Центральный стадион профсоюзов
30 ноября вышел в свет новый номер журнала о граундхоппинге "Скитальцы", где была опубликована моя статья о Центральном стадионе профсоюзов в Воронеже. Т.к. политика журнала такая, что используются только свежие материалы, публикацию здесь пришлось затянуть... А вообще меня можно поздравить с дебютом в печатных изданиях :-) Итак...
2006 год, один из клубов тогда ещё Первого Дивизиона России теряет профессиональный статус. Казалось бы обычная история для нашего футбола, но этот клуб не простой, а представитель одного из самых футбольных регионов России, со стадионом вмещающим 32000 зрителей, это на тот момент, была третья по вместимости арена России. Не мало было разговоров, что же делать команде в любительской лиге с такой махиной? Интернет тогда мне был доступен лишь по «праздникам», в компьютерных клубах, за немалые для меня деньги, проще было покупать газеты. И вот в одной из них я увидел снимок того стадиона, Центрального стадиона профсоюзов, в городе Воронеже. Это была любовь с первого взгляда. Ребята, я не знаю можно ли полюбить женщину только лишь увидев ее на фото, но знаю, что стадион – можно.
Стадионный Казанова оказался из меня так себе, т.к. за прошедшие 15 лет, я хоть и любовался каждый раз, когда видел фото Труда (второе название стадиона), но специальных шагов к его посещению не предпринимал. За это время местная команда успела вернуться в профессионалы, два раза выйти в ФНЛ, несколько сезонов поболтаться внизу таблицы и три раза остаться в лиге по неспортивному принципу, был сезон и когда команда могла претендовать на стыки за выход в Премьерку, но достигла лишь 6 места. Два года назад в клубе появился новый менеджер – Роман Асхабадзе, известный по работе в Спартаке. Он привел в порядок клубную кассу, построил более плотную работу клуба с болельщиками, занялся молодежными резервами, появилась единственная в Черноземье профессиональная детская футбольная академия, в ПФЛ была заявлена молодежная команда Факела, основная команда за долгое время сравнительно хорошо провела сезон 2020-2021, заняв место в середине турнирной таблицы. Теперь дело дошло до стадиона.
Руководство Факела постоянно критикует его состояние, игроки и болельщики жалуются на грязные сиденья и помещения, падающую штукатурку, неубранный мусор и некачественное поле. Клуб не исключает, что при таком положении дел ему могут начать засчитывать технические поражения за неготовность стадиона. Все дело в том, что стадион принадлежит не клубу и даже не региону, а Воронежскому объединению организаций профсоюзов (Облсовпроф), который содержит стадион в полу-аварийном состоянии. Сейчас ведутся переговоры о переходе стадиона в собственность региона, тогда можно будет начать его нормальную реставрацию, а в это время клуб будет играть на окраине города на стадионе-тёзке Факеле.
Но и там не все так просто: на Факеле тоже идет реконструкция. Вернее стоит. Стадион просто закрыт. Туда я тоже доехал и осмотрел его из-за забора. (В репортаже описано положение дел на май 2021 года, осень начался снос трибун).
Факел строился в 80-е годы для рабочих предприятия космической промышленности. Ну а после прихода в Россию "свободного рынка" пришёл в упадок. Когда отреставрируют Факел, тогда начнется реставрация Труда. Звучит не слишком обнадеживающе, но, судя по последним двум годам клубу серьезно настроены придать большей солидности, так что все может быстро меняться. Ну, а «реконструкции», как мы знаем, в России нередко проводят так: бетон снесут, поставят безликую металлоконструкцию и украсят пластиком в триколоре... Конфетка! Яркий пример тому стадион СКА в Ростове-на-Дону. Вот поэтому перспектива так никогда и не встретиться со своей заочной любовью понудила меня таки целенаправленно отправиться в Воронеж, на матч Факел-Торпедо. Репортаж о том матче уже публиковался в моем блоге. А здесь дальше пойдет речь о самом стадионе.
*****
В начале 20 века через дорогу от рынка, на территории бывшего военного плаца появилась первая в Воронеже футбольная площадка. Но футбол на ней стал массовым только после Революции, тогда это место получило название площади III Интернационала и напоминало Марсово поле. Сейчас здесь детский парк Орленок, который на момент моего приезда был закрыт на очередную «реконструкцию».
В 1927 году заложили первый в городе централизованный стадион это и есть герой моего рассказа. На его месте прежде находился рынок, где продавали сено (сенной), а позже сани и телеги (щепной). Как ни странно, но рынок существует на территории стадиона и спустя столетие.
