Дмитрий Головин: «В высшем дивизионе у нас играет только пятьдесят российских баскетболистов!.. О чем вообще речь?!»
Дмитрий Головин подвел итоги своей карьеры в «Нижнем Новгороде», рассказал об общении с болельщиками в интернете и высказал мнение о лимите на легионеров.
Дмитрий Головин. Собрание сочинений:
- Нынешнее лето ты встретил в непривычном для себя статусе свободного агента. Как ощущения?
– Ощущения свободы. Правда, не знаю, радоваться этому или, наоборот, печалиться. Жду новостей относительно своего будущего. О каких-либо предложениях или вариантах говорить пока рано. Но я остаюсь в баскетболе. Мой переход в хоккей пока откладывается.
- Ты стал одним из символов «Нижнего Новгорода», пройдя с командой путь от Суперлиги Б до Евролиги. Чем запомнились эти шесть лет?
– Главное впечатление – что мы преодолели такой огромный путь. Если пытаться анализировать то, что проделала команда, это не поддается объяснению. Ведь не было каких-то больших денежных вливаний, как иногда бывает, когда создается новый клуб… Грамотный менеджмент, подбор тренера, подбор команды… В какой-то момент перетерпели, где-то помогло везение. И все проделали нереальный объем работы. Выйти в Топ-16 Евролиги – одни эти слова уже заставляют задуматься. А выделить какой-то один эпизод сложно. Вспоминаются эмоции от побед. Например, «серебро» Единой лиги ВТБ – с учетом ЦСКА, можно считать это «золотом».
- Можешь назвать лучшую пятерку «Нижнего» за эти шесть лет?
– В нее можно включить многих. И не хочется кого-то обидеть. Но можно, например, назвать Дмитрия Хвостова, Евгения Бабурина, Вадима Панина, Артема Яковенко и Семена Антонова. В какие-то периоды каждый из них «зажигал» по полной. Тот же Яковенко, был сезон, всех разрывал. Так, чтобы вся эта пятерка играла в команде одновременно, не получилось, но эти ребята всегда выкладываются и в защите, и в нападении, всегда делятся мячом… Можно назвать и других ребят, Ваню Савельева, например. Мне со многими было приятно играть.
- Легионеров ты тоже повидал немало. Кто из них был самым интересным?
– Был у нас, например, такой Кирк Снайдер – тот, который в НБА бил сверху, перелетая через защитников – у нас он тоже пару раз на тренировках смачно бил сверху. По-игровому, конечно, запомнился Тэйлор Рочести: пришел к нам по ходу сезона и выдал полтора ярчайших года. А вообще «по чуть-чуть» помню всех легионеров, но не так, чтобы что-то экстраординарное.
- «Нижний Новгород» – это уникальный проект? Или его опыт применим и к другим клубам?
– Самое главное, что я вынес для себя – российские ребята могут играть так же, как и иностранцы. Когда доверие и отношение ко всем одинаковое. Когда «пистоны» вставляются всем одинаково, а не так, чтобы русские были виноваты во всех бедах, Когда мяч в нападении делится одинаково на всех, а не так: кидаете ты и ты, а ты – подбираешь и стоишь в углу, и хорошо, если два броска за игру сделаешь, так что даже Месси больше тебя забивает (это я образно, а не про историю с Максимом Шелекето).
Вроде бы все тренеры говорят, что им все равно, какой у игрока паспорт, но мы же видим, какие акценты расставляются. Бывают, конечно, и сильные легионеры, например, Сонни Уимс и Милош Теодосич, но в том же ЦСКА играют и россияне – бронзовые призеры Олимпиады. И когда все одинаково и поровну, как в семье – российский игрок играет не хуже легионера. Но почему-то в других клубах этого не видят или не хотят видеть.
Хотя можно сказать, что и сам «Нижний» в этом сезоне стал более «легионизирован». И немного обидно за ту модель игры, которая была у нас прежде и от которой мы почему-то ушли. Более выраженно погоду в игре стали делать легионеры. Думаю, к прежней нашей модели никто уже и не вернется, каждый год все будут покупать легионеров.
- Смена курса в «Нижнем» связана со сменой тренера?
– Наверное. Айнарс Багатскис набирал состав, таков его взгляд на игру. Но он дал результат – это главное. И я не говорю, что этот его взгляд – «плохой». Отношения в коллективе не поменялись. А акцент в игре был сделан в пользу нападения. Это, думаю, и со стороны было заметно. Другая философия у тренера: игра шла от нападения, а не от защиты, как раньше.
