в то время, когда у клуба не было ни логотипа, ни главного тренера, ни полноценной заявки (всего 7 игроков с контрактами). Стоимость абонементов варьировалась от 360 до 4050 долларов. Этот успех президент Илс объяснил тем, что в Атланте много новых жителей, которые приехали из других штатов и не успели выбрать местную спортивную команду: «В Атланте сейчас много новых людей; когда они переехали сюда, у них уже были любимые клубы в НФЛ или НБА. Так что у нас есть возможность сделать «Атланту Юнайтед» их любимой местной командой».
Клуб активно наращивает популярность через новые акции. Сейчас среди болельщиков проходит конкурс с призовым фондом в 200 тысяч долларов: для победы нужно придумать, как лучше всего разместить маленькое футбольное поле в пространстве, которое изначально для этого не создано. Пример – проект поля на железнодорожном транспортом узле Five Points. В конкурсе участвуют неиспользуемые городские пространства размером не меньше теннисного корта.
С первым домашним матчем у «Атланты» возникла и первая традиция – «Золотой гвоздь». Атланта – крупнейший железнодорожный центр юго-востока США, так что теперь на стадионе установлен кусок рельса, в который после каждого матча выбранный голосованием игрок вбивает золотой гвоздь.
Среди болельщиков «Атланты Юнайтед» есть и звезды – например, актер и рэпер Лудакрис. «Я не знал, что в Атланте так много фанатов соккера. Думаю, никто не знал, – говорил он. – Этот город любит все новое, и я надеюсь, что посещаемость стадиона не упадет после первых туров. Когда в Атланте появляется новый клуб, он интересен людям пару месяцев или лет, но затем все хотят чего-то еще».
Пока прогноз Лудакриса сбывается лишь в части повышенного интереса. «Атланта» – лидер МЛС по средней посещаемости домашних матчей (49 077 зрителей, у ближайшего конкурента – 43 тысячи).
Правда, настоящая проверка популярности футбола в городе начнется со стартом сезона в НФЛ. Чтобы бороться с «Фэлконс» за болельщиков, «Юнайтед» надо как минимум пробиваться в плей-офф МЛС.
Но это кажется слишком красивой историей для клуба, которого три года назад еще даже не существовало.
Также читайте на Sport Connect:
Оказывается, новый стадион «Динамо» будет очень технологичным – например, еду будут доставлять прямо на ваше место.
Нелегальные трансляции угрожают не только России, но и АПЛ. Молодая аудитория выбирает их все чаще.
Лучший стадион мира: робот-охранник, солнечная энергия и концерты Канье Уэста
Фото: facebook.com/AtlantaUnitedFC (2); twitter.com/dealesatlutd (3)
И это учитывая, что соккер по популярности идет после NFL, MLB, Nascar, NBA, NHL, College Football и даже College Basketball.
Популярная мантра про американский спорт сообщает: спортивные объекты в Штатах содержатся на частные деньги – богатые владельцы команд вкладывают собственные средства в инфраструктуру, а затем эффективно ею управляют.
Однако не все так однозначно. По данным The Guardian, из 33 арен, возведенных или модернизированных в США с 1996 года (стоимость работ не менее $10 млн), только две обошлись без бюджетных средств. В Нью-Йорке нашли $1,6 млрд частных инвестиций на строительство стадиона «МетЛайф» (для двух нью-йоркских команд по американскому футболу), а в Майами — $350 млн на реконструкцию арены «Хард Рок» (для местного клуба «Долфинз» из НФЛ).
В затратах на 31 объект бюджетные деньги присутствуют. Причем в ряде проектов — весьма серьезные. Стадион «Рэймонд Джеймс» клуба «Тампа-Бэй Бьюканирз» (НФЛ) полностью профинансирован бюджетом. Арена «Пол Браун» для «Цинциннати Бенгалз» (НФЛ) — на 94%. «M&T» команды «Балтимор Рэйвенз» (НФЛ) — на 90%. Стадион в Индианаполисе для местных «Колтс» (тоже НФЛ) – на 86%.
Общие инвестиции на эти 33 объекта составили $15,35 млрд. Из которых $7 млрд (почти половина!) — деньги налогоплательщиков. В США они поступают в строительные бюджеты различными способами. Это может быть увеличение налога или нескольких налогов, их полное перенаправление на нужды строительства, пожертвования, правительственные гранты, доходы от государственных лотерей и включение части суммы в счет стоимости билетов. Ради нового стадиона «Аризоне Кардиналз» разрешили все налоги, связанные с НФЛ, не выплачивать в казну, а отправить на строительство.
Затем, разумеется, встает вопрос о владельце стадиона, но обычно клубы договариваются о выгодном лизинге. Они торгуются с позиции силы. Команды ведущих лиг — важная часть бренда города. Это дополнительная мотивация для инвесторов и привлекательный ориентир для туристов. Так, в Балтиморе стадион «M&T Bank», где играют «Рейвенз» из НФЛ, принадлежит штату Мериленд. При этом команда ничего не платит за аренду, забирает доходы от билетов, рекламы и продажи нейминговых прав. Штат оплачивает расходы на безопасность и содержание стадиона. Клуб тратится только на игровое покрытие и издержки в день матча. При этом «Рейвенз» получают все доходы с парковки и даже устанавливают там цены. Город забирает 10% налога с билетов, но 80% этих денег тратит на содержание арены.
В Цинциннати стадион «Пол Браун» сдан в аренду «Бенгалс» из НФЛ с 2000 по 2026 год. Окружной бюджет берет на себя все содержание и серьезные улучшения. За первый год клуб платил всего $1,7 млн, и каждый сезон аренда уменьшалась на $0,1 млн. Таким образом, с 2009 года клуб ничего не платит, но покрывает издержки в день матча. К тому же команде достаются все доходы, включая билеты, рекламу и деньги от парковки. «Бенгалс» разрешено продавать права на название стадиона, при этом первые $16,67 млн команда заберет себе, а остальное в соотношении 30/70 поделят округ и клуб.
Основной капитал свободного мира не халявные нефть и газ, а люди !!!
Кстати, "канадец" с кубанской рожей, твоя любимая сверхдержава закачала в добычу сланцевой нефти по скромным оценкам не менее 500 млрд долларов )