10 мин.

Он отбил четыре пенальти в финале Кубка чемпионов и исчез. Скончался Хельмут Дукадам — главный герой КЕЧ-1986

Его профессиональная карьера длилась всего восемь лет, лишь один сезон он поиграл в Кубке чемпионов, а за сборную Румынии провёл всего пару товарищеских матчей, в одном из которых находился на поле жалкие 3 минуты. Но кого бы вы ни спросили, кто главный вратарь в истории румынского футбола, почти наверняка ответ будет один и тот же – Хельмут Дукадам.

Родившийся в маленьком городке на границе с Венгрией Хельмут в 19 лет был замечен клубом из областного центра – Арада. Местная команда, «УТА», ещё в 1970 году выигрывавшая чемпионат страны, а затем выступавшая в еврокубках (надо сказать, довольно неудачно – поражение 0:8 в гостях от «Легии» по сей день остаётся крупнейшим в истории румынского футбола), к концу десятилетия не сохранила и тени былого величия, вылетев из высшей лиги в сезоне 1978/79. Но юному вратарю это было лишь на руку: в обескровленном клубе готовы были доверять молодым игрокам.

Состав клуба «УТА» Арад в 1981 году

Два года понадобилось арадцам, чтобы вернуться в высший дивизион, но закрепиться в нём вновь не удалось – лишь 17 место в чемпионате-1981/82 и новый вылет. Впрочем, даже половины того сезона хватило Хельмуту, чтобы обратить на себя внимание столичного гранда – «Стяуа», который забрал голкипера из Арада уже в январе. Высоченный новичок заинтересовал и тренеров сборной: вскоре после переезда Дукадама в Бухарест его вызвали на пять матчей.

Но, как вы уже знаете, сыграть дали лишь в двух: с датчанами Хельмут отстоял «насухо» (1:0), а в разгроме от сборной ГДР (1:4) виноват не был – вышел на поле за 3 минуты до конца, когда на табло уже установился итоговый счёт. Посидев на скамейке в ещё одном товарищеском матче, с турками, а дважды и вовсе оставшись третьим голкипером, то есть вне заявки, Дукадам был забыт наставниками сборной и больше не вызывался даже на роль третьего вратаря. Вся его карьера в национальной команде уложилась в 5 месяцев – с сентября 1982-го по январь 1983 года.

Нельзя сказать, что в клубе у Хельмута тоже сразу всё шло гладко: в сезоне 1982/83 «Стяуа» пропустила 41 мяч – намного больше, чем претенденты на чемпионский титул. В следующем сезоне команда добавила надёжности в обороне и скакнула на второе место в чемпионате, а заодно дошла до финала Кубка Румынии, но в обоих случаях титул ушёл заклятым врагам – столичному «Динамо». Разгром в дерби со счётом 3:0 «красно-белых» (да-да, это динамовские цвета в Румынии – теперь живите с этим) на их поле лишь слегка подсластил пилюлю.

А вот сезон 1984/85 стал для «Стяуа» прорывным: «золотой дубль» из побед в чемпионате и Кубке Румынии, а значит право выступить в следующем году в Кубке европейских чемпионов. Чуть не омрачили триумф неудачи в дерби с «Динамо» – потери очков (1:2 дома и 0:0 в гостях) могли стоить «Стяуа» титула, но всё же «армейцы» ровнее прошли сезон и удержались на первой строчке. А заклятым врагам сполна отомстили в Кубке Румынии, разгромив динамовцев со счётом 5:0 в полуфинале. Хельмут Дукадам провёл на этот раз сезон на высочайшем уровне: отыграл 31 матч (из 34) в чемпионате, а его команда пропустила лишь 24 мяча за турнир.

Cостав «Стяуа»-1984/85

В Кубке европейских чемпионов 1985/86 судьба по-настоящему благоволила бухарестцам: соперники в виде клубов из Дании, Венгрии и Финляндии выглядели идеальным жребием. Впрочем, перед встречей со «Стяуа» те же финны из «Куусюси» умудрились уверенно выбить чемпионов Югославии и СССР («Сараево» и «Зенит») из турнира. Чудо могло случиться и в этот раз – после 0:0 дома румыны лишь на 86-й минуте открыли счёт в Хельсинки, избежав овертайма и перестрелки в серии пенальти. 1:0 по сумме двух матчей и «Стяуа» в полуфинале с одним из фаворитов турнира – бельгийским «Андерлехтом», только что размазавшим «Баварию».

