Помощник Карреры объявил об уходе. И поблагодарил всех, кроме него
Что случилось?
Тренер «Спартака» Роман Пилипчук уйдет из команды по окончании сезона. Причина: желание и готовность работать самостоятельно. В этом факте не было бы ничего примечательного, если бы не несколько обстоятельств.
• Пилипчук сделал заявление через «Спорт-Экспресс», поблагодарил примерно весь руководящий состав «Спартака», директора Высшей школы тренеров Андрея Лексакова, по рекомендации которого попал в команду, и даже Дмитрия Аленичева, который ушел из «Спартака» два года назад. Но не Массимо Карреру.
• Пилипчука не было с командой в Перми. «Пилипчук не прилетел, потому что отправился смотреть матч «Ростова». Через неделю нам предстоит играть с этой командой, и я предпочел, чтобы мой помощник посмотрел их игру вживую. Те решения, которые принимаю касательно распределения своих помощников, я не должен объяснять никому. Я решил, что нам это нужно, вот и все», – так объяснил ситуацию Каррера.
• В Перми «Спартак» прервал серию из трех поражений, два из которых – в чемпионате – практически выкинули его из борьбы за золото (третье было в Кубке России). Учитывая, как теряет очки «Локомотив», победы в матчах с «Уралом» и «Ахматом» сделали бы «Спартак» лидером.
• Объявление Пилипчука – и тем более с явным игнором главного тренера – выглядит очевидно неуместным за два тура до конца, когда остается хотя бы теоретический шанс на чемпионство и вполне реальный – остаться без Лиги чемпионов. И от того, какой для «Спартака» будет концовка чемпионата, зависит в том числе и будущее Карреры в команде.
Почему это может быть ударом по Каррере?
Потому что Пилипчук – не просто один из помощников, он ключевой сотрудник штаба Карреры. До прихода в «Спартак» его никто толком не знал, но через год считали чуть ли не тем человеком, который управляет командой, пока главный тренер несет представительские функции.
Роман Пилипчук начинал игровую карьеру еще в СССР – «Текстильщик» Иваново, «Динамо» Москва, «Спартак» Владикавказ. Потом уехал в Израиль, а закончил на Украине – в донецком «Металлурге».
Тренировать начал в 2008 году, но надолго нигде не задерживался – ни в ассистентах, ни главным. Входил в тренерский штаб Сергея Силкина, когда «Динамо» выдало лучший отрезок за многие годы.
Главным тренером работал с донецким «Олимпиком», «Спартаком» из Юрмалы и молодежной сборной Таджикистана. Кроме «Динамо», заметных успехов нигде не было.
Но Романа очень ценил директор Академии тренерского мастерства и технический директор РФС Лексаков, который помогал со стажировками у Слуцкого и Бердыева, а потом рекомендовал его в «Спартак» Сергею Родионову.
Чем конкретно он занимался в «Спартаке»?
Он приходил в клуб как тренер-аналитик, основная функция которого – изучение соперников. Чаще всего это должность почти техническая. Например, в «Зените» есть целый аналитический отдел, которым руководит Максим Гайдовский – и вы вряд ли слышали это имя. Обычно тренеры-аналитики готовят отчеты по сопернику и своим игрокам, передают их главному тренеру, но не сидят рядом с ним на скамейке.
«Обычно я просматриваю два-три матча – сравниваю составы, концепцию игры. Если менялась тактика, мы делаем акцент на это. Плюс изучаю стандартные положения соперника. Дня три-четыре это занимает. Очень много времени провожу за компьютером, но в моем распоряжении один из лучших компьютерных кабинетов в стране. Новые технологии, новые программы, в которых я могу работать, анализировать.
Я не считаю, что аналитик — это какая-то отдельно взятая профессия. Любой тренер, которой работает с командой, все равно в том или ином объеме занимается анализом. Работая с командой, ты проводишь анализ тренировочной работы, игровой работы, все это связано с анализом игровой деятельности соперника, поэтому как-то выделять роль тренера-аналитика, наверное, неправильно», – так рассказывал о своей работе Пилипчук сайту «Футбольная наука» в ноябре прошлого года.
Кстати, это его единственное интервью за время работы в «Спартаке» – до сегодняшнего объявления об уходе. Игорь Рабинер писал, что Каррера запрещает своим помощникам давать интервью, и исключение Роман сделал только для своего учителя Лексакова.
Но Пилипчук все-таки был больше, чем аналитиком.
«По ходу совместной работы, совместного принятия каких-то решений стало ясно, что вдвоем мы дополняем друг друга. Считаю, сделанное нами в прошлом сезоне говорит о том, что мы сработались в тандеме очень хорошо», – так говорил о работе с Каррерой Пилипчук.
«Он очень хорошо понимает футбол. Если я отвлекаюсь на что-то во время матчей, Роман замечает эпизоды, оставшиеся без моего внимания. Рад, что он с нами», – Каррера – о Пилипчуке.
«В раздевалке перед выходом на поле Пилипчук может что-то добавить – в основном по тактическим моментам, нюансы по стандартам», – Денис Глушаков.
То есть Пилипчук был и аналитиком, и ближайшим советником Карреры по тактике. А это совсем другой статус: это Йоахим Лев при Клинсманне, это Карлуш Кейруш при Фергюсоне, это Желько Бувач при Клоппе, это поздний Моуринью при Бобби Робсоне.
Говорят, что Каррера вернулся к игре в двух центральных защитников вместо трех именно по совету Пилипчука (кстати, в Перми «Спартак» после долгого перерыва снова играл в три центральных).
Пилипчук был правой рукой Карреры. И его уход, независимо от причин и обстоятельств, – это не просто рабочая замена в тренерском штабе. Очевидно, летом «Спартак» ждет очередной виток перемен.
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Алексей Куденко, Алексей Филиппов; fcdynamo.ru