- Перед этим сезоном ты был в команде одним из немногих, кто уже имел опыт участия в Евролиге. Ощущения от игры за УНИКС и «Нижний Новгород» отличаются?
– Отличалась моя роль в команде – в «Нижнем» я играл побольше. В УНИКСе-то я вышел всего пару раз: когда с «Жальгирисом» вели 20 очков и на выезде с «Олимпией» за пять секунд до конца. А в «Нижнем» я выходил на площадку стабильно, свои пять, а иногда и десять минут имел. И мы считались андердогами, но хотелось выигрывать, а не сливать всем подряд.
- Была игра, когда ты вообще вышел в стартовой пятерке…
– С «Реалом». Я очень переживал, переволновался, перегорел. Вышел на площадку – и вообще ничего не понимал. Тело было ватное, не мог ничего сделать. Видимо, «Реал» дал о себе знать. Но потом привык, играл поспокойнее. Опыт и уверенность приходят постепенно, я же не сразу из Суперлиги в Евролигу попал. Везде играют люди, просто в том же «Реале» они играют очень хорошо, с ними ошибаться нежелательно.
- Не обращал внимания, что к «Нижнему» было двоякое отношение: за команду болеют, но все равно ждут, что «сказка» вот-вот закончится?
– Какого-то негатива («выскочки» и тому подобное) я к команде вообще никогда не чувствовал. У нас и серий победных не было. Мы начали в Евролиге плохо. А потом здесь «зацепили», там… И только в последнем матче все решилось. А вот в Единой лиге мы начали сезон уверенно. Там, думаю, нас уже не рассматривали как раньше: как середнячка, которого можно обыграть, настраивались на нас уже как на серьезного соперника. Мы большую часть сезона входили в первую четверку и только в концовке незапланированные поражения помешали нам в ней удержаться.
- В Нижнем тебя узнавали на улице?
– Бывало иногда. Последний раз узнали в Самаре на автомойке. Мойщик, ему лет пятьдесят, увидел пропуск, спрашивает: «А ты что, за «Нижний» играешь? Ой, а я все игры ваши смотрел». Начал мне рассказывать про Топ-16, задавал всякие вопросы «в тему»: кто будет в следующем сезоне в Евролиге, где будет «Нижний» играть... Я аж обалдел. Приятно было встретить человека, который следит за баскетболом.
- В интернете ты периодически вступал в дискуссию с болельщиками, критиковавшими команду после поражений…
– Я просто не понимаю смысл этой критики. Если, например, я начну болеть за какую-нибудь хоккейную команду, мне и в голову не придет писать в группе ВКонтакте, что такой-то и такой-то плохо играют, зачем тренер их ставит и так далее… Мне бы за первые два года разобраться, кто с кем в тройках играет… А здесь… Я читаю группу: кто-то болеет за команду первый год, кто-то – второй, явно не баскетболисты, сами не играют, некоторые двухочковый от перехвата не отличат – и вот от них идет какая-то «глубокая» аналитика, разбор замен, да еще и оскорблять начинают, игроки у них «мертвые»… Вы фамилии всех игроков команды хоть запомните. А есть вопросы – подойдите после игры и спросите, никто от вас никуда не убежит. Самое смешное – таких «экспертов» в группе всего пять-шесть человек, и они переписываются сами с собой. Проиграли – сто комментариев. Выиграли – двадцать. Да и то, после побед люди умудрялись писать: ребята, а что это мы расслабились, одни похвалы команде, а ведь она сегодня пропустила 80 очков… Мы уже в конце сезона всей командой собирались, читали такие комментарии и смеялись. Хочу обратиться к тем, кто их пишет: подумайте, что вы пишете и как это выглядит со стороны, иногда это просто глупо. Я не говорю, что нас каждую игру нужно «облизывать», но писать-то нужно адекватнее.
- Тем не менее, вы читаете комментарии и отчеты о матчах. К чьему мнению или оценке ты бы прислушался?
– Да отчетов у нас и нет, о российском баскетболе почти никто не пишет. Только Павел Гооге ведет блог и конференцию на спортс.ру, вот его читаю, у него бывает интересно. С ним можно спорить, но у него свое мнение и он его обосновывает. А больше читать и нечего.