Проиграв с минимальным счётом в Брюсселе, на ответный матч румыны вышли, как на последний бой: открыли счёт уже на 4-й минуте, в итоге забили трижды, а Дукадам сохранил свои ворота в неприкосновенности. Впереди был финал с «Барселоной». Каталонцы, по дороге спокойно и уверенно выбившие «Порту» и «Ювентус», чудом не вылетели в полуфинале от «Гётеборга»: проиграли в Швеции 0:3, затем смогли отыграться с тем же счётом дома. В серии пенальти скандинавы вели до самого последнего удара – 4:4 при одном незабитом у «Барселоны». Забей Роланд Нильссон тот 11-метровый, и финал стал бы совсем уж сенсационным. Но швед промахнулся, были назначены дополнительные удары, в которых каталонцы были точнее – чуда не случилось.

Не ждали чудес и от финала: голодная до трофеев «Барса» уверенно шла за первым в истории клуба Кубком чемпионов. Все предрекали, что Бернд Шустер, Стив Арчибальд и Маркос Алонсо (да-да, отец экс-капитана «Челси») просто разорвут румынских выскочек. Кроме того, финал проходил в испанской Севилье, что делало его практически домашним для «Барселоны» – 7 мая 1986 года трибуны под завязку заполнились каталонскими фанатами. Но румынская оборона держалась, а во втором тайме гости уже сами провели несколько атак, даже более острых, чем у «Барселоны», но, как и испанцы, били куда угодно, только не в створ ворот.

Так матч плавно перетёк в овертайм, а затем и в серию пенальти. Тренер «Барсы» Терри Венейблс позже вспоминал: «В матче против «Гётеборга» наши игроки не могли дождаться пенальти, но в этот раз они очень нервничали. Им было не позавидовать». Тем не менее, серия пенальти началась для каталонцев идеально: голкипер Уррути отразил слабый удар Михаила Мажяру практически по центру ворот. Капитан «Барсы» Алексанко подошёл к мячу, ударил в правый от вратаря угол…сейв Дукадама: «Я внимательно следил за ним и по разбегу понял, что он будет бить вправо от меня. Я дождался удара и отбил мяч в правом углу».

Затем Уррути отразил удар Ласло Болони (почти такой же неудачный, как у Мажяру), и зрители уже начали задаваться вопросом, увидят ли они мяч в сетке ворот хоть раз за этот вечер (справедливости ради, один они гол увидели, но он был отменён из-за очевидного нарушения). К мячу подошёл Анхель Педраса, до этого успешно забивший с «точки» шведам. «Я поставил себя на место бьющего. Уррути отразил пенальти слева от себя, а затем справа. Педраса наверняка подсознательно ожидает от меня подобной тактики» – Дукадам снова прыгнул вправо и достал мяч из самого угла. После четырёх ударов на табло по-прежнему горели 0:0.

Счёт открыл Мариус Лэкэтуш – мощным ударом от перекладины он вогнал мяч в сетку. Пожалуй, это был первый по-настоящему классный удар за два часа, прошедших с начала матча. К мячу пошёл Пичи Алонсо, автор хет-трика в полуфинале. Но Дукадам уже проник в мысли соперников: «Третий был самым легким – было логично, что игрок ожидает от вратаря, уже отразившего два удара справа от себя, что теперь тот прыгнет влево. Поэтому Пичи Алонсо пробил вправо от меня, а я отбил мяч, полностью предугадав удар».

Габи Балинт свою попытку реализовал и приблизил румын к победе, а Маркос Алонсо с обречённым видом побрёл к 11-метровой отметке от центральной линии. «Я поставил себя на место Маркоса», – размышлял в это время Дукадам. «Он наверняка подумал, что этот вратарь отражал все удары справа, поэтому, должно быть, уже не изменит этой тактики. Тогда я понял, что он пробьет влево от меня, и даже начал двигаться в том направлении до удара».

На этом всё закончилось: подошла к концу уникальная серия пенальти, про которую «The Guardian» напишет: «В какой-то момент казалось, что мы в аду, обречённые смотреть на бесконечную серию 11-метровых, в которой никто никогда не забивает. Но адом это стало лишь для каталонцев». «Барселоне» понадобится ещё долгих шесть лет, Кройф на тренерской скамейке, а также Куман в защите и Стоичков с Лаудрупом в атаке, чтобы добыть заветный трофей.

