Иранский вратарь бросил родителей ради футбола. И на ЧМ потащил пенальти Роналду
А пропустил только в одном из 13 матчей квалификации.
В воротах Ирана на этом ЧМ играет удивительный Алиреза Бейранванд. Ему 25 лет, и у него мощная судьба: он сбежал от родителей, которые запрещали ему играть в футбол, ночевал на улицах, мыл машины, разносил пиццу. И все ради того, чтобы однажды сыграть на чемпионате мира. В матче с Португалией он взял удар Роналду с пенальти.
• Чтобы понять драму Али (а в команде его зовут именно так), нужен небольшой экскурс на его родину – Лурестан, на западе Ирана. Он был старшим ребенком в семье кочевников, и отец часто доверял ему пасти овец. В свободное от работы время Али гонял в футбол и хорошо освоил местную игру Дал Паран – метание камней на большие расстояния.
– Мы швыряли все подряд – не только камни, но и куски глины, палки. У кого дальше полетит снаряд, тот чемпион, – вспоминал Али, которому это умение в футбольной жизни очень пригодилось.
• Семья Али путешествовала по стране и однажды обосновалась в Сарабиасе. Именно там Бейранванд по-настоящему полюбил футбол: до 12 лет он играл нападающего. Но, как часто бывает, травму получил вратарь, Али заменил его и... больше никогда не бросал ворота.
– Быть на последнем рубеже мне нравилось больше. Это непередаваемая ответственность.
Впрочем, отец Али – Мортеза – не считал футбол работой и был против увлечения сына.
– Отец совсем не любил футбол. Он кричал: «Чего ты можешь добиться, пиная мяч?». Ему тяжело давались деньги, он ждал от меня большей помощи. Как-то он разорвал форму, выбросил перчатки, и я несколько матчей играл голыми руками. У меня не было другого выхода, кроме как сбежать из дома и попытать счастья в столице.
• Али занял деньги у родственников, не предупредил родителей и погнал на автобусе в Тегеран. По дороге он познакомился с тренером Хоссейном Фейзом, который предложил ему тренироваться с его командой «Вахдат».
– Хоссейн положил мне небольшие деньги – что-то вроде 40 долларов. Но мне негде было жить, не на что есть.
Первые ночи Али ютился с мигрантами у башни Азади, одного из символов Тегерана. А затем спал у дверей клуба, в котором тренировался.
– Как-то я заметил монеты, которые люди бросили мне. Они думали, что я нищий! Но я был рад и такому подарку – вкусно позавтракал впервые за долгое время.
• Бейранванда в итоге приютил капитан «Вахдата» – он жил у него две недели, а потом Али устроился на швейную фабрику (она принадлежала отцу другого футболиста) и проводил ночи там.
Его следующей работой стала автомойка. Однажды к нему подъехал внедорожник легенды иранского футбола Али Даеи (выступал за «Арминию», «Баварию» и «Герту»).
– Все, кто были рядом и знали мое бедственное положение, буквально толкали меня к Даеи. Мол, подойди и попроси пристроить хоть в какой-нибудь нормальный клуб. Даеи наверняка бы помог мне, но мне было стыдно рассказать ему свою ситуацию, – вспоминает Бейранванд.
• Игрой Али все-таки заинтересовался профессиональный клуб «Нафт Тегеран», который долго выступал в региональных лигах. Бейнранвад ухватился за микроскопический шанс, переехал на базу клуба, жил в молитвенном зале, работал разносчиком пиццы, спал в ресторане. Он делал все ради того, чтобы играть в футбол на топ-уровне.
– Мой тренер не знал, что я работаю в пиццерии. И как-то зашел туда пообедать – я не хотел, чтобы он меня видел, но владелец ресторана упрямо толкал меня к столику. В итоге, мне пришлось уволиться и искать новую работу. Я стал подметать большой парк в одиночку. Мне было сложно держать себя в форме – я не успевал спать, тренироваться. Я чувствовал, что мечта умирает. Но клуб все-таки подписал контракт и дал мне шанс. В меня впервые поверили – я этого так долго ждал.
В «Нафте» Али расцвел и играл там до мая 2016-го – в молодежной, а потом в основной команде. Он взял бронзу Про-лиги, получил повышение в «Персеполис» (выиграл с ним уже два титула) и прославился голевыми передачами через все поле. На 70 метров. Его детское увлечение – бросать камни на дальность – очень даже пригодилось.
• В сборной Али дебютировал 3,5 года назад – в товарищеском матче против Ирака. Его даже включили в заявку на Кубок Азии-2015, но на поле он так и не вышел. Этот отборочный цикл Бейранванд тоже не начинал в основе, но постепенно вытеснил конкурентов. И не просто вытеснил, а отстоял на ноль 12 из 13 матчей отбора к ЧМ-2018. Пропустил в заключительной игре против Сирии (2:2), которая не имела турнирного значения.
• На ЧМ в России он мечтает о выходе в плей-офф.
– Да-да, я знаю, Ирану это никогда не удавалось, но у нас сейчас очень сильная команда. Мы способны удивить.
Бейнранваду хочется верить. В соперниках у него Марокко, Испания и Португалия.
Легенда сборной – армянин-христианин. Тюрьма за фото с женщиной без хиджаба. Запрет на тату
По материалам The Guardian, Iran Sports Press, Varzesh3
Фото: REUTERS/Pilar Olivares; Gettyimages.ru/Richard Heathcote, Amin Mohammad Jamali
«Отец моей будущей жены спросил, чем я занимаюсь. Я сказал, что я футболист. Он напрягся и спросил, есть ли у меня профессия. Я ответил, что это и есть профессия. Но, увидев выражение его лица, я добавил, что умею класть кирпичи. Он сразу оживился». © Боб Пэйсли.