Артефакты. Зал № 1 (Count Five, May Blitz, Arzachel, Asylum Choir, The Third Bardo)
Запускаю очередной проект, в котором планирую рассказать об интересных группах и исполнителях 1960-1970-х гг., которые в силу разных обстоятельств не получили большой известности и не смогли собрать внушительной дискографии. Так случилось, что в этот короткий промежуток в 10-15 лет появлялось огромное количество талантливых (иногда гениальных) групп и исполнителей, число которых постоянно росло. При этом количество звукозаписывающих лейблов и компаний было ограниченным. Разумеется, число этих компаний тоже увеличивалось, так как находилось немалое количество предприимчивых ребят, стремившихся конвертировать талант музыкантов и ажиотаж публики в солидные прибыли от продаж синглов и альбомов. Тем не менее поток творческой энергии в разы, а, может быть, на порядки, превосходил энергию предпринимательскую.
Поэтому многие группы попросту не имели возможности попасть на студии звукозаписи, ограничиваясь подпольными и самопальными записями ужасного качества, по которым судить о степени их музыкального таланта не представляется возможным. Подсчитать количество таких исполнителей невозможно, так как некоторые не оставили о себе ни малейших фрагментов материальной памяти, то есть пресловутых "артефактов", вынесенных автором в заголовок этого, надеюсь, долгоиграющего проекта. Речь в нем будет идити о рок-группах и рок-исполнителях упомянутого периода, которые оставили после себя какие-то записи, но имена которых сейчас либо совсем забыты, либо известны лишь в кругу олдскульных меломанов.
Проекты подобной направленности встречались в Интеренте и на радио ранее. Из наиболее свежих - "Кунсткамера" Владимира Ильинского ("дяди Володи"), на протяжении последних двух лет выходящая в рамках "120 минут классики рока" на "Эхе Москвы". Из более ранних проектов выделю еще два. Чрезвычайно интересный и познавательный цикл передач "Две жизни спустя" за авторством Евгения Бычкова, музыкального журналиста и рок-меломана из Казахстана, переехавшего в Канаду и на протяжении 2006-2015 гг. выпускавшего авторскую программу об истории рока. Наряду с передачами, или как называет их сам автор, "психоделичискими трипами" о признанных легендах рока были выпуски, посвященные совсем малоизвестным командам и музыкантам. В завершение отмечу авторскую программу известного музыканта Николая Арутюнова "Историческая справедливость", которую он в 2009-2012 гг. вел на радиостанции "Финам ФМ". Как говорил сам Н. Арутюнов, это "программа о рок-музыке 60-70 годов и об исполнителях, чей вклад в развитие мировой рок-культуры незаслуженно недооценен в нашей стране".
Подобные проекты стали для меня отличной источниковой базой, кроме того, они вдохновляли на свои поиски музыкальных артефактов того времени. Для пополнения некоего музея музыкальных редкостей. По этой причине каждый пост у меня и будет обозначен словом зал", по пять исполнителей в каждом. Здесь уважаемые посетители смогут не только послушать музыку, но и прочитать краткую аннотацию об исполнителях: страна, годы творческой активности, альбомы рекомендованные к прослушиванию, краткие сведения о жизни музыкантов (если удалось их найти).
Призываю всех посетителей оставлять свои впечатления и рекомендации в книге отзывов (то есть, в комментариях). На этом преамбула закончена и экскурсия по музею музыкальных раритетов начинается...
Count Five
Страна: США
Годы активности: 1964-1969
К прослушиванию: "Psychotic Reaction" (1966)
Группа была сформирована в 1964 году в Сан-Хосе (штат Калифорния) гитаристом Джоном "Mouse" Михальски и вокалистом Кеном Эльнером, учившимися вместе в старшей школе. После непродолжительного выступления под названием "The Squires" название сменили на "Count Five" (Число пять). В коллектив также вошли рой Чейни (бас), Джон Бирн (ритм-гитара и основной вокал) и Крейг Аткинсон (ударные). Песня "Psychotic Reaction" была написана Бирном и доработана другими участниками под влиянием групп The Standells и The Yardbirds. Примечательно, что многие лейблы отклонили трек, в итоге была достигнута договоренность с Double Shot Records из Лос-Анжелеса, решившим выпустить сингл.
