16 мин.

Если бы клубы КХЛ были рок-группами

Краткая хоккейная энциклопедия русского рока.

Авангард — АукцЫон

Самая необычная и оригинальная команда из числа легенд русского рока. Философская музыкально-текстовая составляющая удивительным образом уживалась с буффонадой и клоунскими кривляниями. Стиль «АукцЫона» постоянно эволюционировал, смешивая в себе элементы альтернативы, постпанка и джаза. Но как минимум в 80-х и 90-х это был настоящий авангард.

А настоящий «Авангард» – это и есть «АукцЫон». По-своему глубокий, безусловно занимающий одно из центральных мест в истории российского хоккея, он как никто другой умеет эпатировать публику — сигарой Анатолия Бардина, приездом Ягра, иностранцами, которые то попадают в вытрезвитель, то воруют деньги у пресс-атташе, и, конечно, непредсказуемыми тренерскими отставками. Короче, там всегда весело.

Автомобилист — Ва-Банкъ

Александр Ф. Скляр — это больше, чем «Ва-Банкъ». Тренер Андрей Разин, даже чисто внешне чем-то на него похожий, сегодня больше, чем «Автомобилист». Он яркий, необычный и узнаваемый — да-да, без обид, но в отличие от клуба. Название одного из последних альбомов «Ва-Банкъ» – «Игроки и шпионы» – вполне соответствует подходу тренера «Автомобилиста» к отношениям с командой. «Кто проиграл — тот недоиграл», а уж если не доиграл, значит точно — шпион.

Адмирал — Обе две

Возможно, самая крутая из относительно новых русских групп, играющих что-то похожее на рок. «Адмирал» тоже очень новый и крутой: два выхода в плей-офф за три сезона — это уровень. «Обе две» поют про море, моряков, корейцев и дочь рыбака – стандартный дальневосточный набор, хотя сами вообще не оттуда. А название намекает на близкие, и, конечно, сложные отношения с «Амуром».

Ак Барс – Сплин

Одна из самых успешных рок-групп российской эпохи. Александр Васильев поет классные, но, в основном, невероятно депрессивные песни. «Ак Барс» билялетдиновской эпохи — просто брат-близнец «Сплина». И у него тоже есть своя публика.

Амур — Ю-Питер

Легендарная личность в скромной по масштабу команде — это про Александра Могильного, который стал президентом «Амура», и про Вячеслава Бутусова, сменившего знаменитый и народный «Наутилус Помпилиус» на малопонятный и не слишком известный «Ю-Питер».

А строчка из песни «Колесницегонитель спит — колесница летит» символизирует работу руководителя «Амура». Во всяком случае пока.

Барыс – Бахыт Компот

«Бахыт» в переводе с казахского — «счастье», но не только это роднит московскую группу с главной командой Казахстана. Андрей Назаров – просто хоккейное воплощение Вадима Степанцова, хулигана, бывшего алкоголика и вообще неандертальца. И его песни такие же отмороженные, как тренер «Барыса» и его новая звезда Дамир Рыспаев.

Витязь — Наив

Когда-то это были отвязные панки, которые привезли из Америки настоящий панк-рок и стали даже в каком-то смысле кумирами поколения. Сейчас играют что-то невнятное, унылое и бессмысленное, а Чача Иванов из безбашенного и своеобразного чувака превратился в самого скучного персонажа на свете. Ровно как «Витязь», который когда-то привез из Америки частичку хоккея 70-х — устраивал драки и побоища (что многих бесило, но имело свою аудиторию), а сегодня стал тихим, смирным и ненужным.

Динамо Минск — Приключения Электроников

В составе «Динамо» – сплошь легионеры (ну ок, только лидеры). Песни «ПЭ» – сплошь каверы. Легионеры, в основном, хорошие, иногда даже звезды. Каверы, естественно, популярные. «Беловежская пуща», «Мой адрес — Советский союз», «Трава у дома» — вот это все. Как на «Электроников» ходят, чтобы поностальгировать по старым хитам, так и на «Минск-Арену» идут не совсем на «Динамо».

Динамо Москва — Ария

Пионеры советской тяжелой музыки, обвиняются во многочисленных заимствованиях — в основном, у Iron Maden. «Динамо» на определенном этапе тоже заимствовало зарубежный (канадский) хоккейный стиль, и тоже успешно, кстати. После ухода вокалиста Валерия Кипелова от «Арии» осталось одно название. Примерно то же самое случилось с «Динамо» – правда, сначала осталось одно название (когда «объединялись» с ХК МВД), а потом еще и «солист» ушел. У Кипелова без «Арии» получилось не очень, по Олегу Знарку еще есть вопросы. Свою версию «Я свободен» он спел в 2014-м, с тех пор пока ничего.

