«Зенит» запутался, как строить атаки: у Дзюбы ничего не получалось, но и без него не лучше
Разбор грустного матча с «Дортмундом» от Ильи Васильева.
Предыдущие матчи «Боруссии» показали, как играть против нее эффективно, а чего делать не стоит: «Лацио» глубоко сел, насытил центр поля, атаковал флангами, давил на стандартах и победил (3:1), а «Шальке» высоко прессинговал и получил трешку. «Зенит» планировал пойти по более сложному сценарию: Семак выставил схему 4-1-4-1 – с Дриусси и Ерохиным на флангах, которые при необходимости помогут в центре поля.
«Боруссия», понимая, что «Зенит» сейчас далеко не так хорош, вышла агрессивнее: 4-2-3-1 с высокими позициями крайних защитников – Геррейру и Менье постоянно шли в атаку и вжимали полузащитников «Зенита» во фланг.
«Зенит» был закрыт на своей половине – и «Боруссия» нашла слабую зону
В послематчевом интервью Далер Кузяев сказал: «Мы слишком отдали им инициативу, слишком опускались в оборону. Надо было чуть рисковать, смелее идти в атаку. Этого, к сожалению, нам не хватило».
Насчет смелости не поспоришь: в Дортмунде «Зенит» трижды бил по воротам, всего два раза заходил в чужую штрафную и создал всего один голевой момент. Фактически это был автобус – с 30% владения.
В начале матча «Зенит» сверкнул смелостью: за первые 5 минут гости совершили 4 захода на высокий прессинг – но дальше давление ослабло и стало блеклым, стартовая агрессия принесла аж 25% попыток за весь матч. Большую часть времени «Зенит» проводил на своей половине.
«Мы хотели больше использовать фланги. Санчо и Рейна слишком много действовали в центре. Это было неэффективно, но мы создали три супермомента в первом тайме – нужно было забивать. Во втором тайме стало сложнее. У «Зенита» всегда было девять человек в штрафной», – сказал Фавр.
Фактически «Боруссия» заполняла центр, чтобы иметь свободные зоны на флангах. В первом тайме два голевых момента из трех пришли слева.
Сначала – про центр. «Боруссия» играла очень высоко: центральные защитники Хуммельс и Аканджи оказывались в 40-50 метрах от ворот и контролировали мяч. Их движение позволяло Витцелю идти за спину опорникам «Зенита».
Фавр классно подстроился под желание «Зенита» численно превосходить «Боруссию» на подступах к штрафной. Перегружая опорную ось петербуржцев, хозяева не позволяли контролировать Хуммельса, Аканджи и Дауда.
Для «Боруссии» особенно важной оказалась роль крайних защитников. Геррейру и Менье зажимали «Зенит», поднимаясь на позицию вингеров, а Санчо и Рейна уходили в центр и полуфланги. Если бы Дриусси и Ерохин игнорировали их движение, на флангах возникала бы ситуация 2 в 1.
На левом фланге «Боруссии» атаковалось комфортнее. Геррейру, Ройс и Санчо загоняли Ерохина в полупозицию: один игрок из тройки давил на зону Караваева, а Ерохин убегал за вторым. После обманных движений открывалась не только линия паса на Геррейру, но и возможность ворваться в штрафную.
Дзюба совсем выпал из игры: убегать не получалось, атаки строить не мог
Безголевая серия капитана достигла восьми матчей, последний раз он забивал месяц назад. Но к Дзюбе есть претензии не только по части голов.
В Дортмунде «Зенит» оборонялся очень низко и компактно, команде явно не хватало человека, играющего по опорникам «Боруссии». В трансляции мы не раз слышали, как Сергей Семак просил Артема играть плотнее с Витцелем и Даудом, но порой тренер кричал в пустоту.
Логика Семака ясна: если Дауд и Витцель не смогут разыгрывать мяч, обязанности плеймейкеров перейдут защитникам. Дополнительный плюс – Витцелю будет сложнее уходить за спины, так как в зоне есть контролирующий игрок.
Чем вообще мог воспользоваться «Зенит»? Защитники «Боруссии» традиционно располагаются на чужой половине поля, соответственно, за их спинами много пространства – можно убежать. Еще слабая система игры на флангах обороны: атакующая четверка Дортмунда почти не помогает сзади при контратаках, временами опорники запаздывают, поэтому часто Геррейру и Менье располагаются очень узко. Из-за этого имеются большие свободные зоны на флангах.
Дзюба не убегал, так как его неоднократно принимали Аканджи и Хуммельс. Заполнять фланги без поддержки тоже не получалось. Располагаясь отдельно от команды, Артем не только рушил систему защиты, но и не мог начинать атаки: его не поддерживали, и вскоре он проигрывал борьбу.
Второй тайм подтвердил, что проблема атаки не только в Дзюбе
Замена Дзюбы на Мостового на матч не повлияла, второй тайм стал мучительным продолжением первого. Единственная разница – теперь защищались не 9 полевых, а 10. Очевидно, что Андрей вышел, чтобы убегать от центральных защитников, открываться по всему полю, но ничего не получилось. Это подводит нас к другому вопросу: почему Семак ничего не сделал, чтобы наладить выход из обороны в атаку?
