Шарапова проиграла три матча подряд. Нужно срочно спасаться
После дисквалификации Мария не очень хороша.
На турнире в Индиан-Уэллсе Мария Шарапова проиграла в первом же круге. Ее неудачная серия слишком затянулась: на Australian Open Мария разгромно уступила Кербер, в Дохе в трех сетах проиграла Монике Никулеску, а теперь в Индиан-Уэллсе ее задавила Наоми Осака.
В последний раз Мария так буксовала в 2011 году: сперва не доиграла матч в Токио, а потом дважды уступила на групповом этапе итогового турнира, с которого в итоге снялась. Три чистых поражения подряд у Шараповой в первый и последний раз случались в 2003 году (тогда серия растянулась на четыре матча).
После вылета из Индиан-Уэллса пятикратная чемпионка «Больших шлемов» объявила о расставании с тренером Свеном Гренефельдом. Они работали вместе четыре года, выиграли «Ролан Гаррос»-2014 и еще шесть турниров. Голландец дождался, пока Шарапова вернется после дисквалификации за мельдоний, но меньше чем через год они все же расстались.
В карьере Шараповой наступил если не критический, то очень тяжелый период.
Травмы
После дисквалификации Шарапова провела 12 турниров. С двух снялась по ходу, от участия еще в четырех отказалась заранее.
Первую травму Мария получила уже на третьем турнире после возвращения: в Риме заболело бедро. Из-за этого Шарапова три недели не могла нормально ходить и два с половиной месяца совсем не играла.
В августе в Стэнфорде появились проблемы с предплечьем. Из-за них Мария снялась перед вторым кругом, а потом пропустила все турниры до US Open. В феврале предплечье заболело снова, из-за него Мария отказалась от участия в турнире в Дубае.
Меньше чем за год Шарапова перенесла две серьезных травмы, и такая медицинская карта особенно тревожит, ведь перед возвращением в тур Мария почти полтора года не играла и могла превратиться в такую же машину, как Роджер Федерер. Сейчас создается впечатление, что организм 30-летней Шараповой больше не выдерживает нагрузки профессионального тенниса.
Постоянные травмы не позволяют Марии поймать хороший соревновательный ритм. Только она немного вкатится в игру – тут же начинает что-то болеть, приходится брать перерыв и начинать сначала.
Страшная нестабильность
Игровая форма Марии сейчас варьируется от средненькой до совсем плохой. Главная проблема – нестабильность. Россиянка может провести убойный матч (например, с Халеп на US Open), может выдать отличный 15-минутный отрезок, но при этом ей жутко не хватает баланса – как на макро-, так и на микроуровне.
Шарапова стала чуть хуже играть на приеме. Если раньше средний процент выигранных розыгрышей составлял примерно 48, то в этом сезоне он упало до 44. Как раз нескольких процентов разницы ей может не хватать в ключевые моменты.
В последних двух матчах не работает бэкхенд, который должен быть самым опасным ударом Шараповой. Ему не хватает скорости и остроты, плюс иногда Мария начинает подрезать, что для нее не очень свойственно. Возможно, до сих пор сказывается травма левого предплечья.
Совсем не впечатляет игра в ключевые отрезки. В матче с Кербер на Australian Open Шарапова могла повести с брейком во втором сете, но на брейк-пойнте не забила мяч в корт после позиционно выигранного розыгрыша. В матче с Никулеску Мария выключилась на важнейшем отрезке третьего сета и проиграла 12 из 13 последних розыгрышей. А в Индиан-Уэллсе не использовала нервы Осаки: Шарапова в каждом сете отыгрывала брейк, но когда нужно было дожимать японку, снова сдувалась.
До дисквалификации Шарапова выигрывала 76% трехсетовых матчей. Самый низкий показатель был в 2010 году – 64%, а максимальный в 2012-м – 93%. После дисквалификации Мария выиграла всего 54% решающих партий (7 из 13). Очень часто она не может прибавить и вместо ударов навылет сыпет безумными ошибками – иногда недопустимо грубыми, для профессиональной теннисистки.
В последних трех матчах неприятно удивило, что Шарапова не могла диктовать свои условия. Особенно непонятными выглядели попытки бороться с Никулеску в умении подрезать с форхенда. В этом сезоне Мария вообще не очень на себя похожа: нет уверенности в себе, не получается поднажать в важные моменты матча, а основной чертой игры стала недопустимая нестабильность.
Смена тренера
В этом контексте расставание с Гренефельдом выглядит вполне логичным. Шарапова хорошо чувствует момент, когда отношения изжили себя – в свое время она нежно отодвинула от команды своего отца и ушла от Майкла Джойса, с которым работала 8 лет. И сейчас она, кажется, четко понимает, что Свен не подходит для конкретного момента в ее карьере.
Шараповой вообще стоит подумать о том, чтобы сменить всю команду, взять перерыв до «Уимблдона» и вернуться в тур новым человеком. Ей нужен тренер, который сможет донести, что план Б – это не просто бить еще сильнее, чем обычно. Требуются физиотерапевт и тренер по физподготовке, которые сделают так, чтобы она не травмировалась раз в три турнира.
Конечно, как теннисистка Шарапова еще не закончилась. Но без серьезных перемен вернуться в топ-10 и претендовать на «Большие шлемы» будет невозможно. Хорошо, что она сама это понимает.
Фото: Gettyimages.ru/Jeff Gross, Matthew Stockman, Quinn Rooney, Cameron Spencer