9 мин.

«Класс 92». Путь на Олимп

В прошедшее воскресенье состоялась премьера долгожданного фильма «Класс 92», в котором повествуется о звездном восхождении воспитанников академии «Юнайтед» Дэвида Бекхэма, Райана Гиггза, Пола Скоулза, Ники Батта, а также Гари и Фила Невиллов на футбольный Олимп.

Незадолго до этого события Гари Невилл, который сам работает спортивным обозревателем, взял интервью у своего друга и бывшего одноклубника Пола Скоулза, а также у одного из главных героев фильма Эрика Харрисона, тренера «Манчестер Юнайтед», который воспитал одну из величайших молодежных команд в истории футбола.

Гари Невилл: Какими качествами должен обладать игрок «Манчестер Юнайтед»?

Эрик Харрисон: В нем должно сочетаться нескольких талантов. Во-первых, это хорошая техника. Ты, Гари, был не слишком техничным игроком, но мы очень усердно работали вместе, только ты и я. Мы отрабатывали пасы вдоль крайней линии и тому подобное.

Во-вторых, это жажда к победе. Если у тебя ее нет, то и шансов у тебя ноль. Ты сам знаешь, что у нас в команде была пара недостаточно жаждущих игроков, которые не стали бы напрягаться, чтобы пробежать лишний километр. Заставить их это сделать – одна из моих задач. Я должен внушать в ребят уверенность. Я помню, что время от времени устраивал тебе нагоняи, но ты был успешным игроком. Если бы я был с тобой слишком мягок, кто знает, что бы из тебя вышло…

Невилл: Обращался ли ты с нами жестче, чем с предыдущими командами? Я спрашиваю потому, что временами казалось, что ты действительно был слишком жестким.

Харрисон: Да, безусловно. Но ты забываешь, что какое-то время я работал тренером первой команды в «Эвертоне», и им приходилось не слаще. Единственная проблема, которая возникает при работе с талантливыми ребятами – это их недовольство происходящим. Им все это не нравится, а затем они начинают шептаться за твоей спиной и все такое. Кстати, в твоей команде тоже случались подобные прецеденты – я ведь не дурак и всё видел.

Невилл: Да, было дело!

Харрисон: Вот именно! Но будем смотреть правде в глаза: передо мной стояли определенные задачи, и я должен был помочь игрокам пробиться в основную команду, чтобы сделать ее еще сильнее и успешнее. Это было нелегко. Изредка я даже попадал в нелепые ситуации, и мне приходилось просить прощения – подчеркиваю, изредка. Одним субботним утром моя жена приехала со мной на тренировочную базу «Клифф» (она не любит футбол, но в тот день мы должны были ехать в торговый центр в Траффорде) и услышала, как я кричу на игроков. Когда мы вернулись в машину, она сказала: «Какой позор! Ты не позволил бы себе так разговаривать со своими детьми, не так ли?».

Невилл (обращаясь к Полу Скоулзу): Теперь молодых ребят в «Юнайтед» тренируешь ты. Чем, на твой взгляд, ты и остальные тренеры отличаются от того же Эрика, который воспитывал нас?

Пол Скоулз: Наверное, по сравнению с Эриком мы многое спускаем им с рук. Но сегодняшняя молодежь совсем другая, тебе не кажется? Юные игроки, в особенности в крупных клубах, слишком избалованы. Я говорил об этом с Ники Батом, так как у нас был запланирован матч молодежной команды до 19 лет в Леверкузене: в этих ребятах нет стержня. Создается впечатление, что они хотят, чтобы из них просто-напросто наштамповали игроков, тогда как в наше время мы должны были сами заботиться о себе.

Чтобы добраться до тренировочного центра, нам приходилось ехать туда на автобусе с тремя пересадками. Сейчас же молодых ребят привозят, а затем сажают в микроавтобус у тренировочного комплекса и везут в школу. Они не испытывают на себе таких жизненных трудностей и не забоятся о себе. И знаешь, порой это заметно. Иногда во время матчей они слишком тихие или не такие упорные и целеустремленные, какими ты хочешь их видеть на футбольном поле. Я уже не говорю об их слабости. Ребята в этом не виноваты, просто сейчас такая жизнь. У нас было преимущество, хотя мы сами об этом не догадывались.

Невилл: Считаешь ли ты, что у современных юных английских игроков такие же большие шансы на попадание в Премьер Лигу, как и у нас в свое время?

Скоулз: Даже и близко нет. В наше время в командах воспитывались, в основном, англичане, а также пара-тройка ирландцев или валлийцев. Теперь же в клубных академиях по семь-восемь европейских игроков. Конечно же, это не идет на пользу англичанам: представьте, что молодой парень из Манчестера должен конкурировать с кем-то из Бельгии или другой страны. Я знаю, что клубы стараются вести конкурентную борьбу и как можно раньше выводить игроков из академий, но я считаю, что в возрасте до 18 лет должны преимущественно воспитываться британцы. Возможно, нужно даже ввести обязательное правило касательно этого аспекта, так как рано или поздно это повлияет на национальную сборную, для выступления в которой просто-напросто будет недостаточно игроков.

Невилл: Думаю, мне пришлось бы очень несладко, если бы я должен был пройти через всю современную систему. Мне посчастливилось пробиться наверх в те времена, когда в команде были, в основном, британские игроки. К тому же, тренер (сэр Алекс Фергюсон), Киддо (помощник тренера Брайан Кидд) и Нобби (Стайлз, тренер молодежной команды) верили в нас. Они действительно проталкивали местную молодежь.

