6 мин.

Восход в Китае

Блог «С миру по Нитке» продолжает читать книгу Рене Штауффера «В поисках совершенства». В новом выпуске – глава о том, как Роджер Федерер впервые в жизни попал в Китай и попробовал на вкус всемирную славу.

Рене Штауффер «В поисках совершенства. История Роджера Федерера».

Пролог

Предисловие. Никто его не ждал

Из Кемптон-парка в Базель

Мальчик познает теннис

Экубленс. Тоска по дому

Лучший из юниоров

Новичок карабкается на вершину

Новый тренер, новые дороги

Олимпийские впечатления

По труду и рыбка

Переполох в сборной

Человек, который обыграл Сампраса

Таксист из Биля

Визит в Топ-10

Трагедия в Южной Африке

Восход в Китае

«Титул в Вене стал для Роджера Федерера большим шагом на пути к итоговому турниру АТР в Китае. После победы на берегах Дуная Федерер обошел в чемпионской гонке Альберта Косту, Энди Роддика и Томми Хааса и занял седьмое место. В рейтинге АТР, основывающемся на результатах последних 52 недель, он тоже поднялся на наивысшую для себя седьмую строчку – между прочим, в 1989 году эта позиция стала рекордной для его соотечественника Якоба Хласека. А уже после четвертьфинала «Мастерса» в Мадриде Федерер поднялся на шестую строчку и стал самым высокорейтинговым швейцарцем в истории АТР. Путевка в Китай была уже почти в руках, но теперь он хотел наконец выиграть «свой» турнир – Swiss Indoors в Базеле. Дело в том, что последние два года Роджер заканчивал соревнования финалистом, и казалось, что на этот раз он готов к домашней победе. В четвертьфинале он впервые в карьере встретился с Энди Роддиком и в прекрасном матче, длившемся до полуночи, обыграл 19-летнего американца со счетом 7:6, 6:1. Но в полуфинале мускулистый аргентинец Давид Налбандян – соперник Федерера по юниорским годам – разрушил мечты Роджера о домашней победе. Он выиграл со счетом 6:7, 7:5, 6:3, уступая по ходу матча 6:7, 1:3.

Последний турнир АТР в году – «Мастерс» в Париже – проводится на северном берегу Сены на величественной арене Palais Omnisports  de  Paris-Bercy, отличительной чертой которой являются стены, украшенные с внешней стороны зеленым газоном. На турнире обычно становится окончательно известно, кто поедет на итоговый, и 2002 год в этом плане не стал исключением. Федерер официально забронировал себе путевку после того, как Тим Хенмен уступил в третьем круге Николя Эскюде, а сам Роджер обыграл Томми Хааса и вышел в четвертьфинал. Федерер достиг своей цели, и видимо поэтому  четвертьфиналу против Ллейтона Хьюитта недоставало напряжения предыдущих матчей. Швейцарец уступил первой ракетке мира в двух партиях.

Итак, в ноябре 2002 года Роджер Федерер отправился в Шанхай в качестве шестой ракетки мира. Ему был 21 год, он был самым молодым теннисистом в сетке итогового турнира, ему было нечего терять, и поэтому был абсолютно спокоен. «Все, что будет дальше, будет уже как выход на бис», – говорил он. Итоговый турнир проходил в одном из пяти напоминавших самолетные ангары гигантских выставочных залов, расположенных в районе Шанхая Пудун – безликой местности между аэропортом и центром города.

Для Федерера путешествие на Tennis Masters Cup в Китай было уникальным. «Это не обычный турнир – это приключение», – рассказывал он, жонглирую теннисными мячиками перед отелем и прохаживаясь туда-сюда вдоль четырехполосной дороги по просьбе фотографов. Он впервые играл на Дальнем Востоке и сразу же комфортно почувствовал себя в этой обстановке. Ему нравилась уникальная атмосфера выставочного зала площадью 11 500 квадратных метров, которую наэлектризовали 10 000 зрителей.

Tennis Masters Cup был самым крупным, самым дорогим и самым широко освещаемым спортивным событием в истории Китая. Большинство китайцев не знали практически ничего о теннисе. Это был неизвестный спорт, который они пока что не понимали. Зрители разражались криками после двойных ошибок игроков. Преисполненные энтузиазма китайские журналисты на пресс-конференциях выдавали чудные вопросы. «Почему вы всегда улыбаетесь, мистел Феделел? Потому что вы в отличной форме?» – спросил Федерера на ломаном английском китайский репортер. А после следующего матча чемпион «Ролан Гаррос» Альберто Коста услышал такой вопрос: «Раньше во время смены сторон вы все время ели бананы. Но не сегодня. Вам не нравятся китайские бананы?»

