1 мин.

Почему «Спартаку» нужно верить в Якина

Репортаж Кирилла Благова и Владислава Воронина с «Открытие Арены», где «Спартак» едва не проиграл «Локомотиву», но все равно дал надежду на эволюцию.

Фото: Fotobank/Getty Images/Epsilon

«Локомотив» вышел на разминку и сразу оказался под давлением.

– Как честные люди мы предлагаем вам сдаться, – доносится с трибуны из-за ворот, которые занял Абаев.

На противоположной стороне идут последние приготовления к перфомансу в память о Федоре Черенкове.

Для удобства заводящих вдоль трибуны, которую заполняют самые активные болельщики «Спартака», установлены колонки. Указания слышны отчетливо, сектора реагируют синхронно – и как только команды появляются на поле, трибуны окрашиваются в черный цвет.

Минута молчания, и стадион принимается распевать имя легенды «Спартака».

Вскоре воздух разрезает заряд болельщиков «Локомотива», привычно требующих отставки руководства. Взяв паузу, они разворачивают на своем секторе несколько текстовых баннеров, среди которых «Смородская – наш президент. Спасибо, что спасла стадион» и «Не отпустим Котова в «Баварию».

На старте матча у каждого свои заботы.

***

В перерыве на поле появляется гендиректор «Спартака» Роман Асхабадзе, а вместе с ним – Олег Романцев.

За Якина становится тревожно, но диктор разряжает обстановку: клуб поздравляет Романцева с юбилеем и вручает ключи от нового автомобиля.

– Искренне благодарю тех, кто помнит наши совместные успехи, – говорит Романцев и делает паузу, которую заполняет шелест аплодисментов. – Надеюсь, в будущем успехов у «Спартака» будет не меньше.

В начале второго тайма болельщики «Локомотива» активизируются – на их секторах появляется внушительных размеров портрет Дмитрия Сычева и поздравление нападающего с 31-летием.

Спартаковские сектора реагируют зарядом, первая часть которого – «С днем рождения», а вторая – средство контрацепции. Используя вторую часть, фанаты «Локомотива» вспоминают Дениса Глушакова.

На бровке возникает Роман Павлюченко. Как только диктор произносит фамилию нападающего, стадион накрывает свист, сквозь который слышится черкизовский хит «Павлюченко – суперфорвард».

Представляете, как освежит эту историю переход Артема Дзюбы в «Локомотив»?

***

Первый тайм «Спартак» закончил так неубедительно и суетливо, что Олег Романцев, сидевший на обычной центральной трибуне среди болельщиков, заметно погрустнел. Вместе с Романцевым затих и почти весь стадион.

Оживить трибуны удалось только Роману Широкову и Юре Мовсисяну – одно их появление в зоне разминки в начале второго тайма заставило всех зашуметь так мощно и оживленно, как ни разу в первые 50 минут. Эти двое, только-только прошедшие через месяцы лечения, замерцали для «Открытие Арены» каким-то символом изменений, ведь атака «Спартака» уже который матч действует бесконтрольно и неосторожно. Ей жизненно необходимо освежиться.

Люди в красно-белом всегда особенно остро воспринимают любое прижимание к собственной штрафной и неповоротливость в атаке, поэтому для Якина сейчас очень непростое время. С одной стороны – 40-тысячный стадион, который видит условные 0:2 от «Урала» и пытается хоть что-нибудь понять, а с другой – команда, которую нужно терпеливо строить по кусочкам и учить играть аккуратно. Конечно, сейчас можно быстро закидать дерби помоями (претензий по зрелищности и взаимодействиям игроков точно хватит), но давайте для начала попробуем понять тренера.