Скоулз: Если взять для примера Манчестер, сколько ребят здесь любят футбол? Парнишки играют чуть ли не на каждом углу. И тогда я задумываюсь о том, что бы с ними было в «Бильбао», где выступают только баски. То, что они делают там – это просто замечательно. Скорее всего, здесь так не получится, но мне кажется, что хорошо бы было этого добиться. Да, пусть в команде будет один-два легионера в возрасте 16-и лет, но не семь, восемь или девять человек. В таком возрасте ребят привозят из-за границы, но кто знает, будут ли они играть в футбол три года спустя. Нет, у вас нет никаких гарантий.

Харрисон: В конечном итоге, вы, молодые игроки, все равно приобретаете веру в себя. Помню, как я собрал вас в одной комнате и сказал: «Вы будете играть в основе «Манчестер Юнайтед». Я вызвал Скоулза к себе в офис и спросил: «Как поживаешь, Скоулзи?» Он ответил в своей обычной манере: «Нормально». Мне удалось вытянуть из него одно слово и не более того. Тогда я сказал: «Ну, дела у тебя гораздо лучше, чем просто нормально. Ты будешь игроком основы». И тогда на его лице отразилось чувство полного замешательства и удивления.

Скоулз: Я помню, что Эрик обычно сообщал тебе о твоих успехах и делах в целом во время приватной беседы. Да, я припоминаю что-то подобное, но если тебе говорят, что ты будешь играть в «Юнайтед», и неважно, кто это говорит, то ты, скорее всего, не поверишь. Когда я ушел, в моей голове не крутились мысли о том, что я своего добился, ведь Харрисон сказал мне, что я буду игроком основы «Юнайтед». Все это было слишком  нереально, ведь мне еще столько нужно было сделать, а подобные короткие беседы с тобой проводят в возрасте 16-17 лет.

Но при Эрике мы действительно многому научились, и он превратил нас в настоящих игроков основной команды. Он дал нам тренерское наставление о том, как должен выступать и вести себя основной игрок «Юнайтед», и научил всему, что этот игрок должен уметь. Его энергия и амбиции были направлены на то, чтобы вывести наверх как можно больше ребят из молодежной команды.

Невилл: Эрик, ты всегда говорил, что если игрок действительно хорош, ему представится шанс. В «Юнайтед» все повторяли это, как мантру. По-твоему, справедливо ли данное утверждение в случае с современной Премьер Лигой?

Харрисон: В Премьер Лиге есть очень много талантливых игроков. Я часто общаюсь с людьми, связанными с футболом, и они так говорят об этих игроках: «Это талантливые ребята, но им придется потесниться». И этим все сказано. Современный мир устроен именно так. Очень жаль, что молодые и талантливые футболисты не могут пробиться в основную команду, так как клубы используют слишком много зарубежных юношей, и речь не только о командах Премьер Лиги. Выживание в английском первенстве стоит на первом месте, не говоря о завоевании трофеев, поэтому многие команды заявляют: «Мы можем приобрести того-то и того-то у «Реала Сосьедад». Вот почему я считаю, что молодежи гораздо труднее попасть в основу.

Невилл: Как это исправить? Неужели ситуация необратима?

Харрисон: Думаю, так все и будет, ведь правила и законы утверждают, что ничего не изменится. То количество легионеров, которое можно иметь, пусть даже в молодежной команде, означает, что остальным достойным игрокам придется занять место в конце очереди. Тренеры и игроки мало что могут сделать по этому поводу. Я не вижу способов это изменить.

Невилл: Как бы ты справился с текущей обстановкой? Ты бы не смог тренировать так же, как и раньше.

Харрисон: Мне было бы очень трудно, ведь современные игроки изменились. Им слишком рано дозволяют многие вещи: крупные контракты, особые условия и так далее. Тебя должно переполнять желание попасть в основную команду! Ты должен мечтать об этом день и ночь, а также всегда оставаться профессионалом.

Невилл: Тренер молодежной команды может быть успешен только в том случае, если главный тренер придерживается правила продвигать юных игроков в первую команду?

Харрисон: Вне всяких сомнений. Это самый умный вопрос из тех, что ты мне задавал! Сэр Алекс проработал в клубе всего три или четыре недели (в 1986 году), когда он вызвал меня в кабинет и сказал: «Я не до конца доволен молодежной командой». Я думал, что он отчитает меня, но он продолжил: «Я хочу, чтобы больше игроков выпускалось в основу».

Я ответил: «Вы знаете, сколько скаутов у «Манчестер Сити»? Почти в 10 раз больше, чем у нас». Тогда он сказал: «Это уже моя проблема. Я все решу». Не прошло и месяца, как мы наняли новых скаутов.

Если основная команда рано заканчивала тренировку, игроки часто приходили посмотреть на тренировку молодежной команды. Особенно это любил делать Стив Брюс. Порой он говорил мне: «Эрик, у тебя отличные ребята». И это слова Стива Брюса, игрока топ-класса. Тогда он даже не подозревал, что когда ты подрастешь, то вытеснишь его из состава. Но такого выпуска, как ваш, больше не будет. Это просто невозможно.

Спасибо ManUtd.ru за данный труд