8 мин.

У Тутберидзе есть враг – она сама: мелочная война с бывшими ученицами рушит миф о великом тренере

Кузнецов – об Этери, которая не умеет отпускать.

Команда Этери Тутберидзе поздравила двукратную чемпионку России Анну Щербакову с присвоением звания мастера спорта международного класса (МСМК).

Вместе с Щербаковой звание получила чемпионка Европы-2020 Алена Косторная, но ее фамилию на фото выписки из приказа замазали – летом Алена с конфликтом покинула группу Тутберидзе, выбрав покровительство Евгения Плющенко.

Вот оригинал:

А это поздравление в инстаграме команды Тутберидзе – уже без фамилии Косторной:

Это не первый скандал, связанный как с напряженными отношениями Этери и ее бывших учениц, так и со странным поведением тренера в публичном пространстве (если не тренера, то официального инстаграм-профиля команды, который и называется, и в целом выступает от имени Тутберидзе).

Иван Кузнецов – о том, почему атаки Этери и ее свиты на бывших учениц оборачиваются в первую очередь против нее самой.

***

Вы ведь не раз замечали, как красив человек, пока он молчит.

Может, в этом и есть великая сила портрета: персонаж без слов, действий, убеждений, симпатий и антипатий, просто молчащий образ. Настолько, что вызывает желание ослепнуть, оглохнуть и без конца притворяться, будто этот образ и есть реальный человек.

Взять хотя бы Этери Тутберидзе. Даже не ее саму, а миф о ней.

В глазах многих Тутберидзе – богиня. Идеальное описание того, как много можно увидеть в богине, если очень сильно желать любви, выдал журналист и продюсер Игорь Порошин в нашем недавнем разговоре:

«Это женщина моей мечты. Я хочу, чтобы этот персонаж жил! Этери Тутберидзе – проповедник, пророк, который хочет от учеников, чтобы они жили такой же аскетичной жизнью, как она».

Миф о Тутберидзе – зачаровывающий, с эффектом не то религиозным, не то тяжелых наркотиков. Скромная, вечно молчащая женщина, которая никого не трогает и делает свою работу. Работу она делает исключительно хорошо: ее система подготовки фигуристок, пусть и с некрасивой изнанкой (как и любая другая система) – это история о том, каким должен быть спорт в России.

История Этери Тутберидзе – про то, каким должен быть спорт в России

Липницкая, Медведева, Загитова, Трусова, Косторная, Щербакова – никто из современных тренеров не выводил на лед (и это за каких-то 6 лет!) столько фигуристок, претендующих на золото ЧМ. Именно Этери вытащила наше женское катание из бездны, которое обитало рядом со скукой и безвкусицей после ухода Ирины Слуцкой.

Эти достижения хорошо встроились в миф о Тутберидзе, прописали ее на другой планете, откуда она молча и с хэштегом #работаемдальше подает пример простым смертным: как это – жить правильно.

Пока Этери посиживает на вершине русской фигурки, против нее выходит множество борцов с ветряными мельницами. Атаковали за:

1) возраст спортсменок (Тарасова, Васильев, Навка, Авербух, Смирнов – за повышение возрастного ценза);

2) методы работы с детьми (Арутюнян и «новые бедра», Корпи и «бесчеловечная культура», журнал ELLE и топ самых токсичных тренеров мира по соседству с насильниками);

3) слишком много побед (Гончаренко и «одна группа не должна представлять страну»).

Идея возрастного ценза в женском катании глупее, чем песни Бузовой. Перестаньте

Но никто из врагов не нанес удара по мифу/образу/имиджу Тутберидзе сильнее, чем она сама и ближайшие к ней люди.

Говорят, с приходом Плющенко и Рудковской фигурное катание превратилось в грязный шоубиз. Говорят, Рудковские погрузили спорт в болото скандалов, склок и ненависти. Самые актуальные враги Этери – они даже украли пару картин. Страшные люди.

Плющенко, конечно, самовлюблен и высокомерен, но он по-прежнему качает фигурку – уже как тренер

Но ведь это не враги Тутберидзе закончили историю Юлии Липницкой скандалом из-за ОФП, рекламных контрактов и фразой «после золотой медали у нее выключились глаза», а сама Этери.

Это Тутберидзе светила смс-перепиской с Евгении Медведевой в эфире Первого канала, сразу после ухода Жени к Брайану Орсеру – как будто нельзя оставить в тени сам конфликт, причины, личные переписки.

Это Тутберидзе рассказывала об истериках Адьяна Питкеева и о том, как он бросал коньки в урну, ожидая, что кто-то принесет их обратно.

Это инстаграм Тутберидзе-тим выкатил хамоватое обращение к Тарасовой, которая недостаточно сильно болела за Алину Загитову.