- Не обидно, что пресса обходит баскетбол при имеющихся там успехах своим вниманием, тогда как, например, о футболистах все знают все, когда и кто чихнет?
– Пусть и про футбол пишут. В идеале нужно, чтобы и про баскетбол писали. Но такова реальность, и в этой ситуации «заслуга» всех нас, все виноваты. Хорошие журналисты есть, но по каким-то причинам о баскетболе они писать не хотят. Раньше было получше. Как исправить ситуацию? Каждый клуб должен больше общаться с медиа, делать больше видео. У нас, например, к концу сезона появились видео-превью к матчам, которые и мне самому было интересно смотреть. Нужно больше «внутренних» интервью о жизни клуба, участие в различных акциях – «Локомотив» делает очень много подобного контента. Да и в целом нужно больше рекламы, чтобы люди в городе знали про клуб.
- «Нижний Новгород», несмотря на участие в Евролиге, не мог похвастать высокой посещаемостью. С чем это связано?
– Сложно сказать. Я могу только высказать «взгляд со стороны». У нас даже в первом сезоне в Единой лиге посещаемость была выше, чем в этом… Наверное, нужно больше работать с болельщиками. Думаю, в Нижнем Новгороде вполне можно собрать полный зал. Плюс, у людей был выбор: Евролига или, например, игра с аутсайдером ВТБ. Зачем мне идти в воскресенье на аутсайдера, если в среду – Евролига? Лучше я буду ходить на Евролигу и иногда на ВТБ, когда сильная команда приедет. Были матчи, на которые приходили пятьсот человек – а я думал: что я сам-то здесь делаю, тем более, и играть не буду?
- Насколько интересно играть против того же «Калева» или «Байзонс», не самых сильных соперников?
– Если бы играли против них в большом зале и с болельщиками – было бы классно. У «Калева» хороший зал, правда, посещаемость средненькая. А с «Байзонс» мы играли в деревне, хотя говорят, что другие матчи они играют в большом зале, просто в «наш» день его не было. Я видел фото – на них приходило по 12 тысяч болельщиков. Это круто – играть в таком зале и с такой поддержкой. Я, конечно, за российские клубы, но у них, не знаю, возможно, нет такой инфраструктуры или денег. Хотя и «Калев», и «Байзонс» на своей площадке всегда борются, проходных матчей с ними не бывает.
- Что, по твоему мнению, можно предпринять для улучшения имиджа российского баскетбола? Не самое затратное, но с быстрой отдачей.
– Провести легитимные выборы в РФБ, чтобы люди там работали на благо российского баскетбола. Чтобы в той же Единой лиге играло больше российских команд. Сколько их было в прошлом сезоне? Девять, сейчас останется восемь. Российских игроков в каждой команде только половина, то есть шесть. И что получается: в высшем дивизионе у нас играет только пятьдесят российских баскетболистов!.. О чем вообще речь?!
- «Нечаянно» подошли к теме лимита. На твой взгляд, нужен он или не нужен? И насколько оптимальна его нынешняя формула, «6+6»?
– Эта формула в принципе нормальна. Хочешь – играй одними легионерами. Если ты не можешь найти трех-четырех хороших русских в команду – о чем можно говорить? Ведь у нас в России не слабые игроки. Вообще, конечно, в идеале лимит не нужен, пусть будет здоровая конкуренция. Но в России сейчас нет условий для роста баскетболистов. У нас есть детские тренера, но нет «пирамиды», чтобы молодые игроки развивались. Вот когда будут «пирамида», условия для развития, одинаковое ко всем отношение в команде – тогда да, лимит не нужен.
- Если нашим игрокам негде играть в России – почему они не едут в Европу?
– Если ты жалуешься, что тебе не дают играть и пробиться наверх – езжай, играй. В ту же Прибалтику, где тебя могут заметить. Например, Иван Нелюбов в конце сезона из скромного «Лиеткабелиса» перешел в «Нептунас», играющий в Евролиге. В Прибалтике все поинтересней, чем в нашей Суперлиге. Но каждый случай индивидуален. Если ты попадаешь в команду Единой лиги, пусть даже слабую, и тебе дают там играть – зачем куда-то ехать? Или, как вариант, «Динамо» – команда с прицелом на ВТБ: можно поиграть пару лет и с ней выйти в Единую лигу.