Он сразу же обрёл популярность, заняв в 1966 году 5-е место в американских чартах. Вскоре был выпущен одноимённый альбом, ставший единственным лонгплеем группы. Команда просуществовала ещё некоторое время, пока их главный хит не стал терять популярность. Другой причиной распада группы послужило то, что музыканты, которым тогда было менее 20 лет, решили продолжать своё образование в колледже. В 1969 году коллектив распался окончательно, и лишь один раз, в 1987 году воссоединился для концерта в Лос-Анджелесе. Слушаем главный хит группы "Psychotic Reaction"
May Blitz
Старана: Великобритания-Канада
Годы активности: 1970-1971
К прослушиванию: "May Blitz" (1970), "2nd Of May" (1971)
Интересное англо-канадское трио, возникшее на обломках культовой ритм-энд-блюзовой команды "Bakerloo". В конце 1969 года "Bakerloo" покинул лидер и основатель Дэйв Клемпсон. А два других участника ансамбля, Кит Бэйкер и Терри Пул, решили присоединиться к более известным командам. Тогда же они познакомились с гитаристом-виртуозом из Канады Джейми Блэком, жившим на тот момент в Лондоне. Собранная группа начала активно репетировать и концертировать, однако договориться ни с одной звукозаписывающей компанией не могла.
В итоге этих мытарств Пул и Бэйкер покинули группу, после чего неутомимый Блэк пригласил в команду, уже носившую название May Blitz, знакомого басиста из Канады Рида Хадсона и известного английского барабанщика Тони Ньюмана (успевшего поиграть с Джефом Беком). Тогда же обновленный коллектив подписал контракт с набиравшим популярность лейблом Vertigo. Группа записала в 1970 году дебютный альбом, ставший интересной смесью тяжелого, слегка блюзового рока, прогрессива и психоделии. К сожалению, этот релиз группы остался практически незамеченным публикой и критиками. Несмотря на это сотрудники Vertigo дали музыкантам еще один шанс - второй альбом "2nd of May" был выпущен в 71-м, но также не снискал успеха у слушателей. Тем не менее, обе пластинки May Blitz содержат очень сильный и временами новаторский музыкальный материал, который в то время еще не мог быть оценен по достоинству. Музыканты, как это бывает, немного опередили свое время. Слушаем композицию "Smoking The Day Away", открывающую дебютный альбом группы
Arzachel
Страна: Великобритания
Годы активности: 1969
К прослушиванию: «Arzachel» (1969)
Загадочный проект молодых лондонских музыкантов, стоявших у основ так называемой "кентерберийской сцены". Еще учась в школе (City of London School), гитарист Стив Хиллидж в ноябре 1967 года вместе с клавишником Дейвом Стюартом и басистом Хью Монтгомери-Кэмпбеллом организовал группу Uriel. Постоянного барабанщика у них не было, но спустя какое-то время по объявлению в газете пришел Клайв Брукс. Коллектив просуществовал меньше года, в июле 1968 года Хиллидж ушел для учебы на философском факультете в университете графства Кент. Трое оставшихся музыкантов образовали группу Еgg и заключили контракт с Decca Records. Во время записи первого альбома Egg вернулся Хиллидж и бывшие участники Uriel буквально за восемь часов записали целый альбом! Дабы соблюсти контрактные обязательства, они взяли себе другое название – Arzachel (кратер на Луне, названный в честь арабского математика и астронома Аз-Заркали).
