«Баскетбол для школьников» - книга для учителей, тренеров и игроков
По впечатлениям от проведения семинаров для тренеров школьных команд по баскетболу, просмотра всероссийских финалов и встреч с тренерами спортивных школ на мастер классах написал книгу...
В какой-то момент пришло понимание, что этим людям требуется какая-то брошюра объёмом 60-80 страниц. Чтобы учителя могли учить школьников баскетболу (на начальном уровне), чтобы тренеры разобрались в основах... Сумели узнать основные элементы, понять систему обучения, алгоритмы, основные принципы, акценты и детали - всё это хотелось прописать и донести молодым коллегам.
В книге приводятся примеры тренировки (ок), базовые моменты ведения игры, примеры нападения против зонной расстановки, примеры непрерывного нападения и многие другие полезные вещи.
Книга в настоящее время готовится к изданию.
Дело для меня новое и, как оказывается, не быстрое. В своё время посылал рукопись в целях получить обратную связь (мнения, впечатления, отзывы...). Получил в ответных звонках и письмах эмоциональную поддержку и хорошие профессиональные отзывы. Вместе с тем, в последнее время от людей, которым посылал рукопись всё чаще и чаще стали поступать однотипные вопросы. Типа: "у нас есть молодой тренер, можно ли дать ему почитать вашу книгу?" Дескать пока книга готовится к выходу, что-то уже можно будет начать применять в обучении.
Что тут ответишь, не отказывать же людям...Но как быть с другими?
В итоге решил разместить в блоге несколько глав книги. Три - пять... Надеюсь, что таким образом кому то из коллег смогу помочь ещё до стадии выхода книги в печать.
Ну и, анонсом готовящейся к печати книги выступят.
Итак, первая глава:
22. Выбивания, выдавливания и вырывание мяча.
Что может лучше при игре в защите чем забрать владение мячом у соперника без нарушения правил?
Начинаем обучение, как и во всех других элементах, с построения понимания чёткой картинки/представления: направлений выбивания – «куда?», времени выполнения – «когда?», способов (техника) – «как?» и действия для овладения мячом своей командой – «что дальше?»
«Куда?» Пальцы, владеющего мячом соперника, показывают направления для выбивания.
«Когда?» Самое лучшее время для касания мяча выбивающим – момент первого контакта с мячом рук ловящего. По времени установление контроля над мячом выглядит так: не владел-приготовился-овладевает-установил контроль/обезопасил от выбиваний-делает какое-то действие с мячом. Самое благоприятное время в этой цепочке – овладевает. В момент подбора мяча после промаха, в момент ловли, когда мяч отрывается от пола при дриблинге и летит вверх, но ещё не встретился с рукой дриблёра. Ещё одно «окно возможностей» для выбивания открывается, когда игрок готовится к броску. После дриблинга взял мяч в обе руки и поднимает его для выполнения броска, во время постановки опорной ноги на втором шаге двух-шажного ритма и, когда мяч вынесен в позицию броскового замаха до начала разгибания локтевого сустава бросающей руки.
«Как?» Так быстро, как это возможно (как молния вспыхивает). По самой короткой траектории (как змея жалит).
В случае игры лицом к груди соперника кисть выбивающей руки делает движение, напоминающее движение кончика пастушьего кнута в момент щелчка. Когда вся длина кнута разгоняется от его ручки и резким рывком рукоятки задаётся волна, проходящая по всей длине и обрывающаяся в конце кнута с мощным выхлестом энергии. Направление приложения усилия показывают большие пальцы нападающего. Усилие проходит снизу-вверх через центр мяча.
Когда выбивать будем из-за спины соперника, кисть накладывается на участок мяча между основаниями ладони нападающего. Чтобы затем, задействовав вес своего тела, выдавить мяч (лучше - рукой, ближайшей к телу нападающего) в направлении, которое показывают пальцы соперника (за исключением большого пальца). Усилие проходит через центр мяча.
