«Многие люди не смогут тратить деньги на футбол как прежде». Главный футбольный экономист – о кризисе
Шеф-редактор Sports.ru Владислав Воронин снял фильм об экономическом кризисе, который накрыл европейский футбол и скоро изменит РПЛ – с очень высокой вероятностью, в худшую сторону. Сколько потеряют клубы? Как эти потери сожмут трансферный рынок и увеличат долги? Почему клубам жизненно важно сокращать зарплаты? Может ли кризис ускорить превращение Лиги чемпионов в Суперлигу? Почему в России – особенная экономическая модель футбола, и есть ли шансы ее оздоровить? Все рассуждения – тут.
В видео есть фрагменты разговора с главным экспертом в сфере футбольной экономики прямо сейчас Кираном Магуайром. Он преподает в Ливерпульском университете, часто выступает в эфире Sky Sports и BBC, а в начале года выпустил замечательную книгу The Price of Football. Вот его мнение о кризисе, который уже точно не закончится в 2020 году.
***
Этот кризис – самый жесткий в истории футбола как бизнеса. У многих клубов есть обязательные платежи по кредитам, трансферные обязательства, зарплаты. У них может просто не оказаться свободных денег, чтобы расплатиться. Непонятно, как долго это продлится и вернется ли вообще футбол в прежнем состоянии.
Сейчас, скорее всего, всю Европу ждет сильная рецессия. Многие люди потеряют работу и не смогут позволить себе поход на футбол, если цены останутся прежними, не смогут оставить подписку на платный канал. Футбольные власти и вещатели должны включить здравый смысл. При текущих ценах всю аудиторию не сохранить, поход на стадион и подписка должны стать дешевле.
По всем трем основным источникам дохода выход из рецессии не будет простым. Многие не смогут и не захотят тратить деньги на футбол как прежде: людям нужно платить за квартиру, покупать продукты, одежду детям и так далее. Футбол не так важен. В таких условиях доходы вещателей снизятся, а значит, в футбол следом придет меньше телевизионных денег.
В контексте спонсорства и рекламы важно учитывать имиджевые вопросы. Ни одной крупной компании не захочется подписывать многомиллионные контракты и рассказывать об этом, если она сокращает персонал, закрывает фабрики, магазины и так далее. Думаю, компании будут ограничивать траты на рекламу в футболе.
А раз доходы клубов упадут, клубы будут вынуждены меньше тратить на зарплаты и трансферы.
Сколько именно времени уйдет на восстановление, зависит от эпидемиологической обстановки. Думаю, все в футболе согласны, что главное – здоровье людей. Футбол страдает не один, есть много сотен других отраслей экономики, которым нанесен не меньший ущерб. Поэтому нельзя создавать футболу особые условия. Он ничем не особеннее авиакомпаний, туристических компаний, отелей и так далее. Футбол отличает только сильная эмоциональная привязанность многих людей. Если закроется отель неподалеку – люди чуть взгрустнут. А если на фоне пандемии обанкротится клуб – для людей это будет огромная эмоциональная потеря.
Да, в футболе будут жертвы. Нам остается только надеяться, что так или иначе помогут местные правительства и футбольные федерации, если у них есть какие-то деньги.
Нужен здравый смысл. Нужно, чтобы клубы действовали вместе. Очень часто прежде отдельные клубы пользовались подобными ситуациями в своих интересах, а нужны решения на пользу всей лиге.
Сейчас у УЕФА есть шанс улучшить правила финансового фэйр-плей и определиться, чего именно они хотят добиться. Цель – не допустить создание нового «Челси», «ПСЖ» или «Манчестер Сити», то есть клуба, владелец которого вкладывает в развитие столько, сколько хочет? Или цель – долгосрочное повышение рейтинга платежеспособности? Моделей улучшения обсуждалось и обсуждается много, включая тот же потолок зарплат. Проблема в том, что УЕФА управляет футболом во всей Европе – и то, что подойдет одному клубу или одной лиге, не факт что сработает в других странах.
Вот в нескольких лигах заговорили про потолок зарплат. Но он может сработать только на короткой дистанции в отдельной стране. Потолок зарплат, введенный по всей Европе, может только укрепить отрыв топовых лиг типа АПЛ. Они поставят такой потолок для зарплаты одного игрока, который в условной Словении будет покрывать зарплаты всей команды. Зарплаты от лиги к лиге очень различаются. Думаю, поэтому потолок зарплат на большой дистанции только ускорит отъезд игроков и увеличит разрывы между лигами.
Движение в сторону большой реформы турниров заметно уже некоторые время. Думаю, что пандемия может ускорить эти изменения.
Очевидно, что большие клубы хотят увеличить количество матчей в Лиге чемпионов и уменьшить национальные чемпионаты. Для этого им нужна поддержка футбольных ассоциаций разных стран. Крупные клубы могут надавить на ассоциации, пригрозив, что если договоренности не будет, они создадут европейскую Суперлигу.
Эта перспектива понятна давно, но я отмечу, что прямо сейчас, во время пандемии, у национальных футбольных федераций очень слабая стартовая позиция для переговоров.
Фото: globallookpress.com/Boris Roessler/dpa; liverpool.ac.uk; Gettyimages.ru/Sebastian Widmann/Bongarts
Богатые останутся богатыми, потому что богатый даже потеряв половину останется богатым, бедные останутся бедными, потому что им и терять особо нечего, и только средний класс пострадает больше всех.
P.S. А примеры мои неплохие... или тебе жизненно необходим новый смартфон каждый год? Брендовых одежда? Приятно, когда можешь себе это позволить, но это не должно быть целью жизни
Верните нормальный футбол, где условная Стяуа могла выиграть Кубок европейских чемпионов. Где ценилась школа и философия, а не чукотские или аравийские бабки в руках семито-хамитских проныр. Где героями были бойцы в заправленных футболках и черных бутсах, а не бисексуалы в бассейнах, с детьми, рожденными от суррогатных матерей, чьи собственные матери спят с такими же бисексуалами, только на порядок моложе. Где на трибунах болеют простые работяги после смены, а не инстаграмные ТП, путающие Адебайора, Адебайо Акинфенву и Акинфеева.
За кризис, всеочищающий и беспощадный!
А последним он может стать, потому что обнажил гигантский разрыв между финансовыми рынками и реальной экономикой. Вливаются миллиарды, но до реальной экономики они не доходят. Значит, чтобы не было голодных смертей и бунтов - механизмы воздействия на экономику должны меняться
Про коммуниста - поржал :))) Где я про коммунизм-то говорил? Или те, кто считают капитализм себя изжившим - ходят под красным флагом? :))
Почитал бы хоть экономистов для разнообразия.. а то мир для тебя будет полон неожиданностей и сюрпризов
Это классика постиндустриала. Доля первичного и вторичного сектора низкая и работают в нём гастеры. Высокообразованные аборигены заняты в нематериальных сферах, в том числе обслуживая капитал.
Не видно протестного настроения в Европе. До вируса жилось благополучно. И сейчас тамошние гос-ва заливают деньгами именно реальный сектор