«Вы уверены, что не ошиблись домом? В нашей семье есть футболист, но его зовут Бобби». Крутая биография Джека Чарльтона
"А вы уверены, что не ошиблись домом? Здесь есть только один молодой человек по фамилии Чарльтон, который умеет играть в футбол. Но его зовут Бобби и ему только 13 лет, а потому говорить о серьезном клубе еще рано". От этих слов миссис Чарльтон скаут "Лидс Юнайтед" на некоторое время засомневался – может быть, он действительно что-то напутал.
Но нет, его интересовал молодой футболист по фамилии Чарльтон. Только не Бобби, а Джеки – длинный и несколько нескладный, однако жесткий и решительный центральный защитник. "Все-таки настаиваете, что вам нужен мой малыш Джек? Поверьте мне, я знаю толк в футболе – у меня родни среди профессиональных футболистов больше, чем у вас волос на голове. Бомбардир Джеки Милберн из "Ньюкасла" и сборной Англии – так это мой двоюродный брат. Нет-нет, мой Джеки вряд ли вас мог заинтересовать – из него даже шахтер не получился, какой уж тут футболист. Он собирается стать полицейским".
Каково быть в тени собственного брата, Джеки Чарльтон узнал очень рано. Хотя в семье старшим был именно он, футбольный талант Бобби, который был младше на 2,5 года, расцвел намного раньше. Техничный и изобретательный, он привлекал внимание своими действиями на левом фланге атаки, тогда как старший брат мог заинтересовать разве что местную футбольную команду и, конечно же, одну из шахт Ашингтона. Этот шахтерский городок расположен совсем рядом с Ньюкаслом. Здесь можно было стать только шахтером, хотя в те времена каждый шахтер был немножко футболистом. Рассказывали, что в период между двумя войнами достаточно было заглянуть в любую шахту, чтобы найти там отличного центрального нападающего или, на худой конец, защитника. Глава семьи Чарльтонов был обыкновенным шахтером, но Джеку хватило всего лишь одного рабочего дня, чтобы принять решение – по стопам отца он не пойдет. Уж лучше стать полицейским. День собеседования был назначен, но, как оказалось, именно на это же время скаут "Лидс Юнайтед" пригласил его на просмотр. Джеки не колебался ни минуты и выбрал футбол.
Чарльтон провел два года в юношеской команде "Лидса". Он был обыкновенным рядовым игроком, которого, казалось, замечали только благодаря высокому росту. Джеки все чаще и чаще задумывался: "А может, мама действительно была права и скаут просто ошибся домом?" В мае 1952 года, когда ему исполнилось 17 лет, он уже имел право самостоятельно подписывать контракт. Только кто ему это предложит? Первая команда во главе с менеджером майором Бакли укатила в турне по Голландии, и Джеки узнал о своей судьбе от секретаря клуба Артура Краутера. Тот был немногословен: "Босс сказал подписать с тобой контракт. Ты получаешь десять фунтов подъемных, во время сезона тебе будут платить 18 фунтов в неделю, а летом – 14. Поставь свою подпись здесь и здесь".
Много позже в автобиографии Джеки Чарльтон напишет, что, выйдя из офиса секретаря, он узнал от продавца газет – с утра вокруг "Элланд Роуд" ошивались представители с десятка клубов первого дивизиона. Каждый из них был готов предложить контракт именно ему, "Жирафу Чарльтону", если бы это не сделал "Лидс". "Я был шокирован. Впервые в жизни я понял, что могу добиться чего-то в футболе. Раньше мне никогда и никто об этом не говорил. Меня называли Жирафом, как будто кроме габаритов у меня нет ничего".