«Стяуа» удалось повторить достижение «Селтика» – выиграть Кубок чемпионов без единого иностранца в составе и на тренерской скамейке. Впрочем, команда была вполне многонациональная: в воротах немец Дукадам, в обороне серб Миодраг Белодедич, в атаке венгр Белёни. Но все они родились и выросли в Румынии. Ещё более удивительно, что состав у «Стяуа» был максимально стабильным на протяжении долгих лет – из 11 игроков, которых всего за два года до этого легко обыгрывало в финале Кубка Румынии бухарестское «Динамо», целых шестеро вышли в стартовом составе и на финал Кубка чемпионов.

Хельмут Дукадам проснулся на следующее утро знаменитым. Его именовали не иначе как «Героем Севильи». 27-летнему вратарю предрекали место в сборной и мировую славу. А в голосовании на «Золотой мяч» он разделил 7-8 место с Марко ван Бастеном. Вот только матч с «Барселоной» стал одним из последних в его карьере…

Чемпионат Румынии продолжался ещё более месяца – до 18 июня предстояло сыграть несколько туров. «Стяуа» досрочно выиграл «золото» и теперь получил указание сыграть матч с «правильным счётом», чтобы помочь одному из игроков в гонке за «Золотой бутсой». Дукадам отказался, полагая, что его статус теперь позволяет отказываться от участия в подобном…и не угадал. Хельмут на две недели был отстранён от тренировок и оштрафован на размер двухмесячного оклада. К финалу Кубка Румынии его вернули в состав, но это не помогло: «красно-синие» проиграли 0:1 динамовцам.

 Любовь к договорным матчам ради набивания бомбардирской статистики не только дорого обойдётся румынам, но и повлияет на весь европейский футбол. В следующем сезоне любимца Чаушеску нападающего Родиона Кэмэтару вытащат к победе в гонке за «Золотой бутсой», дав ему забить 15 мячей в трёх последних турах – столько не хватало, чтобы обойти австрийца Тони Польстера. Расследование через годы подтвердит очевидное – договорный характер тех матчей. Награду у Кэмэтару отнимут, а «Золотую бутсу» на несколько лет перестанут вручать, а затем возродят, но уже с коэффициентами, учитывающими силу каждого чемпионата.

Но вернёмся в 1986 год. Всего через пару месяцев после финала Кубка чемпионов лучший его игрок внезапно исчез из поля зрения футбольной общественности. Изолированность Румынии от остального мира привела к появлению множества слухов. За границей считали, что Хельмут «исчез», поскольку его авторитет в стране стал выше, чем у Чаушеску, что не понравилось Великому Кондукэтору. Внутри страны люди, тоже не сильно балуемые новостями, говорили, что сын Чаушеску потребовал у Дукадама отдать «Мерседес», который тот якобы получил как MVP финала. И когда Хельмут отказался, то был репрессирован. Вот только никакого «Мерседеса» не было: все игроки действительно получили по автомобилю – отечественному и...подержанному.

Перчатки Хельмута Дукадама в Музее футбола Румынии

Причина исчезновения была в другом. У вратаря развилась аневризма. Боли в правой руке становились невыносимыми, Хельмут перенёс несколько операций, были разговоры даже об ампутации, но обошлось. Через три года Дукадам вернулся в футбол, но уже в команду второго дивизиона из родного Арада. Ненадолго. Впереди будет служба пограничником, переезд с семьёй в Америку, развод, возвращение, своя футбольная школа и многое другое.

А «Стяуа» ещё раз пробьётся в финал Кубка чемпионов в сезоне 1988/89. Эта команда будет куда более амбициозной, чем её предшественница: к оставшимся героям 1986 года добавятся несколько молодых суперзвёзд, например, Георге Хаджи и Дан Петреску. Тем не менее, «Стяуа» будет жестоко бит «Миланом» – 4:0. Возможно, в составе «красно-синих» не хватило высокого усатого парня, про которого все забывают, пока дело не доходит до спасений в финале.

2 декабря 2024 года Героя Севильи не стало. «Румынский футбол потерял легенду. Он был олицетворением невозможного, ставшего реальностью», — сказал президент Федерации футбола Румынии. Пожалуй, эти слова очень точно описывают, за что именно так любят Хельмута Дукадама – всем нам нравится мечтать о невозможном.

Текст: Даниил Шульман-Симаков

Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на ROCK’n’BALL в соцсетях, где я ежедневно публикую интересные авторские материалы: VK и Telegram

Дорогие читатели, напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать мой блог и канал, то вы можете сделать это в комментарии.