«Балтика-40». Руслан Аджинджал завершает карьеру
Когда перед началом прошедшего сезона Российской Премьер-Лиги "Краснодар" объявил о подписании контракта с Аджинджалом, в адрес молодого клуба звучали некоторые упреки: мол, воспитанники, будущее, а тут ветерана из ветеранов приглашаете? В свои тридцать девять воспитанник абхазского футбола держал столь высокий уровень, что некоторым игрокам в полтора-два раза моложе его, ещё и с российским паспортом, приходилось лишь не вылезать со скамейки запасных, да поражаться профессионализму и энергичности главного старожила отечественного футбола. Например, в таком виде:
Не будучи от природы сверходаренным футболистом, Руслан Аджинджал стал если не синонимом любви к футболу (и это при таких-то полях, "интересу" к игре в России и криминальной составляющей), то уж как минимум непременным участником-талисманом большинства розыгрышей высшей лиги, лишь изредка заглядывавшим в первый дивизион. Он играл более-менее всегда. Майкопская "Дружба", калининградская "Балтика" - главный клуб футбольной молодости, "Торпедо-ЗИЛ", "Уралан", "Луч-Энергия", "Крылья Советов"... И язык не повернется назвать Аджинджала игроком-кочевником - играть по двадцать с лишним лет подряд в одном клубе в ту же эпоху удалось лишь Гиггзу, да Мальдини с Санетти (простите великодушно, если еще кого забыл). В чемпионатах с великолепной инфрастурктурой, с газонами травинка-к-травинке, с кубками-медалями-шампанским. Кои Руслан все же вкусил: Кубок России с "Тереком" и недавнюю бронзу с "Краснодаром".
Невысокий, коренастый, по-спортивному настырный, сезон за сезоном он выходил в составе своих заштатных, в общем-то, команд и собственным примером пытался привить ту же страсть, то же желание играть, играть, играть. Да, Руслан Аджинджал, как и его брат Беслан, не получили шанса проявить себя в топ-клубах. Попади они в систему одного из таких клубов ещё в юности, когда 16-летних перспективных ребят пригласил перспективный же тренер Олег Долматов из Гагр в "Динамо" Сухуми, выступавшее в союзной первой лиге, кто знает, как повернулась бы их футбольная судьба. Поначалу они выступали бок о бок, затем их игроцкие пути разошлись, потом снова пересеклись... Беслан закончил карьеру в 2012-ом во владивостокском "Луче". Русик, как его ласково называли болельщики, доиграл практически до сорока одного года, завершив карьеру в клубе-надежде российского футбола - "Краснодаре", невдалеке от родной Абхазии. Фамилия "Аджинджал", кстати, так и переводится с абхазского - "Родина".
Ни антропометрией (рост - 170 см), ни взрывной скоростью, ни филигранной техникой (дриблинг, конечно, впечатляющий, но такой дриблинг прежде всего есть продукт самоотдачи и желания) на уровне Премьер-Лиги Аджинджал не выделялся. Зато он брал своё универсальностью, - играл на всех позициях в полузащите и на старте карьеры даже нападающего, - настойчивостью, бесстрашностью, с которой шел в отбор и в стыки, и феноменальной работоспособностью. Видение поля и пас, с возрастом и опытом, тоже стали его отличительными игроцкими чертами. Равно как и непререкаемый авторитет в игре.
За четверть века в футболе - ни одного скандала. При запросе в поисковиках "аджинджал скандал" появляются разве что статьи про ту историю с отстранением от команды в "Крыльях" вместе с Будылиным и Белозеровым, - и то, зная стиль руководства самарского клуба последних лет, скорее думаешь, что Аджинджал стал жертвой обстоятельств. Уважение и признание болельщиков, корректность на поле и за его пределами, - это то, чем запомнится Аджинджал в качестве игрока и спорстмена.
Последний из ныне играющих полевых игроков-россиян, заставших чемпионат СССР. Вчерашние сборники-дебютанты Головин, Чернов и Миранчук только родились тогда, когда Руслан уже вовсю зарабатывал уважение и почет любителей отечественного футбола. Каждое межсезонье кто-то из игроков российской глубинки да завершал карьеру - о, ему уже тридцать четыре, как время-то летит, славно попылил. Аджинджал же фигурировал в новостях исключительно в качестве "полетел на сборы с такой-то командой". Неименитой, незвездной, борющейся в лучшем случае за середину таблицы. Ну когда-никогда - за еврокубки. За участие, если точнее. "Письмо четырнадцати", провальный Евро-1996, полуфинал "Спартака" в еврокубке, 2:3 на "Стад де Франс", кошмар от Филимонова, слезы Сычева и Кержакова на ЧМ-2002, Кубки УЕФА ЦСКА и "Зенита", бронза-2008, Марибор, ЧМ-2014... Всё это время Аджинджал играл. И мог всерьез претендовать на поездку на ЧМ - если бы не год рождения в паспорте.
Сказать, что бутсы на гвоздь повесил человек-эпоха, человек-футбол - пожалуй, чересчур громко и пафосно.
Он просто очень любит играть.
Спасибо, Руслан Алексеевич!