Ле-Ман. Инструкция по применению
Напряжение, возбуждение и всяческие автоспортивные мурашки ощущаются всё отчётливее, уже в эти выходные нас ждёт кульминация сезона «спорткаров» – «24 Часа Ле-Мана». Легендарные, культовые, самые престижные – называйте их, как хотите. Сегодня мы не будем рассказывать, что это за гонка, какова её история и что это вообще за зверь. Остановимся на том, как его готовить и с чем его едят.
Даже для многих любителей автоспорта, не говоря уже о людях, просто интересующихся масштабными спортивными событиями, суточные марафоны – вещь весьма диковинная. Смотреть целиком – нереально, урывками – сумбур и неразбериха. Как и к любому марафону, к Ле-Ману надо готовиться. Если Вы не хардкоровый фан, это краткое пособие для Вас.
Скорее всего, вы уже знаете, что в гонке участвуют автомобили 4 классов. Уследить за всеми 60 машинами, пусть по мере развития событий их количество будет снижаться, не так и просто. Поэтому рекомендуем Вам ознакомиться со списком участников и выбрать «фаворита» в каждом классе. Это будет автомобиль, к которому будет приковано Ваше внимание, вокруг которого будут развиваться все события в данном классе, точка отсчёта. Абсолютно не важно, на каком месте он идёт. Главное, чтобы оставался в гонке. Знаете, когда идёт снег, это кажется сплошным потоком снежинок, но если Вы сфокусируете взгляд на одной из них, то сможете понять и скорость, с которой она падает, наблюдать, как порой порывы ветра прерывают её падение и поднимают снова вверх, удивиться причудливости траектории её полёта и в завершении всего этого увидеть, как она опустится на предательски тёплую крышку канализационного люка и растает.
С самого начала Вашим лучшим другом и незаменимым помощником должно стать творение известного дизайнера Энди Блэкмора (Andy Blackmore) – его Spotter Guide, который любой желающий может абсолютно бесплатно скачать на сайте spotterguides.com. В нём вы найдёте всю необходимую информацию о командах, раскрасках машин, о том, какие нюансы отличают два автомобиля одной команды, если они выступают в одинаковых цветах. Составы экипажей, конфигурация трассы, нюансы правил и технического регламента, расписание – всё это в простой и удобной форме собрано на нескольких страницах этого «гида болельщика». Там указаны даже аккаунты команд в соцсетях, так что, выбрав фаворита, вы можете сразу отправиться получать информацию из первых рук.
В категории LM P1 выбор невелик. Наилучшие шансы, по мнению всех специалистов, у Toyota, но Porsche никогда нельзя сбрасывать со счетов, да и проклятие Ле-Мана пока с японцев никто не снял. В LM P2 нашим болельщикам есть, где развернуться: тут и SMP Racing с Михаилом Алёшиным, Сергеем Сироткиным и Виктором Шайтаром, и Manor с Виталием Петровым, и G-Drive Racing с Романом Русиновым во главе. Тем более что экипаж G-Drive завоевал поул в классе, Петров показал второе время, а Михаил Алёшин был быстрейшим среди тех, кто не выступает на Oreca 07 (объективно самый быстрый прототип LM P2 в этом году). Кому-то, возможно, будет интереснее будет следить за новичком Ле-Мана, неувядающим Рубенсом Баррикелло.
Среди автомобилей GTE тоже есть на кого положить глаз, чего только стоит Chevrolet Corvette Larbre Competition под номером 50, расписанный (ну или расписанная – кому как ближе) художником Рамзи Адеком.
Итак, вы определились, со своими «снежинками». Ах, ну да, гонку же надо где-то смотреть. Вариантов несколько: купить официальную трансляцию на сайте fiawec.com, оплатить и смотреть в приложении FIA WEC (в период проведения гонки оно брендируется под 24 часа Ле-Мана) или смотреть трансляцию на канале Eurosport. Интим не предлагаем. Также, есть онлайн радио radiolemans.com, но делать первые шаги в Ле-Мане вслепую – довольно жёстко, оставим этот трюк профессионалам и знающим толк в извращениях.
Обязательно вооружитесь лайв-таймингом, так вы сможете спокойно следить за своими экипажами. В общем, платный сервис FIA WEC, хоть и несколько глючный, позволяет подстроить поток информации под себя. Лайф-тайминг в приложении доступен и в бесплатной версии.
С самого первого отрезка начинайте следить, сколько кругов автомобиль проезжает «на одном баке». Это крайне важный момент в столь длинной гонке. Сэкономив один пит-стоп относительно соперника, команда может выиграть около минуты, тогда как на трассе борьба идёт за десятые. Как правило, этот показатель команды выдерживают до конца гонки, хотя дождь и машины безопасности могут вносить свои коррективы. Если же в ходе гонке вы увидите, что автомобиль начал оставаться на трассе на круг дольше, радуйтесь. Это и есть те самые ништячки, скрытые от праздных наблюдателей. Вы становитесь свидетелем того, как инженеры и пилоты, возможно немного жертвуя скоростью, нашли способ более эффективно расходовать топливо и пытаются таким образом переиграть соперника ближе к концу гонки, когда этот круг может превратиться в сэкономленный или более короткий пит-стоп.
С резиной ещё интереснее. Сколько отрезков на одном комплекте смогут продержаться пилоты? Как это будет влиять на темп? Michelin или Dunlop, кто лучше подготовился к супермарафону? Отвечая на эти вопросы по ходу гонки, вы будете чувствовать себя во всеоружии, когда дело будет близиться к финалу. Всё поле боя будет перед Вами, словно картинка из учебника по истории, со стрелочками и запасными и засадными полками. У Вас будет полное понимание происходящего, а не «смешались в кучу кони, люди…».
Если кто-то из ваших фаворитов потерял время в боксах, откатился назад и уступает лидером несколько кругов, не отчаивайтесь. Продолжайте следить за тем, как команда выбирается из этой ситуации. Ле-Ман таит в себе массу историй, которые не видны со стороны и не добираются до выпусков новостей. Вы можете их разглядеть, стать их свидетелями, и именно в этом ценность, ощущение соучастия и непередаваемое удовольствие, которое дарят нам настоящие спортивные драмы.
SK
Фото: ACO, Larbre Competition