Александр Керч: «Я не хотел ехать в Ригу...»
Слева направо: Сергей Чудинов, Александр Керч, бывший президент Латвийской Хокейной Федерации Владимир Лесков, Евгений Семеряк, Андрей Матыцин. На переднем плане - Артурс Ирбе.
- В 1983 году, когда мне было 16 лет, я играл за Архангельский "Спартак" во второй лиге СССР - там же выступала команда "Latvijas bērzs" ("Латвийская Берёза" - прим. переводчика). Меня заметил тренер Решетников. Он так же присутствовал на турнире спортивных товариществ, во время которого я забросил девять шайб в одном матче. Игра закончилась со счетом 10:8
- Долго сомневались до того как дать согласие на переезд в Ригу?
- Я вообще не хотел ехать. Был еще зелёным мальчиком. В таком возрасте оставить дом было страшно. Но Решетников целую неделю прожил в Архангельске и пытался уговорить родителей. Уезжая в Ригу, я даже не все вещи взял с собой, потому что думал, что скоро вернусь. Приезжаю в Ригу, а там уже двенадцать таких же как я...
- Что же Вас удержало?
- Подружился с ребятами. Нам всем вместе было весело. Мне понравилось абсолютно всё - город, атмосфера. В Архангельске жизнь была более скромная, а Латвия в Советском Союзе все же считалась Европой. Тренировались каждый день. Из тех, кто тогда явились на просмотр, в "Динамо", кажется, остались двое - я и Брезгин.
- Вас не смущал тот факт, что сначала придется выступать за "Latvijas bērzs"?
- Так было даже лучше. В составе "Latvijas bērzs" играл с удовольствием, там были молодые ребята, а в "Динамо" - уже "старики". В то время в хоккее существовало что-то схожее с армейской "дедовщиной" - молодые к старикам так просто не подпускались. Теперь такого уже нет. Через год попал в команду мастеров к Владимиру Юрзинову. В то время в команде еще играл Балдерис, но поиграть в одной смене с ним мне не довелось. Я был вместе с Фандулем, потом с Белявским и Лубкиным - из нас получилось весьма неплохое звено. Первый гол в составе "Динамо"? Этого я уже не помню...
- Вы вошли в историю благодаря своей знаменитой паузе. Это у Вас врожденное или приобретенное?
- Все приходит с годами и опытом. Примерно до 25 лет, когда я созрел как хоккеист, я многого не делал из того, что практиковал позже. Иногда на льду получались такие ловкие трюки, что сам удивлялся, от куда это появилось. Например, в 1988 году, когда мы выиграли серебряные медали, за выход в финал мы играли с Московским "Динамо". В том матче, в котором мы победили 2:0, в одном из эпизодов мне так удалось обыграть защитника, нынешнего тренера "Ак Барс" Билялетдинова, что все дар речи потеряли. Даже тяжело описать. Убрал шайбу клюшкой как бы под себя, выдержал паузу, защитник кинулся в другую сторону. И с неудобной стороны бросил по воротам Мышкина, жаль, что попал в штангу. Ничего подобного до этого в жизни я не делал. Всё произошло спонтанно, но со стороны выглядело очень красиво. Когда подъехал к скамейке, мой одноклубник Знарок сказал "Ну ты даёшь!"
- Редко кто мог так красиво упасть на льду, как Вы. Это был своего рода театр, чтобы повлиять на судью?
- Теперь я на многие вещи смотрю по-другому. Раньше хоккей был не только жёстче, но и более жестокий. Судьи удаляли игроков только тогда, когда нарушение было очевидным. Поэтому приходилось падать... "работать" на судей. Сейчас судьи дают нарушения гораздо чаще и за симуляцию строже наказывают.
- Вы никогда не жалели, что в своё время переехали в Ригу?
- Однозначно нет. Кстати, был такой период, когда мог уехать, потому что тренер Юрзинов, который тогда возглавлял сборную СССР, отправился в Москву и звал меня с собой. Фролов, например, уехал. Я посовещался с женой и передумал. Здесь как-то всё казалось лучше, чем в России.
- В 70-х годах игроки Рижского "Динамо" признавали, что нередко недостаток мастерства компенсировался очень хорошей физической подготовкой и жаждой борьбы.