Впрочем, прошло еще десять лет, прежде чем Джеки Чарльтон сумел реализовать свой потенциал. Он играл в первой команде "Лидса" регулярно, однако не отличался ни стабильностью, ни профессионализмом. Он не признавал авторитетов, зато очень любил командовать – даже такими авторитетами, как Джон Чарльз. Именно его позицию занял Чарльтон, когда легендарного валлийца перевели в центр нападения. Многолетний товарищ Джеки по команде Джонни Джайлз, пряча улыбку, признался как-то раз: "Чарльтон не всегда был прав, но он никогда не ошибался". Бобби Чарльтон, вспоминая детские годы, охотно с ним соглашался: "Однажды я сделал замечание Джеки, по вине которого команда пропустила гол, и тут же получил в лоб". Чарльтон нарушал режим и ссорился с тренерами, пил и волочился за юбками, немного остепенившись только после женитьбы.
Принято считать, что поворотным моментом в карьере Джеки Чарльтона стало назначение Дона Риви менеджером "Лидса". Однако на самом деле все было немного не так. Риви, когда еще играл в одной команде с Чарльтоном, не скрывал недовольства манерой действий Джеки, который мог вдруг сорваться со своей позиции и побежать в атаку. Болельщикам такое нравилось, нравилось это и шалопаю Джеки. "Если бы я был менеджером клуба, то ты бы у меня не попадал даже на лавку второго состава!", - честно выпалил на одной из тренировок опытный Риви. Ответ Чарльтона был незамысловат — он поднял один из своих средних пальцев и бросил что-то вроде: «Черт подери, шикарно, что ты им не являешься!»
Спустя две недели после этой фразы 33-летний Дон неожиданно для всех был назначен играющим тренером "Лидса". Он, чтобы избавить команду от рискованных рейдов вперед в исполнении центрального защитника, решил сделать из Джеки нового Джона Чарльза, то есть перевел футболиста в центр нападения. И хотя в сезоне 1961/62 Чарльтон стал лучшим бомбардиром "Лидса" с показателем 12 забитых мячей, на острие атаки он чувствовал себя неуютно. "Я старался изо всех сил, однако не имел ни малейшего понятия, как действует центрфорвард. Одно дело прибегать в атаку время от времени, и совсем другое – действовать там постоянно. Помню, Джо Шоу из "Шеффилд Юнайтед" откровенно ржал, когда ему выпало опекать меня". В том сезоне "Лидс" с большим трудом, благодаря победе в последнем туре, избежал вылета в третий дивизион, после чего в истории клуба началась действительно светлая полоса.
Вместе с командой постепенно расцвел и Джек Чарльтон, хотя Дон Риви, после неудачного эксперимента, готов был расстаться с ним. Джек получил серьезные предложения от Билла Шенкли из "Ливерпуля" и Мэтта Басби из "Манчестер Юнайтед". Он был уже одной ногой в МЮ, когда Басби в последний момент решил отложить переход на один сезон, потому что захотел проверить молодого игрока. Разумеется, Чарльтон высказал менеджеру все, что он думает на его счет, и остался в "Лидсе". Он вернулся в центр обороны, где с 1962 года рядом с ним выступал Норман Хантер. Они великолепно дополняли друг друга – Джеки превосходно чувствовал себя в воздухе, а Норман никому не давал спуску внизу. В 1964 году Лидс вернулся в элиту, где сходу мог сделать "золотой дубль", но только по соотношению мячей уступил чемпионство МЮ, а в финале Кубка Англии проиграл в дополнительное время "Ливерпулю". Но Джеки ничуть не жалел, что не оказался в одной из этих двух команд.