Дейв Стюарт вспоминал о записи этого альбома следующее: «Мы знали парня, у которого была демо студия на Gerrard Street в Сохо. Этот малый, Питер Викер, знал иностранца по имени Зак, который имел рекорд-лэйбл и жаждал издать что-нибудь из этой модной "психоделической" музыки. Мы знали, как играть эти психоделические дела, так как провели много счастливых часов в клубе Middle Earth, слушая команды вроде Love Sculpture. Мы должны были записать альбом за вечер - нет проблем! - в обмен на жалкую сумму денег, которая тогда нам казалась огромной. Так как мы только что подписали эксклюзивный контракт с Decca, мы подумали, что было бы благоразумно использовать другое имя, так что мы остановились на "Arzachel", имени кратера на Луне, которое Монт высмотрел на астрономическом постере на стене своего сортира. Также мы позвали нашего старого приятеля Стива Хиллджа играть партию гитары, петь и, вообще, сделать все еще более психоделическим. Мы день репетировали, а затем забабахали альбом часов за восемь»
С этой уникальной пластинки слушаем композицию «Queen St. Gang»
Asylum Choir
Страна: США
Годы активности: 1968-1972
К прослушиванию: «Look Inside» (1968)
Совместный релиз Леона Расселла и Марка Бенно, который они в шутку называли "великим дурацким психоделическим альбомом". Талантливый мультиинструменталист из Лос-Анджелеса Леон Расселл работал со многими известными исполнителями - Эриком Клэптоном, Бобом Диланом, Стивом Уинвудом, Ринго Старом и др. Марк Бенно, уроженец Далласа, вырос в музыкальной семье, и не так известен широкому кругу слушателей. Но его личные дарования и музыка, которую он слышал с самого детства, сформировали его замечательным гитаристом. Он даже успел поработать с «The Doors», однако подлинной известности не добился.
Леон и Марк сдружились и много времени проводили вместе, помогая во время студийных сессий своим коллегам и друзьям. В 1968 году на домашней студии Расселла в Лос-Анджелесе был записан интереснейший альбом "Look Inside", к которому сами исполнители отнеслись не слишком серьезно. Отсюда и дурашливое название проекта - «Asylum Choir» (Хор больницы для умалишенных). Работали они над пластинкой буквально несколько дней, в перерывах между основными тогда занятиями. Альбом долгое время считался забытым и потерянным, лишь в 2006 году был оцифрован и переиздан. Кроме того, у дуэта Расселл-Бенно вышел еще один альбом в 1972 году, в который вошли треки, не попавшие в первый альбом. Для знакомства с этим любопытным проектом слушаем песню Thieves In The Choir
The Third Bardo
Страна: США
Годы активности: 1967
К прослушиванию: "The Third Bardo" (1967)
Совершенно забытая группа "гаражного рока" из Нью-Йорка, выпустившая в период знаменитого "лета любви" 1967-го свой единственный сингл "I'm Five Years Ahead of My Time" (Я на пять лет опережаю время). Эта песня получила некоторую ротацию на радио и только много лет спустя была признана классическим роком 1960-х годов из-за её включения в сборник Nuggets: Original Artyfacts from the First Psychedelic Era, 1965-1968 Box Set.
На тридцатилетнем юбилее Лета Любви эта вещь была включена в Rock & Roll Hall of Fame's Psychedelic Top 100 всех времен и народов. Добавим, что от The Third Bardo сохранилась только одна запись сессии, которая включала всего шесть треков. Слушаем упомянутую вещь "I'm Five Years Ahead of My Time"
На этом знакомство с первым залом подошло к концу.
Всем спасибо за внимание!
До встречи на новых экскурсиях!
Художник Карл Брюллов лубил писАть огромные картины, ну, конечно, когда у него были денюшки на огромные холсты и дикое количество всяческих красок. Он даже знаменитый портрет Всадница сваял 2 на 3 метра, а уж на Последнем Дне Помпеи вообще оторвался безбожно - ажно 6 на 7....
Частенько гения спрашивали: " Палыч, ну на хера такие огромные колобахи ????". На что метр неизменно отвечал, улыбаясь в усы : " А как, скажи мне , друг ситный, всю талантищу в масипульку какую-то впендюрить, епто, а ????".