Федерер – новобранец итогового турнира – приехал в Китай вместе с мамой Линетт и девушкой Миркой. Ему очень нравилось почтительное отношение к каждому из восьми участников соревнований. «Здесь я чувствую себя особенным из-за всей этой шумихи, из-за толпы телохранителей. Они читают твои желания по губам. Нам повезло, что тут так мало игроков». В Шанхае стало понятно, что у Федерера есть все качества настоящей звезды, и свет прожекторов его не ослепляет. Он любил внимание и расцветал в нем.

Итоговый турнир проходит по круговой системе – восемь игроков делятся на две группы по четыре теннисиста в каждой. В своей группе Федерер назвал фаворитом Андре Агасси, а себя и Хуана Карлоса Ферреро – претендентами на второе место. Но вскоре стало ясно, что расчеты Федерера оказались ошибочными. Швейцарец обыграл Ферреро в первом матче, а затем победил Иржи Новака – на его счету уже было два очка. Таким образом Федерер решил вопрос о победителе группы, поскольку Агасси проиграл и Новаку, и Ферреро. После того, как у американца не осталось шансов на выход в полуфинал, он в расстроенных чувствах спешно покинул Китай, оправдывая это травмой бедра.

В полуфинале Федерер встретился с Хьюиттом, который второй год подряд гарантировал себе первое место в рейтинге по итогам сезона. Австралиец еле-еле вышел в полуфинал – ему помогло то, что Карлос Мойя выиграл трехчасовой, но бессмысленный матч у Альберто Косты. Победа Косты вывела бы в полуфинал его, а не Хьюитта. И хотя Федерер проиграл австралийцу пять из их последних семи матчей, он считал, что теперь шансы обыграть его и выиграть первый в карьере крупный турнир довольно высоки.

Федерер начал матч яростно – вел 3:0, а потом и 5:2 – но Хьюитт бегал и боролся так, как будто на кону стояла его жизнь. Он отыграл пять сет-пойнтов и вышел вперед 6:5. Подавая на сет он отыграл еще пять брейк-пойнтов и взял партию – 7:5. Но Федерер не намеревался сдаваться. Второй сет превратился в яростное перетягивание каната. Хьюитт подавал на матч при счете 5:4, но Федерер отыграл матч-пойнт и сделал брейк. Успешно удержав свою подачу и поведя 6:5, Федерер потом сравнял счет по партиям – с четвертого сет-пойнта ему удалось взять подачу Хьюитта.

Китайские фанаты сходили с ума – они вскакивали с мест, кричали и аплодировали. В комментаторской кабине высоко над стадионом швейцарские комментаторы Хайнц Гюнтхард и Штефан Бюрер описывали напряженное и быстро меняющееся действо зрителям на родине, где в тот момент было утро воскресенья, и многие отменили шопинг, чтобы посмотреть драматичный матч своего нового героя.

Пошел третий час игры, и начало казаться, что матч складывается в пользу Федерера. Он вел 4:3 в третьем сете и имел два скрытых матчбола. Но он упустил обе возможности, и Хьюитт сравнял счет. После этого в следующем же гейме Хьюитт взял подачу Федерера и вышел подавать на матч. Австралиец дошел до второго матч-пойнта – и удивил всех двойной ошибкой. Федерер сделал брейк. Подавая новыми мячами, Федерер совершил две двойных подряд и позволил Хьюитту сделать еще один брейк, подарив ему возможность вновь подать на матч. Хьюитту понадобилось еще четыре матчбола, чтобы наконец дожать Федерера и выйти в финал – эпический матч закончился со счетом 7:5, 5:7, 7:5 в пользу австралийца. После встречи легендарный журналист Бад Коллинз вошел в пресс-центр и спросил у коллег: «Вы когда-нибудь видели игру лучше этой?»

Федерер знал, что выпустил из рук победу в самом сумасшедшем на тот момент матче своей карьеры. «Мне некого винить, кроме себя, – сказал он маленькой группе швейцарских журналистов, приехавших в Китай, – Удача была не на моей стороне. Я упустил большую возможность. Мне очень обидно». Но отпуск в Пхукете, Таиланд помог залечить душевные раны».