Динамо Рига — Пикник

alt

Вступление в КХЛ и воссоединение с российским хоккеем в 2008 году отметили песней «Колдыри да колдобины». Последний на сегодня альбом — «Чужестранец» — вполне соответствует тому, как Рига чувствует себя в лиге, которая задумывалась международной, но уже официально свернула на путь интересов одной сборной.

Лучшие альбомы «Пикника» нужно искать где-то в 80-х, там же и самый удачный сезон рижского «Динамо» (серебро ЧСССР 1988-го). Да и в имидже группы определенно есть что-то прибалтийское.

Йокерит — KYPCK

Группа, которую затеял бывший студент питерского универа и работник московского посольства Эркки Сеппянен, играет дум-метал и поет исключительно на русском языке. Русский след в «Йокерите» тоже очевиден, и он, конечно, даже более явный. В роли Яри Курри — знаменитый продюсер Хиили Хиилесмаа, работавший со множеством популярных финских рокеров — HIM, Amorphis, Lordi, Apocalyptica.

Куньлунь — Красный рассвет

Единственная в нашем списке группа, которой давно нет, да и просуществовала она всего три года (1989 — 1992). Будем считать это специальным китайским исключением. Дебютный альбом называется «Дурное предчувствие», и оно сейчас есть более или менее у всех относительно перспектив «Куньлуня» в КХЛ. А старый постер московских металлистов из дня сегодняшнего выглядит также чудно, как и появление китайского клуба в главной европейской лиге.

Лада — Тайм-аут

Яркие альтернативщики, довольно популярные в 90-х для своего музыкального направления. Пели про «самый лучший день», когда это еще не было мэйнстримом. Придумали целую науку о кайфе, которую назвали «мотология» (еще она была наукой о квачах, но это уже слишком сложно). И даже если вы думаете, что не знаете такую группу, то наверняка слышали хотя бы песню «Ёхан Палыч». «Тайм-Аут» по-прежнему существует, но это и все, что можно о нем сказать сегодня.

Как и про современную версию «Лады». Тогда как в 90-х это были зажигательные парни, которые умели и жить в кайф, и играть в кайф, тем более самые весомые по тем временам премиальные позволяли. Команда «нулевых» тоже хороша, но уже не так угарна, а в «десятых» она брала свой тайм-аут в большом хоккее — по бедности.

Локомотив — Земфира

В начале 2000-х «Локомотив» два года подряд выносил всех в суперлиге, а на российской музыкальной сцене не было никого круче Земфиры. Они и сегодня в топе, хоть и не на самом верху. У певицы давняя репутация перфекционистки со вздорным характером и переменчивыми взглядами, совершенно не публичной для своего уровня популярности. Почти все то же самое относится и к президенту «Локомотива» Юрию Яковлеву, олицетворяющему собой ярославский хоккей. Конечно, с поправкой на то, что он все-таки мужчина и в годах.

Медвешчак — Zdob și Zdub

«Здубы» сразу были настроены на российский рынок и пробивались через фестиваль А.Ф.Скляра «Учитесь плавать». Они написали немало интересных песен, но популярность им принес кавер на Цоя «Видели ночь». Вместе с ним она и ушла.

«Медвешчак» (оригинальное название – KHL Medveščak) был просто создан для КХЛ, особенно когда там еще работал президентом Александр Медведев. Хорваты тоже сделали в каком-то смысле кавер – на условный клуб Американской хоккейной лиги. Начало оказалось многообещающим – они грохнули ЦСКА 8:1 и сходу вышли в плей-офф. Но тут Медведев ушел из КХЛ, а вместе с ним и успехи «Медвешчака».

Металлург Магнитогорск — Мумий Тролль

«Мумий Тролль» – возможно, самая стабильная и не изменяющая себе группа из супертопа русского рока. Как и «Магнитка» – в хоккее. Почти бессменный менеджер клуба с 1991 года Геннадий Величкин такой же забавный и эксцентричный, как Илья Лагутенко. Однажды он сказал: «Нельзя троллей слушать», но это погорячился — как обычно.

Металлург Новокузнецк — Инструкция по выживанию

«Металлург» можно хоть сейчас переименовывать именно так. Тюменские панки постарели, успокоились и поют, что «Армагеддон позади», но для новокузнецкого хоккея он, кажется, в самом разгаре. Хотя пока «Кузня» держится бодро.

В этой стране не принято плакать,

Здесь каждый день выпускается столько

Войной закаленного сталепроката,

Что стали нам хватит надолго

Нефтехимик — CЕtИ

Фронтмен «Сетей» Ян Николенко больше известен как флейтист «Сплина», а «Сплин», как мы уже знаем, в нашей вселенной обитает в Казани. У Николенко есть и еще один действующий проект – «Эдипов комплекс», как бы намекающий на родственные отношения «Нефтехимика» с «Ак Барсом». У нижнекамцев по отношению к главной команде Татарстана, может, и не эдипов, но комплекс – точно.