Если мы находимся лицом к плечу соперника задействуем руку одноименную этому плечу. Пальцы коснутся мяча в точке между основаниями ладоней нападающего. Желательно, чтобы усилие проходило через центр мяча и это было выдавливанием чтобы задействовать вес тела, но это практически неприменимо в таком расположении. Слишком мало времени. Поэтому выбивать приходится, контактируя только с верхней, доступной для контакта, поверхностью мяча. В этом случае залог успеха - быстрое резкое движение кистью наотмашь, от себя.
Схожая техника будет применяться и при броске. Но там это будет не выбивание в чистом виде, а скорее смахивание мяча с руки бросающего соперника. Для успеха следим за расположением своего тела, относительно нападающего. Нос – напротив плеча бросающей руки. Разноимённая к бросающей руке нога выдвинута вперёд, препятствую проходу в сторону «сильной руки», стопа снаружи от линии «стопа, одноимённая бросающей руки – корзина». Рука защитника, разноимённая бросающей руке нападающего держится рядом с его плечом на высоте уха бросающего. Всегда, что бы ни делал нападающий, какие бы обманные движения не показывал – ладонь, приготовленная для смахивания мяча руки не будет опускаться. Мы же хотим помешать броску, верно? А для этого придётся проявить терпение и выдержку. Ладонь смахивающей руки раскрыта. Мизинец и большой палец разведены. В момент, когда мяч будет вынесен для броска (бросковый замах) рука сработает так, как если бы потребовалось сбить кепку с головы сбоку стоящего от нас человека. Контакт будет проводиться с верхней, доступной для контакта, частью поверхности мяча.
«Что дальше?» Установить над мячом контроль совей команды! Мячом владел или овладевал соперник. Если наши усилия успешны, но наступит момент, когда мячом не владеет ни одна команда. Ситуация «свободные мячи». Когда игроки, бьющиеся изо всех сил за победу без колебаний, решительно бросаются на пол за мячом, которым не владеет ни одна из команд. Поэтому важно стараться отбить мяч не близко и не далеко от себя. Близко – риск что соперник восстановит утраченный им, контроль над мячом. Далеко – это могут сделать его партнёры, ближайшие к траектории движения выбитого мяча. Если нет возможности для контролируемого расстояния – нужно выбивать в направлении расположения своих партнёров.
Во время постановки опорной ноги на втором шаге двух-шажного ритма у защитника появляется возможность для вырывания мяча. Малоопытный соперник в этот момент максимально приближает мяч к защитнику. Мяч держится в двух руках сбоку от тела. Удобная возможность между руками нападающего наложить на мяч свои две руки. После чего единым (сверху-в сторону-вниз) движением вместе с поворотом плеч от нападающего (напоминает вкручивание) вырываем мяч из рук нападающего и ищем лучшее для своей команды продолжение развития атаки.
А как будем выбивать/перехватывать мяч у дриблёра? В моменты, когда мяч не контактирует с его рукой. Помните, как двигается мяч при дриблинге? Покидает руку по нисходящей, касается пола, отскакивает от него и летит навстречу руке дриблёра по восходящей. Оптимальный участок траектории полёта мяча для перехвата контроля – восходящий, после того как мяч отскочил от площадки и до того, как встретился с рукой дриблёра. Отсюда и следует выстраивать свою игру в защите.
Причём выбивать следует рукой, разноимённой к руке дриблёра, ведущей мяч. Ведёт правой – выбиваем левой. И наоборот. Когда имеем позицию «лицом к лицу дриблёра» ладонь накладываем на мяч, примерно под 45 градусов по отношению к полу. Ладонь в момент выбивания раскрыта. Мяч направляем в точку пола, расположенную примерно в метре -двух позади дриблёра. Рассчитываем, что он отскочит за спиной дриблёра на противоположную сторону. Соперник вёл правой рукой – мы выбиваем левой, чтоб он отскочил на правую для нас сторону. Это позволит сыграть без нарушения правил, избегая контакта с телом дриблёра. В случае неудачной попытки позиция защиты остаётся хорошей. Баланс не нарушался, вперёд не бросались, продолжаем отступать/оттеснять.
Ну а дальше - легких, быстрых и приятных очков вашей команде в быстром переходе в нападение. Вы это заслужили!
С этим не поспоришь. Об этом говорится в первых главах книги.