Это сотрудник штаба Тутберидзе – Алексей Железняков – заключил, что Трусова – предательница.

Это Тутберидзе сопроводила переход Косторной постом о списке нон-грата – абсолютно внутренняя информация, которая навредила не только Алене, но и Липницкой с Медведевой. Как выяснилось, весь список – банальная просьба спортсменки о разделении льда.

Это директор «Самбо-70», прямой начальник Тутберидзе Ренат Лайшев говорит о своих бывших фигуристках, которые попали в книгу рекордов Гиннесса – «она больше не прибавит».

Это команда Тутберидзе выкладывает переписки Алины Загитовой, показывая, насколько сильно уважает ее личное пространство. А цель одна – лишь бы воткнуть еще одну шпильку во врага, Плющенко.

Это в «Самбо-70» не приглашают Алину Загитову на юбилей школы, потому что «она что, королева Шантеклера, чтобы приглашать?»

В конце концов, это команда Тутберидзе замазывает фамилию Косторной на приказе, где ей присвоили мастера спорта международного класса.

Даже когда ты не произносишь слов в интервью (потому что не даешь их), кое-что о тебе рассказывают дела, решения, посты в соцсетях – а не только победы.

«Если у меня что-то не получалось у Плющенко – никто не гнал, не кричал, не ругался». Косторная впервые рассказала, почему ушла от Тутберидзе

Последний случай и вовсе необъясним. Косторную, очевидно, наградили за титулы, которых она добилась еще у Этери. И это можно (и нужно) было обернуть в «смотрите, каких девчонок мы подарили фигурному катанию!» Продолжить миф, вселиться в него, жить в нем – ведь в этом мифе так же много правды, как и вымысла.

Но вместо этого – бытовая, приземленная и ожесточенная обида. Мелочность, заставляющая Тутберидзе и окружающих ее людей бить, как им кажется, по врагам. Трагедия в том, что они удивительным образом не понимают и не замечают, как бьют сами по себе.

Лучшими программами они годами создавали своим фигуристкам фан-базу; показывали, как хороши эти девчонки. Ведь эти девчонки (в том числе) и подняли Тутберидзе и ее штаб. Какими бы ни были, они заслуживают от тренера теплых слов в любой ситуации.

Потому что в них есть часть Тутберидзе.

Потому что в них есть часть Глейхенгауза, Дудакова, Железнякова, Лайшева и всех, кто когда-либо был причастен к бренду «Этери Тутберидзе».

Потому что у них есть всего несколько лет на то, чтобы одержать победу, ради которой они родились, а у Этери на это же есть не несколько, а десятки лет.

Потому что у нее еще будут другие спортсмены, а у ее спортсменов не будет другой карьеры.

Потому что время для них быстрее и их можно понять, любую их неблагодарность, эгоизм, желание лететь навстречу судьбе, а Этери понять нельзя.

Потому что когда она бьет их, она бьет по тому кирпичику, который лежит в основе мифа о ней и легализует его. Ведь если его вытащить – все разрушится.

Аскет окажется в куртке от Louis Vuitton. Вечное молчание превратится в истерику. Мудрость – в безрассудство. А все то, за что мы любили ее через ее спортсменов – в ничто, ведь все они – предатели, которые даже не заслуживают ее подписки в инстаграме, приглашения на юбилей школы или места в приказе о награждении титулом МСМК, даже если они там уже есть.

Замажь неверного – просто потому, что тебе так удобнее.

Публичный человек масштаба Тутберидзе обязан следить за имиджем, как следят музыканты, актеры или политики. Потому что так или иначе он продает имидж аудитории. Песни, фильмы и предвыборные агитации Этери – ее спортсмены. Это ее творчество. И то, что так много в ее жизни (и жизни ее команды) занимает война с теми, кто не захотел остаться – болезненный симптом.

В конечном счете эта война куда больше говорит об Этери, чем о ее бывших ученицах.

Ведь о них не существует мифа. Они просто девчонки, посвятившие детство фигурному катанию и теперь судорожно пытающиеся найти оправдание тому, что все это было не зря.

Людям нужен миф об Этери Тутберидзе, иначе будет слишком отчетливо видно, что часть склок и столкновений в российском фигурном катании инициирует богиня.

Людям нужен миф об Этери Тутберидзе, иначе без него мы увидим не лучшую тренерскую команду, а секту, раздираемую злобой, комплексами и обидами.

Еще больше текстов Кузнецова о фигурке – в его телеграм-канале

Фото: globallookpress.com/David G. Mcintyre/ZUMAPRESS.com; РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Федоренко, Владимир Песня, Евгения Новоженина; instagram.com/teamtutberidze_