Теннисист помог в борьбе с договорняками – теперь не хочет ездить в Аргентину из-за ненависти
Несчастный Марко Трунжеллити.
Аргентинец Марко Трунжеллити стал одним из героев первых дней «Ролан Гаррос»-2018. Он попал в основную сетку турнира уже после его начала, и ему пришлось 9 часов на машине ехать из Барселоны в Париж. Он приехал во Францию в 23:50 первого игрового дня, а в 11 часов утра вышел на корт и обыграл Бернарда Томича.
Особый восторг у всех наступил от того, что аргентинец ехал на турнир с 88-летней бабушкой, а потом за руку вел ее на стадион.
Сейчас Трунжеллити снова обсуждают, но на этот раз повод не такой радостный: в начале февраля он рассказал La Nacion, как помог с расследованием договорных матчей и что многие соотечественники и коллеги теперь его за это ненавидят.
• 1 июля 2015 года на Трунжеллити через знакомого вышел человек, который в фейсбуке пригласил его на встречу с потенциальным спонсором. Поскольку аргентинец улетал на турниры в Европу, они встретились уже на следующий день.
• Теннисиста ждали два человека: тот, который ему писал, и его партнер. Разговор начался с монолога написавшего о доверии и том, что этот разговор никому нельзя передавать. После этого его напарник рассказал Трунжеллити, что они разработали систему ставок и ищут игроков, которые будут участвовать в договорных матчах.
• Аргентинца поразил прайс-лист: 2-3 тысячи долларов за матч на «Фьючерсе», 5-10 тысяч – на «Челленджере» и 50-100 тысяч за матчи ATP.
• Трунжеллити рассказали и о том, как работает система общения и выплат. Перед договорным матчем ему позвонят со скрытого номера, а никаких переговоров в мессенджерах или фейсбуке быть не должно. Чтобы получить деньги за работу, он должен познакомить их с доверенным лицом, которому будут передавать наличные и только наличные.
• По словам мужчин, у них уже была сеть из аргентинских и иностранных игроков. Они назвали Трунжеллити восемь имен.
• Потрясенный теннисист улетел в Швейцарию, где тренировался со своим другом Джоссом Эспасандином – швейцарцем, который какое-то время жил в Буэнос-Айресе. Трунжелитти не знал, что делать, и рассказал ему о полученном предложении.
В итоге с помощью Эспасандина, который лучше знает английский, аргентинец 14 августа отправил электронное письмо на конфиденциальный ящик Tennis Integrity Unit – организации, которая борется с договорняками и другой коррупцией в теннисе. В письме он обрисовал ситуацию и спрашивал, как действовать дальше.
Представители TIU сразу вышли на связь: задавали вопросы и просили присылать скриншоты разговоров.
• В течение следующих недель якобы спонсоры, с которыми Трунжеллити встречался в Аргентине, несколько раз писали ему в фейсбуке и окольными путями пытались узнать, согласен ли он в итоге на сотрудничество. Наконец, 17 октября он получил сообщение: «Марко, дружище, давай встретимся на следующей неделе и обсудим твои ракетки ха-ха».
• На следующий день Трунжеллити написал письмо Ди Бейну, агенту TIU, с которым общался после того, как сообщил о предложении. Он рассказал, что «ракетки» – это, вероятно, код, и к нему, скорее всего, подойдут на ближайшем турнире в Буэнос-Айресе, и спрашивал, что ему делать: «В такой ситуации Аргентина – небезопасное место. Они знают, где я живу, где меня можно найти».
Бейн попросил прислать скриншот сообщения и не отвечать на него. Если он увидит писавшего на турнире, и тот начнет задавать вопросы, нужно сказать ему, что он забыл ответить, и ему не нужны ракетки.
• Трунжеллити получал и обычные сообщения, и одно из них было с личного номера человека, который пытался привлечь его к договорнякам. TIU проверила его по своей базе, и оказалось, что с его обладателем общались несколько игроков, в отношении которых организация уже вела расследования. Среди них были Федерико Кория, Николас Кикер, Патрисио Эрас и другие.
Николас Кикер
• До конца 2017 года Трунжеллити никто не беспокоил: он заблокировал организаторов договорняков в WhatsApp и удалился из фейсбука и твиттера. Но в декабре с ним связались люди из TIU и попросили дать показания по делам Кории, Кикера и Эраса. В итоге он принимал участие в процессах по скайпу.
Весной Корию дисквалифицировали на два месяца за то, что он не сообщил о предложении сдать матч. Доказательств его участия в договорняках не было. На Кикера и Эраса дело получилось мощнее, и обоих отстранили на три года.
• Сейчас коллеги обвиняют Трунжеллити в том, что они шпион и стукач, что он подставил соотечественников. Это началось еще в 2016 году, после того как он рассказал о предложении сдавать матчи на ужине во время полуфинала Кубка Дэвиса в Глазго.
«С тех пор пошел слух, что я участвовал в договорняках. Один из обвиненных игроков сказал, что мы с ним поссорились и поэтому я его обвинил. Он сказал, что меня поймали, но смягчили наказание в обмен на информацию.
Я не был единственным свидетелем. Адвокаты этих ребят говорили, что я сообщил обо всем, потому что у меня с ними плохие отношения. Но это глупость, все совершенно не так. Я обвинял не их, а только того человека, который с ними связался. Просто рассказывал о том, что случилось со мной», – защищается теннисист.
• С прошлого декабря Трунжеллити с женой переехал в Андорру (он и раньше много времени проводил в Европе, потому что любит быстрые корты, и там больше турниров). В этом году он вернулся в Аргентину, чтобы выступить на турнирах в Кордове и Буэнос-Айресе (в обоих случаях проиграл в первом круге квалификации). Теннисист надеялся, что ситуация успокоилась, но оказалось, что это не так, и из-за постоянного давления и оскорблений он не мог сосредоточиться на игре.
В итоге он решил рассказать свою историю журналистам La Nacion, и 10 февраля там появились два текста о его проблемах. «Я больше не хочу ездить на турниры в Аргентине. Отношения со многими людьми ухудшились, некоторые со мной не здороваются. При этом только один из них спросил меня, что на самом деле случилось.
После того, как я приехал в Аргентину, я почти не сплю. Я не ожидал, что коллеги от меня отвернутся», – жалуется Марко, который вместо турнира в Рио решил поехать домой, психологически восстановиться, а потом выступить в Сан-Паулу.
• После появления статей в La Nacion в поддержку Трунжеллити высказались Леонардо Майер, Федерико Дельбонис и Гидо Пелья. «Когда я прочитал об этом, то очень разозлился. Он отличный парень, и очевидно, что он не сдает матчи. Я готов бороться вместе с ним», – заявил Майер.
• О судьбе людей, которые организовывали договорные матчи, Марко ничего не знает: «У меня нет фейсбука, и они не могут со мной связаться. И я не знаю, может ли TIU наказать кого-то, кто не занимается теннисом – они же не подписывали никаких документов. Этим должно заниматься государство, как недавно было в Испании».
Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Matthew Stockman; globallookpress.com/Zhang Liyun, Igor Soban/Xinhua