- Такая тактика использовалась и позже. Характер команды не менялся из года в год. Например "Спартак" считали очень техничной, а Рижское "Динамо" - силовой командой. Кстати, когда мы ездили в турне в Канаду и играли с клубами НХЛ, информатор перед игрой с Чикаго "Блэк Хокс" нас представил, как очень жесткую команду. Трибуны зашумели, и, как только игра началась, нас стали "впечатывать" на флангах, но ничего - держались стойко.
- Почему Вам так и не удалось закрепиться в НХЛ? Чего не хватило? Такой хоккей Вам не подходил?
- Он мне подходил. Я был к нему готов. Есть много причин, почему не остался. Во-первых, языковой барьер. Возможно так же не комфортно было от чувства свободы. В-третьих, в "Ойлерс" за короткий период времени сменилось три тренера. В команде царили нервная атмосфера и, к моему удивлению, бардак. Конечно, жаль, что не получилось остаться, потому что в проверочных матчах я себя очень хорошо проявил. Многие даже были удивлены - почему этого 25-тилетнего хоккеиста раньше никто не заметил...
В то время в команде было полно русских - Илья Бякин, Роман Оксюта, Игорь Кравчук, Борис Миронов. Играл так же Крэг Мактавиш - он считался последним хоккеистом, который выходил на лёд без шлема. В воротах стоял Эд Белфур. Меня удивляло то, что в команде было 11 игроков, которые могли подраться. Тренер перед началом сезона сказал, что наша цель - всех пригвоздить. Я был в шоке от такой тактики. В первой игре регулярного чемпионата вышел на лёд в первом звене. Сразу после вбрасывания три одноклубника полезли драться. Я об этом заранее не знал. Растерялся, думаю - что делать?
- Что Вы можете сказать о возрождённом Рижском "Динамо"?
- Знаю многих игроков, но, чтобы дать более точною оценку, нужно знать команду изнутри. Конечно, я слежу за "Динамо". Одно бросается в глаза - очень не хватает комбинационного хоккея. Ведь именно это так нравится зрителям.
В прошлом сезоне команда прыгнула выше своей головы. Игроки почувствовали игру. Было ударное звено, которое делало результат. Теперь его нет. Команда в начале сезона отказалась от тактики, которую на чемпионате мира использовала сборная Знарока - играть от обороны, на контратаках. В защите стали проявляться большие проблемы, случаются грубые ошибки. Техническое мастерство игроков не так высоко, чтобы позволить поменять тактику.
- Ваш бывший одноклубник Андрей Матыцин однажды упомянул, что в его время в сборной Латвии был "кулак" из пяти игроков, которые в трудные моменты брали управление ситуацией на себя.
- Я скажу так, "кулаком" была вся команда, не только несколько человек. Скорее, было пятеро таких, которые могли встряхнуть, приободрить других, в трудный момент повести команду за собой.
- Ваше поколение обвиняют в том, что оно не особо обращало внимание на тренеров...
- Я бы так не сказал. Нормальный тренер, если видит, что у игрока горят глаза, не мешает. Только задает правильное направление командной тактике.
- Какие воспоминания у Вас остались о шведе Курте Линдстреме?
- Это было лучшее время. По-крайней мере для меня. Он был настоящий профессионал - как во взаимоотношениях, так и в тренировках и быту. С ним было легко и приятно работать. Куртом были довольны многие игроки сборной. Был момент, когда меня не было даже в списке кандидатов в сборную. Приехал, поговорил с тренером. Он дал возможность. У нас была договорённость, что в подготовительный период в конце каждой недели тренер будет говорить, остаюсь ли я или нет... Во многих упражнениях у меня оказались лучшие показатели. Чемпионат мира 2004 года в Праге был для меня последним. Думаю, что мог бы поиграть еще, но в сборной начался процесс омоложения состава.
80-е годы, Александр Керч в составе Рижского "Динамо"
Справка:
В составе Рижского "Динамо" провёл 7 сезонов (1984-1991)
Игры: 138
Голы: 55
Передачи: 45
Штрафные минуты: 169
Оригинал статьи (авторство: Фан Клуб Динамо, 14.01.2010)
Перевёл: Антонс Польскихс (cokpat)