Рассмотрим конкретные примеры. Мостовой отобрал мяч и разогнал контратаку. Обратите внимание: он упирается в защитника, хотя, уйдя во фланг, получит свободную зону. Еще одна странность: Вендел и Дриусси стартовали одновременно с Кузяевым, но даже не ускоряются в открытое пространство.
«Зенит» не понимал, что делать с открытыми зонами. Статичная ситуация, Сантос не находится на одной линии с Караваевым, полузащитники не поддерживают движение Мостового. Итог – дыра в защите «Боруссии» остается неиспользованной.
Вендел еще не встроен в систему Семака и не понимает логику движения. В определенный момент «Зенит» перестраивается на ромб, а Вендел не держит позицию параллельно Кузяеву и не включается в свободную зону за Витцелем. Результат – Ерохин упирается в защитников, игра разворачивается назад.
У «Зенита» проблемы с позиционной атакой – не хватает умного паса
Выше мы уже обсуждали, что Геррейру и Менье при обороне располагаются очень узко, а Санчо и Рейна не всегда им помогают, поэтому Семак сделал упор на быстрые контратаки. Очевидный плюс такой стратегии – возможность собирать фолы. Последние игры показали, что у «Боруссии» плохо со стандартами: зона подбора регулярно остается свободной. Но «Зенит» лишил себя этой возможности плохим движением.
Семак может сетовать на состав – команде явно не хватает сильного атакующего пасующего полузащитника. Кузяеву, Оздоеву и Венделу удобнее действовать на скорости и в подыгрыше, но сейчас обслуживать их некому. Сантос и Дриусси могут обыгрывать 1 в 1, классно продвигать мяч, но это не их прямые обязанности – бразилец вообще необходим в защите, а аргентинец – профильный центральный нападающий, вынужденный быть универсальным солдатом.
Удивительно, но в двух играх ЛЧ качественнее всех атаки «Зенита» разгонял Деян Ловрен. Против «Брюгге» он прошел через короткий пас 50 метров, вчера дриблингом закрепил «Зенит» на фланге. Удивительно, как питерцы распоряжаются этим моментом. Мостовой дублирует Жиркова, Оздоев не открывается под мяч.
Другой пример позиционной атаки. «Зенит» располагается двумя странными линиями, не пытаясь заполнить свободные зоны. Все из-за разрывов между игроками и отсутствия поддержки Ракицкого.
Вопросы, на которые должны ответить Семак и руководство «Зенита»
«Боруссия» играла хорошо, интенсивно, много прессинговала, поэтому у нас не получались хорошие атакующие действия. В обороне, в принципе, было несколько ошибок в первом тайме. Во втором тайме играли лучше, но, к сожалению, в простой ситуации ошиблись, что привело к пенальти. После этого пытались чуть-чуть обострить нашу игру, использовать наши ресурсы, но не получилось сравнять счет. А в добавленное время пропустили еще и второй мяч», – подытожил после матча Семак.
Да, во втором тайме «Зенит» улучшил игру и до пенальти смотрелся в защите вполне уверенно, но такой ли футбол хочет прививать команде Семак? Из-за чего «Зенит» разучился контратаковать под давлением? Почему в очередной раз тренерский штаб не меняет модель игры при плохом сценарии?
У «Зенита» очевидные проблемы. Команда подсела эмоционально, ротация затруднена: в Дортмунд приехали всего 18 игроков, в запасе – два вратаря и три игрока «Зенита-2». У Семака почти не было ресурсов, чтобы значимо перевернуть игру. В какой-то степени тренер зависит от трансферного комитета: за 2,5 сезона ему не нашли футболиста, через которого можно строить комбинации в центре.
До зимнего перерыва еще полтора месяца. Освежиться за это время точно не получится.
«Зенит» тонет в ЛЧ – 0 ударов в створ «Дортмунда». Семак даже убрал Дзюбу в перерыве
Фото: REUTERS/Martin Meissner
Но с автором согласен, что главная проблема Зенита, причем уже на протяжении трех лет с момента ухода Жулиано, в отсутствие сильного распасовщика. Как Дзюба физически сдох (причем неважно на поле он или нет - он уже с начала этого сезона по сути не играет, а просто там присутствует), так и вся игра превратилась в полное уныние. А во-вторых сложно играть в контр- или какую-либо атаку без нападающих совсем. Азмун - травма, Малком - травма, Дзюба - недвижимость, и все - обострять и забивать некому вообще. Тут становится ясно какую на самом деле жирную свинью подложил Зениту Федун (он корректно называет это перчаткой), уведя Кокорина, имея при этом и так много годных нападающих. Лишний нападающий Зениту сейчас нужен просто катастрофически! Ну что ж, стоит признать, что тут Арнольдыч нас и правда переиграл))
Может мой мозг коррелирует абсолютно несвязанные факты, но не могу отделаться от этого.
Тут важно другое что селекция Спартака в кои-то веки сработала. Взяли добротных, МОЛОДЫХ, реально перспективных и не очень раскрученных Понсе и Ларсона. А селекция Зенита работает так как будто они не футболистов ищут а дорогих эскортниц для Миллера - берут по принципу чтобы было дорого-богато, обязательно людей с именем из дорогих европейских клубов. А то что они не играют там давно что Малколм, что Ловрен всем пофиг. Колхозный шик короче.
Нашим физрукам нужно урезать матчи до 80 минут🤣