Тогда, в начале прошлого века, обустройство нового футбольного поля потребовало целых трех лет. Открытие состоялось 30 августа 1930 года и было ознаменовано матчем между командами сборной Центрально-Черноземной области и сборной Комитета борьбы за красное единство рабочего спорта «Роте Шпортейнхайт» (Германия), голов в том матче забито не было, но сама игра собрала 15000 зрителей, причем трибун тогда не было, они были построены только к 1934 году. В 1930 году стадион получил первое название - ОСПС – по имени заказчика и владельца: Областного совета профессиональных союзов. За 90 лет ничего особо не поменялось, владелец тот-же, только название немного другое. Вот ещё ряд наименований менявшийся с годами: с 1936 года стадион стал «Пищевиком», в 1953 году несколько месяцев назывался «Знамя», в феврале 1958 года получил имя «Труд», а с 1973 года и до наших дней именуется Центральным стадионом профсоюзов.
Первый стадион 1934 года был довольно типичным для того времени: в стиле Сталинского ампира - он же «стиль триумф», что более красноречиво характеризует его формы. Главная отличительная особенность того стадиона – колоннада на центральной трибуне. К слову, такие «типовики» 1930-х годов вызывают трепет у большинства граундхопперов, а также у ценителей архитектуры и истории. До наших дней стадионные колоннады сохранились лишь в штучном экземпляре – навскидку из действующих арен могу вспомнить только стадионы в Волжском и Первоуральске. Также, как тогда было заведено, территория комплекса была украшена скульптурами спортсменов и рабочих.
Ещё одной интересной архитектурной доминантой того времени была расположенная рядом водонапорная Шуховская башня на 1000 ведер. Во время ВОВ она была разрушена, как и сам стадион.
В 1949-1954 г.г. стадион был восстановлен и расширен. Звание крупнейшего в городе стадиона от Динамо переходит к Пищевику - теперь он стал вмещать 10 тыс. зрителей. В первом же сезоне, воронежские Крылья Советов (команда-прародитель нынешнего Факела) на переполненном новеньком стадионе дебютировали в чемпионате СССР. То сооружение тоже имело свои особенности: прямо вдоль беговых дорожек установили такие же как на улицах города фонарные столбы, между ними ряды кустарников, которые отделяли дорожки вдоль трибун от беговых дорожек. Пространства между колонами на колоннаде были закрыты и обустроены места для просмотра. Был построен забор и устроены входные композиции, советующие архитектурным тенденциям того времени.
В 1962-1965 годы Труд снова реконструирован, расширен и стал вмещать уже 32 тыс. болельщиков. Местные жители с особой теплотой вспоминают о том стадионе, с навесом над центральными трибунами (колоннаду убрали во время реконструкции), желтыми стенами и воротами с буквой «П», фонтанчиками и все теми же кустарниками вдоль беговых дорожек.
В 1984-1987 г.г. была проведена новая реконструкция, вернее перестройка. В ходе неё стадион продолжали использовать: одну трибуну сносили, строили новую, потом вторую сносили и строили новую, и так по кругу. К сентябрю 1987 года ЦСП обрел современный вид, с двумя двухъярусными трибунами. В интернете даже есть хронология перестройки, сопровожденная фотографиями, посмотреть можно по ссылке.
*****
После развала Чемпионата СССР воронежский Факел сразу попал в Высшую лигу первого чемпионата России. Но не удержался там и сразу же вылетел, после чего ему предстояли семилетние странствия по всем уровням российской футбольной иерархии. В 2000 году Факел смог удержаться в Высшей лиге, попутно одержав победу на Труде над многолетним сильнейшем клубом страны – московским Спартаком, также дома были повержены московские Динамо и ЦСКА. Но в 2001 году Факел все-таки вылетел из Высшей Лиги и больше туда пока не возвращался.
Тогда же в 2001 году, снова в матче со Спартаком, произошел несчастный случай. В перерыве было запланировано байк-шоу. Один из байкеров слишком сильно разогнался, по дороге задел кабель на асфальте и врезался в толпу людей. Из-за тяжелой черепно-мозговой травмы погибла медик Центрального стадиона, в тяжелом состоянии в больницу была доставлена заведующая хозяйственной частью арены, тяжелые травмы получил милиционер, сам байкер тоже сильно пострадал. В момент происшествия его серьезность не была достаточно оценена и матч был доигран.
В начале 2002 года команда была переименована в ФК «Воронеж». По версии чиновников — из-за того, что название «Факел» в английском варианте звучало «неэтично». Переименование привело к оттоку болельщиков, стадион пустовал и руководство поменяло название на «Факел-Воронеж».
