«Если и творить историю, то романистам». Плющенко открыл Олимпиаду
Павел Копачев наблюдал за тем, как Евгений Плющенко стал героем Сочи еще за день до официального открытия Игр.
Фото: REUTERS/Lucy Nicholson
Зрители в Сочи не называет его ни по имени, ни по фамилии. Просто Он: «Пришла ради Него», «Он единственный и неповторимый», «Без Него эта Олимпиада была бы другой», «Я буду молиться во время Его выступления»... Девичье помешательство не знает границ. И не только девичье – вчера седовласый мужчина на ж/д вокзале Адлера долго уговаривал кассира из билетного центра выдать ему «пропускной на фигуриста». И неважно, что «пропускных» нет почти полгода – мужчина приехал из Вологды специально на Плющенко.
Пожалуй, ради такого ажиотажа на границе с истерикой и стоило брать Евгения на Игры – закулисным и откровенно спорным решением. Но умом или логикой фигурное катание не понять: там давно действуют свои законы. Законы не спорта, а справедливости и прежних заслуг. Мало быть сильным – куда важнее иметь рычаги влияния, мощных спонсоров за спиной.
Я вот долго вчитывался в мнения уважаемых людей, которые рассматривают Плющенко как лицо страны, но так и не понял: какое отношение все это имеет к цифрам, уровням и баллам?
Ирина Слуцкая: «Если Плющенко не заслужил ехать в Сочи, то кто заслужил?»
Татьяна Тарасова: «Вердикт по Плющенко – это решение не только федерации, но и страны»
Итак, факт: в Сочи на лед вышел великий, поборовший травмы (но все-таки не время) фигурист, который вчистую проиграл 18-летнему Максиму Ковтуну чемпионат России, пропустил Европу, а попал на Олимпиаду благодаря закрытому прокату.
***
Впрочем, не будем забывать главного. Плющенко в Сочи – это большие истории:
а) совсем не про спорт, политику или даже шоу-бизнес. Это, в первую очередь, история маркетинга. В глубине души все понимают: он уже не так хорош, как в Ванкувере (с Турином сравнивать вообще нельзя), его фирменные вращения потеряли в скорости. Но остались прыжки, харизма и безумный талант, которого нет ни у Ковтуна, ни у Воронова... Да что там – даже у Патрика Чана, этого идеального канадского юноши, нет плющенковской магии.
б) человеческая история. Четвертая Олимпиада, с трех предыдущих он непременно уезжал с медалями (больше только у шведа Йиллиса Графстрема, который катался в 1920-30-х).
в) наконец, это история про разные эмоции. Евгения обожают, но еще больше недолюбливают. За высокомерие, попсовую тусовку, Билана и «Евровидение»... В последний раз косились в декабре, когда на чемпионате России он спокойно заявил «в Сочи выберу командный турнир».
Вот так просто: выберу, когда у страны одна лицензия, а правила разрешают замену только в случае травмы. Но Король захотел выбрать. Ради Него, собственно, осенью приняли поправку к правилам ISU, где эта замена оказалась возможна.
Но зачем же орать об этом на весь мир?
***
Перед стартом одна мудрая коллега сказала: «Я не люблю Плющенко, но это Личность. Такая дефицитная для сегодняшнего русского спорта». Когда он вышел на разминку и снял спортивный костюм, зал взорвался. Когда он исполнил прыжки, зал заревел. Когда он вышел в микст-зону и заговорил по-английски, японцы забыли про диктофоны и стали фотографировать. Он выступил даже лучше, чем ожидал. Он справился с давлением и опередил самого Чана. А то, что проиграл японцу Ханю, который сейчас безупречен – ну так это спорт.
Тот самый спорт, которого не так много в фигурном катании. Тот самый спорт, который по мнению его заслуженного тренера Алексея Мишина, не похож на эссе или рассказ: «Если и творить историю, то романистам. Мы с Женей шли к Играм своей, необычной дорогой. И пока рано о чем-то говорить – я осторожно отношусь к словам. Особенно к словам, сказанным после короткой программы».
Мишин ждал ученика, который произнес одну важную фразу: «На четвертой Олимпиаде еще сложнее, чем на первой – доказывать и работать».
Плющенко улыбнулся, подмигнул журналистам и красиво ушел под трибуны. Чертяка, даже захотелось догнать и пожать ему руку.
Как бы мы его не ругали, он по-прежнему лучший. Во всех смыслах.
И все же он делает невероятное: возвращается, чтобы еще раз, уже на домашней Олимпиаде доказать всем, что он боец, на равных с молодыми и дерзкими идти нелегким путем к вершине.
Представьте себе, сколько сил, труда, здоровья вложено во все это. Женька настоящий, что бы там не говорили о нем. Не проще ли было приехать на ОИ в качестве почетного гостя и, развалившись вальяжно в кресле, давать оценки тому или иному спортсмену, снисходительно улыбаясь...
Как здорово, что у нас есть такие вот спортсмены. Здесь мне хочется упомянуть и Сашу Зубкова, и Альберта Демченко, и Олю Зайцеву и других, и конечно же Женю Плющенко, который сегодня нам снова подарил праздник.
Браво, Женя и низкий поклон за мужество!
==========
Ага, особенно с Сердюковым он "поборолся". Революционная ситуация назревает.