Салават Юлаев — Ночные снайперы

alt

И там, и там заправляет половинка дуэта, которого больше нет. Наверное, в какой-то момент Игорь Захаркин мог спеть своему бывшему напарнику: «Катастрофически тебя не хватает мне». Но это было вчера. Сегодня он поет: «Я пишу свою историю».

Северсталь — Сансара

В начале нулевых для них было «Все возможно», они забирались «Выше, чем облака». «Северсталь» брала бронзу и серебро в суперлиге, «Сансара» звучала из каждого утюга и зажигала на «Нашествии», которое еще смотрели. Потом те и другие стали жить в каком-то своем мире, о котором большинство людей вообще не знает. В спорте это называется «болото», у музыкантов – «делаем то, что нам нравится».

Сибирь — Калинов Мост

Мы пытаемся встать,

Не мешайте нам встать.

Вы сосали из нас

Столько лет

«Сибирский марш» из раннего творчества «Калинова моста» мог бы стать гимном сегодняшней «Сибири». Которая изо всех своих небольших сил тянется к вершине, но регулярно вынуждена отдавать своих звезд кахаэловским богачам. И как Дмитрий Ревякин в молодости повторял имидж рок-легенды Джима Моррисона, так и «Сибирь» на определенном этапе заимствовала дизайн формы у «Монреаля».

СКА – Ленинград

alt

Когда-то были в андеграунде, сейчас — самая дорогая группа страны. Любят плевать на правила. Играют конформистскую полублатную попсу под личиной рока. Народ любит, ценители морщатся. Илья Ковальчук в роли Алисы Вокс. А Олег Знарок со Шнуром – практически одно лицо.

Слован — Чайф

Конечно, «Чайф» никак не связан со Словакией, и все же со «Слованом» у них много общего. Простые, приятные, располагающие к себе люди. Богатая история. Теплые отношения с поклонниками. «Здравствуйте, родные», – традиционно приветствует публику Владимир Шахрин. Хоккеисты «Слована» после матчей садятся в центральном круге и благодарят болельщиков. Немного не вписывается в эту сладкую картинку вспыльчивый Милош Ржига, но это потому что на его месте по-другому не прожить.

Сочи — Морэ & Рэльсы

«М&Р» – команда новой музыкальной волны, далекая от традиций русского рока. Они бодры, веселы, и верят, что все получится. «Улыбаясь больше всех, тебя ждет успех, меня ждет успех», – это как раз про хоккейный «Сочи». Там доверяют молодым, умеют развлекаться и взрывать интернет на родине хоккея.

Спартак — Несчастный случай

Без комментариев.

Торпедо — Бригада С

Гарик Сукачев, несмотря на внешность, манеры сапожника и рабоче-крестьянское воспитание, яркий представитель творческой интеллигенции. Поет всегда с таким надрывом, будто это его последний концерт и последняя песня в жизни.

Тренер «Торпедо» Петерис Скудра, несмотря на интеллигентную внешность и манеры, слывет человеком жестким и не сдержанным, и ставит своей «бригаде» рабоче-крестьянский хоккей. Требует пахать отсюда и до обеда, потом перерыв – и дальше.

Трактор — ДДТ

Пока другие представители элиты советских времен делились надвое и заново объединялись, переживали слияние-поглощение, делали перерыв или вовсе пропадали насовсем, «Трактор» оставался собой, даже когда на долгие годы падал лигой ниже. Оставался чем-то незыблемым, теплым, ламповым. Как ДДТ, как родина, которая нам нравится, что бы о ней ни кричали.

ЦСКА – Ундервуд

Утопая в нищете без возможности конкурировать с топ-клубами российских времен, они пели: «Очень хочется в Советский союз». Попав под крыло «Роснефти»: «Бабло победит зло» и «Падают легкие деньги, пачками сыпется с неба божественный нал». Когда получили чемпионский титул за победу в регулярке: «О, радость, моя радость. О, счастливчик-дуралей». Проиграв СКА серию финала Востока в 2015-м: «Это судьба, лай-ла-ла-ла-ла-лай». Ну, и каждый год один и тот же хит:

Югра — Louna

Louna — это сайд-проект модных металлистов-альтернативщиков из Tractor Bowling. «Югра» тоже тесно связана с «Трактором» – челябинским. Почти весь тренерский штаб во главе с Павлом Езовских играл там много лет, да и хоккеистов оттуда немало. В остальном это, конечно, большой комплимент для ханты-мансийцев — по имиджу, звучанию, драйву и работе с публикой им далеко до команды Лусинэ Геворкян.

Если бы клубы НХЛ были рок-группами

Фото: facebook.com/piknik.info, TheNightSnipers, sosimc/Валентин Монастырский