В августе 2010 года пост главного тренера Факела занял Константин Сарсания, который состоял в дружеских отношениях с тогдашним президентом РФС Сергеем Фурсенко. Оставшиеся 12 матчей команда прошла без поражений, сезон Факел завершил на 4-м месте, уступив выигравшему турнир московскому Торпедо всего 3 очка. Дружба Сарсании с Фурсенко позволила провести самое крупное спортивное мероприятие в новейшей истории Воронежа – товарищеский матч между сборными России и Бельгии, местом действия стал конечно же ЦСП. Говорят, что это единственный матч за всю историю ЦСП, когда был использован второй ярус. Для того, чтобы подготовить стадион к матчу, в Воронеже потратили 9 млн рублей. «Реновация» получилась своеобразной: из бильярдной сделали микст-зону для журналистов, из тренажерного зала — раздевалку для сборной Бельгии. А Аршавин, Акинфеев и Березуцкие переодевались в фитнес-клубе «Багира», из которого специально для матча вынесли все тренажеры. 34 тысячи болельщиков увидели далеко не лучший матч сборной России. Уже на второй минуте гол привез Игорь Акинфеев: выбил мяч прямо на ещё никому не известного 19-летнего Эдена Азара, который ассистировал тогда также неизвестному Ромелу Лукаку, сделавшего дубль в том матче. Помимо Азара и Лукаку в том матче участвовали молодые Венсан Компани, Мусса Дембеле и Маруан Феллайни.
*****
Пожалуй на этом исторический экскурс можно окончить и вернуться в наши дни к матчу Факел-Торпедо. В город я прибыл за день до игры и посвятил ее обзору достопримечательностей. Мне повезло, что это были Пасхальные дни и на колокольню воронежского кафедрального собора, расположенного в квартале от стадиона, пускали всех желающих, я не преминул воспользоваться возможностью посмотреть на город и стадион с высоты.
На следующий день посетил матч «Факел» - «Торпедо». Запомнились огромные очереди в кассы, неплохой ассортимент и качество мерча в обновленном фан-шопе, отличная атмосфера на Западной трибуне и вяловатая на гостевой Северной. Последняя, впрочем, оказалась довольно таки занимательным местом, особенно мне понравилась надпись на стене, приветствующая гостей из Тулы (фанаты «Арсенала» одни из главных врагов «Факела», и текст содержит подкол насчет их побегов с предыдущих стычек). Здесь же двери когда-то широко известного в узких кругах, а ныне уже закрытого хостела, позволявшего переночевать прямо под трибуной.
В целом стадион оправдал мои ожидания очень симпатичный. Эмоции оказались примерно такими, как от знакомства с девушкой в интернете, когда приходишь на свидание, а она все-таки красивая)))
*****
Несмотря на все впечатления полученные на матче, главная встреча со стадионом ждала меня на следующий день. В День Победы, 9 мая. С утра я решил прогуляться вокруг ЦСП уже в спокойной обстановке, без матча. Я осмотрел рынок, прогулялся по широкой лестнице Восточной трибуны, обогнул стадиона с юга, где находится домашний фанатский сектор.
Тут неожиданно мой удивленный взор привлекла открытая калитка, ведущая к лестнице на Западную трибуну. Я проскользнул в неё. Поднимаясь по лестнице видел ещё одного парня сидящего на ступеньках. На самом верху я не встретил никаких преград и оказался в подтрибунке Запада, а после и на самой трибуне. Любуясь пустым стадионом я заметил, что в углу трибуны есть лесенка, спускающаяся прямо к беговым дорожкам. Я не мог поверить, «уж здесь то точно будет какой-нибудь забор» - думал я. Но нет, я оказался фактически на поле и начал жадно фотографировать все вокруг, «пока охрана меня не выгнала». Но охрана не появлялась. Я сфотографировал стадион, себя на фоне стадиона, ворота, себя в воротах, обошел вокруг поля и фотографировал всё. Прошелся по подтрибунным помещениям домашнего сектора. Меня ни кто не останавливал. Это было так удивительно... В наше время, время заборов, видеокамер, злых и тупых охранников. Ещё две недели назад я перелазил через забор на никому не нужный малюсенький стадион в Лазаревском, получив травмы и рискуя быть покусанным собакой или получить люлей от охранника-спортсмена, (подробности здесь), а теперь я гуляю по центральному стадиону города-миллионника и меня ни кто не гонит. Это было очень странно и приятно. Возможно все дело в том, что был праздничный день и смотреть за мной было некому. В любом случае, опять приведу сравнение с девушкой, ведь для меня ЦСП тоже стал своеобразной возлюбленной: это как встречаться с девушкой под присмотром ее отца, а потом неожиданно остаться наедине и с ней можно делать всё, что захочется.
P.S. За консультации и помощь в написании репортажа благодарю Александра из Воронежа.
Если тебе понравился этот репортаж, то подписывайся на мою страницу инстаграм там ещё больше фото, видео и рассказов.
Подписывайся на этот блог «Русский граундхоппер», чтобы не пропустить более подробные репортажи.
А пока предлагаю посмотреть предыдущие статьи:
Футбол. Медик (Сочи) – Трактор (Сочи). Маленькая история города-курорта…