В апреле 1965 года почти 30-летний Джеки Чарльтон дебютировал в составе сборной Англии, когда Бобби Чарльтон отыграл уже более пятидесяти матчей за главную команду страны. Если кого-то смущал почтенный возраст новичка, то только не менеджера команды Альфа Рэмзи. В сборной любили потешаться над неуклюжим Джеки, который совсем уж проигрывал на фоне своего брата, мастера элегантной и утонченной игры. Во время тренировочных матчей Чарльтона-старшего нарочно выбирали в команду самым последним, когда были разобраны даже тренеры. Это выводило Джеки из себя, зато потом, в игре, он действовал с удвоенной энергией и злостью. Он мог всерьез сцепиться на тренировке даже со своим товарищем по команде, и Рэмзи нужны были именно эти его азарт и жажда победы. На футбольном поле Чарльтон великолепно компенсировал недостатки стиля Бобби Мура, и Рэмзи как-то на прямой вопрос Джеки ответил: "Да, ты уже стар, но я тебя вызываю, потому что в игре ты не доверяешь Муру".
С появлением Джеки Чарльтона завершилось создание знаменитого редута сборной Англии, с помощью которого команда выиграла домашний чемпионат мира 1966 года. "Джеки был на пике своей формы, и не случайно в 1967-м его назвали Игроком года, - пишет Бобби Чарльтон. – Он выделялся бесподобным позиционным чутьем, доминируя в воздухе благодаря не только своим габаритам, но и понимаю, куда прилетит мяч. Он очень помогал впереди во время стандартных положений, врываясь в штрафную в последний момент или, что случалось гораздо чаще, занимая позицию прямо на линии ворот перед вратарем. Кроме того, его лидерские качества и умение организовать вокруг себя всех защитников стали просто незаменимыми". Пока сборная на домашнем мундиале набирала форму, следует признать, что именно Джеки был одним из самых заметных ее игроков – непроходимый у своих ворот, он при каждой возможности торопился в атаку, где у его товарищей поначалу мало что получалось.
Джеки Чарльтон сыграл за сборную Англии 35 матчей, в которых команда пропустила только 21 мяч и потерпела всего два поражения. Однако с 1968 года он все чаще уступал место в составе Брайану Лабоуну из Эвертона, и в конце концов матч против сборной Чехословакии, сыгранный на чемпионате мира 1970 года, стал для него прощальным. Вскоре и Футбольная Ассоциация запретила Джеки выступать за сборную, когда тот не то в шутку, не то всерьез заявил, что ведет учет соперников, которых он "уделывал" и которых "обязательно уделает в ближайшем будущем". Чарльтон имел устрашающую репутацию, и в матче Кубка ярмарок с "Валенсией" он с кулаками набросился на всю оборону и вратаря соперника. Утихомирить Жирафа удалось только с помощью полиции.
Вместе с "Лидсом" Джеки Чарльтон выиграл все, что только можно: чемпионат, Кубок Лиги и Кубок Англии, два Кубка ярмарок. Хотя, конечно, проиграл он гораздо больше – только с приставкой "вице" Лидс пять раз завершал сезон. В 1973 году Джеки повесил бутсы на гвоздь, сыграв в общей сложности 773 матча за "Лидс", в которых забил 96 мячей. В свои 38 лет он снова, как когда-то в молодости, утратил жажду игры, и Дон Риви справедливо упрекал ветерана, что тот теперь настраивается только на важные матчи. "Риви предлагал мне остаться, имея в виду тренерскую работу, но он делал это как-то нехотя, и я решил порвать с клубом, которому отдал всю свою футбольную жизнь".
Джеки Чарльтон неожиданно добился немалых успехов как менеджер. Он сразу же вывел "Мидлсбро" в первый дивизион, где финишировал на седьмом месте. Приняв сборную Ирландии, Жираф поднял ее на немыслимую высоту: участник Евро-1988, четвертьфиналист ЧМ-1990, участник ЧМ-1994. Чарльтона упрекали за примитивный стиль игры, за то, что он натурализовал кучу игроков, родившихся не в Ирландии. Но он умел добиваться результата, о котором сегодня сборная Изумрудного острова только мечтает.
Некоторое время назад Джеки попросили сравнить двух братьев Чарльтонов, и он ответил просто: "Наш мелкий, конечно, намного лучший футболист, но зато я – классный тип".