Не нравятся 5 защитников в домашнем матче? Во-первых, «Спартак» явно хотел играть по схеме 3-5-2 (Инсаурральде – Боккетти – Жоао Карлос сзади, а Макеев с Паршивлюком впереди, чтобы отвечать за оперативный отбор и стремительные контратаки). Но Якин быстро понял, что индивидуальных ошибок после возвращения из Екатеринбурга меньше не стало и такими темпами можно снова получить по носу, поэтому для уплотнения игры опустил Макеева и Паршивлюка к своим воротам. То есть 5 защитников в линию – это не страх перед «Локомотивом» (чего уж там так бояться), а просто адекватная реакция на проблемы и возможность снизить риски в ситуации, когда команду откровенно лихорадит.

Нет чистого форварда в основе и вообще мало креатива? Дзюба, его контракт и трения с руководством уже стали публичной проблемой «Спартака», а слова Якина («Артем не забивает несколько матчей и понимает, что ему нужно работать над собой») только подтверждают, что здесь затеяно небольшое перевоспитание. Так что политически понять отсутствие Дзюбы в старте легко, а Мовсисяна пока не хватит даже на тайм полноценной и стабильной работы. В такой ситуации выдвижение Промеса вперед – вполне рабочий вариант: быстрый и юркий форвард показал, что способен вовремя проскочить между Чорлукой и Дюрицей – еще в первом тайме он вполне мог исполнить изящный гол, но махнул выше ворот.

Тематический обзор. Почему переговоры Дзюбы и «Спартака» будут громкими и тяжелыми

С организацией атак все обстоит чуть сложнее – по сути, «Спартак» не совсем перестроился на режим игры без Дзюбы: Промесу и Хурадо было сложно принимать дальние передачи, а крайние защитники по привычке забрасывали мяч верхом, когда стоило чуть раскачать соперника.

– Без Дзюбы было непривычно. Десять туров не играли без него, уже привыкли, что в случае выноса мяча вперед он всегда зацепится, – признался потом Артем Ребров.

Якин пытался менять это в ручном режиме – например, Ромуло после его подсказок активно подключался к строительству атак через центр и пару раз врубал режим Романа Широкова – например, лучшую передачу матча точно вырезал он.

В общем, Якин динамично осмыслял матч в режиме онлайн и искал оптимальные варианты, меняя не только роли полузащитников, но и целые схемы. Сразу несколько системных изменений по ходу матча, включая массивную перестройку обороны (4 защитника в линию со сменой позиций у двух) – это действительно серьезно. Потом Якин намекнул, что команда должна толерантно относиться к поискам правильных тренерских идей.

– Происходят изменения, которые команда должна принимать. Конечно, сейчас мы находимся не в том месте, где хотели бы быть – это касается как игры в пас, так и завершения атак и обороны.

После такой пробуксовки «Спартаку» ни в коем случае нельзя доверять своим эмоциям и поднимать вой о том, что игра Якина какая-то не такая. Полноценное строительство команды еще даже не началось, несмотря на 4 месяца совместной работы. Ударную рабочую силу и строительные материалы довезли только сейчас, ведь все прекрасно понимают, что лидером этого «Спартака» будет именно Широков.

Зависимость «Спартака» от Дзюбы, существование которой подтвердил Ребров, была только промежуточным этапом – новый «Спартак» должен быть более разнообразным. Да, звучит как предвыборный лозунг, но вчитайтесь в послематчевые слова Широкова: «Для меня удивительно, что «Спартак» играет за счет длинных передач» и «Мы должны больше контролировать мяч, а не просто играть на отбой».

«Спартак» будет меняться благодаря Широкову, и основная зона активности переместится от высокого центрфорварда в сторону полузащиты. Просто пока все к этому привыкнут – пройдет еще не один такой тягомотный матч, как с «Локомотивом».

Тяжело, но иногда в строительстве нужно ждать и терпеть. «Спартак», заложивший первый камень в основание стадиона еще при Лужкове в 2007-м, точно должен это знать.

Роман Широков: «Для меня удивительно, что «Спартак» играет за счет длинных передач»

«В «Спартаке» нет конфликта». Якин и Божович – о московском дерби