- Ты сейчас свободный агент. Тебе предлагают два варианта: клуб Суперлиги и европейская команда. Что выбираешь?
– Во-первых, нужно смотреть, что это за команды, какие там условия и какую предлагают зарплату. А то можно и в чемпионат Болгарии уехать… Но вот лично я сейчас не очень стремлюсь уезжать.
- То есть ты морально готов к Суперлиге?
– Почему нет? Я и играл там, правда, давно. Ведь если у тебя нет предложений от клубов ВТБ – значит, ты такого уровня игрок, доказывай все заново, пробивайся. Но не будем грустить раньше времени…
- Следил за тем, как в этом сезоне шли дела у бывших парнеров по «НН», Павла Коробкова, Петра Губанова и Вадима Панина?
– Да. Мы состоим в группе в ватсапе «БК НН» – там переписываемся, поздравляем друг друга с победами. Пашу вот поздравляли с чемпионством. А за ребятами из УНИКСа особенно следили – они ведь с нами были в одной группе в Евролиге.
- Самая заметная история с твоим участием в прошедшем сезоне – инцидент с Павлом Коробковым, которого Владимир Гомельский оскорбил в прямом эфире. Ты стал едва ли не первым, кто обратил на это внимание и вступился за Коробкова. Зачем тебе это было нужно, раз все остальные молчали?
– Как кто-то написал, я сделал себе на этом пиар, разрекламировал свое имя. Это первая и главная причина. А во-вторых, я считаю, что это неправильно: я смотрю баскетбол, и тут комментатор называет кого-то «дебилом». Мне кажется это неприемлемым. Тем более, Гомельский уже по-всякому называл игроков. Это «мой» спорт, я могу об этом написать. Нашел видео, выложил его, обратил внимание общественности. Клуб поддержал эту инициативу, предложил идею маек с соответствующими нашивками.
- Не показалось странным, что «Нижний Новгород» вступился за игрока ЦСКА, а сами «армейцы» промолчали?
– Думаю, ЦСКА разобрался в этой ситуации без официальных заявлений, внутри клуба, все-таки Гомельский – часть их «семьи». Вроде поднялся какой-то шум, были извинения. В Финале Четырех история, правда, опять повторилась… Понятно, что Владимира Гомельского в одно мгновение на телевидении не заменишь, все-таки он профессионал своего дела с огромным опытом, но таких ошибок, преднамеренные они или нет, допускать не должен. Это – одна из составляющих популярности баскетбола как вида спорта.
- Как относишься к таким замечаниям: «Лучше бы Головин играл так, как в твиттере пишет»?
– Так же часто играл? Да я и сам был бы не против. Как-то мне написали: «Лучше бы шел тренироваться, чем в твиттер писать». Я сначала не понял, что к чему, хотел занести парня в «черный список», но потом написал ему, он ответил, что просто переживает за меня, хочет, чтобы я чаще играл… На самом деле, твиттер и игра ведь никак не связаны. Я часто анализировал, думал: плохо сыграли – не надо ничего писать… Но если твоя игра зависит от того, как часто ты пишешь в твиттер – здесь уже что-то не то.
- Почему, кроме тебя, никто из баскетболистов не ведет твиттер так же интересно и регулярно? Нет такого «таланта»?
– Многие могут писать интересно. Антон Понкрашов, например, начинал вести твиттер, но сейчас что-то подзабросил. Да и я постоянно «забираю» у кого-нибудь хорошие шуточки, обсуждаем с ребятами, что написать. Может быть, остальные просто опасаются выносить «на люди» свое мнение, что-то обсуждать, не хотят ответственности. А кому-то, может, это просто неинтересно.
- А все эти истории про футболистов, которые в соцсетях позволяют себе не очень уважительно общаться с болельщиками?
– Все ситуации разные. Например, я читал, как какой-то болельщик обвинил футболиста, не помню его фамилии, что тот его «послал». А футболист в инстаграме ответил, что такого не было, что он готов встретиться и пройти тест на «полиграфе». И все. Не ответил бы – и все бы думали, что он «плохой», «зажравшийся футболист». Он ответил – и болельщик «сдулся». Может, ему просто на стадионе послышалось. И в большинстве других случаев наверняка не все однозначно. Конечно, не все святые, у кого-то и правда бывает «звездная болезнь», но нельзя говорить, что раз у футболиста большая зарплата, то он «не человек» и не уважает окружающих.
- Активность в соцсетях может стать шагом к росту популярности вида спорта?
– Конечно. Если ты постоянно что-то пишешь о команде, о путешествиях, выкладываешь фото, делишься какой-то инсайдерской информацией – человек может просто это увидеть, подписаться, заинтересоваться, а потом и на игру придти. Так же и я: кто-нибудь из тех, на кого я подписан, пишет на другие, не баскетбольные, темы – я начинаю их изучать, читаю, смотрю. И у команд должны быть интересные твиттеры, а не так: первые пять слов и ссылка на ВКонтакте. У «Нижнего Новгорода», мне кажется, в этом сезоне, с Владимиром Спиваком, твиттер стал поживее.
- За последний сезон какую свою запись в твиттере считаешь самой удачной?
– Если я пишу о ком-то из парней, сначала обязательно их спрошу, чтобы были не против. Хотя со многими взгляды у нас совпадают, все ребята адекватные, никто ничего негативного мне не высказывал. Помню еще, один чувак написал про Семена Антонова: он хитрый, мог в ЦСКА уйти, но знал, что будет там на банке сидеть, поэтому в «Нижнем» остался… Обычно наоборот пишут: игрок ушел за деньгами, бросил «родной» клуб, а здесь: Семен знает, что в «Нижнем» ему обеспечено место в составе и будет деградировать. И этот человек стабильно пишет в группе, ему лайки ставят, то есть он не один такой… Вот это уже реально смешно. А из своих записей приятно, например, было после выхода в Топ-16 Евролиги написать: «Доброе утро, участники Топ-16!».
- Одна из самых популярных тем в твоем твиттере – чай. Откуда такая любовь к нему?
– Уже давно товарищ в Нижнем Новгороде сводил меня как-то в чайную. Мне понравилось. Потом, в 2011 году, мы поехали на Универсиаду в Китай. Там сходили на рынок, купили посуду и сам чай. Так и начал его постоянно пить. Классное дело. Кто пил китайский чай – знают об этом. Да и просто приятное времяпрепровождение, особенно в компании. В этом сезоне в команду пришел Макс Кривошеев, он тоже оказался ценителем чая.
- Какой сорт чая самый любимый?
– Каких-то секретов у меня нет, все сорта известные: дахунпао, красные чаи, пуэр… Каждый может для себя что-то открыть, всем советую, здоровый образ жизни.
- Что из музыкальных новинок тебя особенно впечатлило в последнее время?
– В мае с женой ездили в Москву на «25/17». Крутой был концерт, с новым альбомом. А вот в Нижнем на концерт Смоки Мо и Баста мы не пошли, но их новый альбом мне тоже понравился. Больше пока ничего не планировали к посещению.
- Следил за финалом НБА?
– Думаю, если бы у «Голден Стэйт» из-за травм вылетело два основных игрока, они бы и до финала не добрались. Но мне больше нравилась как раз игра «Голден Стэйт»: она более командная. Возможно, там, как и в «Кливленде», также есть два ярко выраженных лидера, но они более «командные»: какие-то комбинации под них, выходы, скидочки. У «Кливленда» же все сводилось к «изоляции».
- Традиционный вопрос про сборную. Как оцениваешь ее перспективы?
– Жени Бабурина в ней нет, я расстроен. Если бы я был тренером, мне кажется, он заслужил приглашения в сборную. Он второй год играет стабильно. Может, он не весь сезон играл, но как он провел плей-офф!.. Плюс, он играет в команде Евролиги, которая входит в четверку лучших в стране. То есть всем требованиям Женя соответствует… Перспективы команды? Хорошие. У нас молодой, но уже с определенным опытом состав. К тому же россияне провели хороший клубный сезон, те же Никита Курбанов и Евгений Воронов. Сейчас у ребят есть пауза после сезона, чтобы восстановиться и приехать в сборную здоровыми. Так что я смотрю на перспективы сборной радужно.
- Как же теперь Бабурин останется без твоих шуток?
– Он будет спокойнее готовиться к играм. Ничто не будет его отвлекать.
Фото: БК «Нижний Новгород»
Очень хочется видеть "русскую" лигу, но уровень... КХМ
Да и в Новгороде, никто из наших так и не заиграл. Коробков заработал контракт с ЦСКА, Сеня потух
Про остальных и говорить нечего.