9 мин.

Рейтинг стоимости клубов НХЛ: «Вашингтон» – в топ-10, «Флорида» – 26-я. Лидер – «Торонто» 

История важнее успехов. 

В октябре 2024-го владелец «Тампы» Джефф Уиник продал мажоритарный пакет акций команды за $2 млрд. За несколько месяцев до этого «Аризона» транзитом через НХЛ попала от Алекса Меруэло к Райану Смиту (и стала «Ютой»), которому обошлась в $1,2 млрд. А в 2023-м Майкл Эндлауэр за $950 млн выкупил «Оттаву» у сестер Мелник, которые унаследовали команду от покойного отца Юджина. 

Откуда берутся эти цифры? Сколько вообще стоят команды НХЛ и какие из них самые дорогие?

Для начала – важное пояснение. Рыночная стоимость не равна стоимости при продаже. Разница здесь буквально как между теорией и практикой. 

Оценка стоимости активов, потенциала развития и многое другое – это рыночная стоимость, которая остается на бумаге. Конечно, она учитывается при реальной сделке, поскольку потенциальный покупатель исследует вопрос, чтобы понять, сколько он готов выложить. Но сумма реальной покупки практически всегда иная. 

Поэтому тот факт, что Уиник выручил за мажоритарный пакет акций «Тампы» $2 млрд, не обязательно означает, что этот пакет оценивается именно во сколько. А если учесть, что не все франшизы стоят на торгах, то и речь в тексте пойдет об оценочной стоимости. 

Переходим к цифрам. 

● Главное, что бросается в глаза: в топ-5 рейтинга – четыре клуба из «оригинальной шестерки» («Торонто», «Рейнджерс», «Монреаль» и «Бостон»). Чуть отстал «Чикаго», идущий седьмым. Причина очевидна: команды, существующие практически столько же, сколько и сама лига, давно сформировали целую культуру боления в городах и за их пределами. Недаром первый номер драфта-2009 Джон Таварес, любимец болельщиков «Айлендерс», при первой же возможности убежал в «Торонто» – он ведь даже в детстве спал на постельном белье с символикой «Лифс». Именно на матчах «Торонто» и «Рейнджерс» чаще всего появляются мировые звезды – вроде Марго Робби – в клубных свитерах. 

Отсутствие свежих успехов не играет никакой роли. Если город пропитан хоккеем, то люди купят джерси и заполнят трибуны в любом случае. Из пяти упомянутых команд «оригинальной шестерки» лишь «Чикаго» и «Бостон» брали Кубок Стэнли в этом веке. Свидетели же последнего чемпионства «Торонто» наверняка не рассказывают об этом внукам – те решат, что дед опять забыл выпить таблетки. Но эти клубы все равно остаются самыми дорогими и будут таковыми еще долго. 

● Четвертая строчка – у «Лос-Анджелеса». «Короли» стали одной из первых шести команд, пополнивших НХЛ эпохи «оригинальной шестерки». Хоть «Кингс» далеко не самый титулованный клуб из созданных после 1967-го, он оценивается в $2,85 млрд, причем стоимость выросла на 45% только за последний год. Причина – местоположение: Лос-Анджелес – один из главных городов не только США, но и вообще всего континента. В теплой Калифорнии есть место не только баскетболу – трибуны там отлично заполняются, а шикарный логотип, который команда недавно вернула, лишь добавляет узнаваемости. 

● Шестой – «Эдмонтон». Все Кубки, кроме одного, «Ойлерс» завоевали с Уэйном Гретцки в составе. Союз выглядел идеальным, а значимость франшизы для НХЛ неуклонно росла. Даже в период безвременья, когда «Эдмонтон» барахтался на дне и пылесосил первые пики, он не терял популярности. Сейчас же, когда за команду играет лучший игрок мира, «Ойлерс» – одна из самых быстрорастущих в цене команд лиги (+51% за год – больше только у «Юты»). 

● Восьмая – «Филадельфия». У «Флайерс» давно нет трофеев, там практически не бывает суперзвезд (Мичкова так звать еще рано, для Жиру – слишком щедрая оценка. После Линдроса, пожалуй, и некого упомянуть) – тем не менее франшиза оценивается в $2,25 млрд. Почему? Филадельфия – одна из крупнейших агломераций США: больше жителей только в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго, Вашингтоне, Сан-Франциско, Бостоне и Далласе. Крупный рынок с давними хоккейными традициями и стал причиной высокой стоимости. 

● Дальше – как раз «Вашингтон» ($2,1 млрд). Как и в предыдущем случае, роль играет большая агломерация. Кроме того, важно и присутствие хоккеиста, которому осталось каких-то 13 шагов до одного из главных рекордов НХЛ. Внимание, которое Александр Овечкин привлекает к клубу, уже само по себе курочка, несущая золотые яйца. Лидер насобирал ворох индивидуальных наград, сам клуб семь лет назад стал чемпионом – сейчас лучшие времена «Кэпиталс» в финансовом плане.

● Десятку замыкает «Детройт». Казалось бы, клуб из «оригинальной шестерки», у которого успехи были относительно недавно: два Кубка в этом веке и еще два – в конце прошлого, невероятная серия из 25 выходов в плей-офф подряд завершилась меньше десяти лет назад, из последних легенд еще не сыпется песок. Но главная проблема франшизы – вымирающий город. С середины XX века население «города моторов» стремительно сокращается – за эти 70 лет оно уменьшилось втрое. В том числе поэтому сюда не рвутся и большие игроки. Получается замкнутый круг: звезды не едут, потому что интерес к хоккею падает, а интерес к хоккею падает в том числе и потому, что звезды не едут. Генеральный менеджер команды Стив Айзерман спасает положение как может – но новые франчайзы пока не выросли. 

● После топ-10 пройдемся менее пристально. На 14-й строчке «Вегас» – $1,85 млрд. Хоть франшизе всего восьмой год, деньги она привлекать умеет. Во-первых, Лас-Вегас сам по себе притягивает доллары: там невероятное количество казино, плюс сюда стали одна за одной приходить крупнейшие спортивные лиги (в НФЛ появились «Рэйдерс», а «Эйсес» два года подряд брали титул в женской НБА). Во-вторых, амбициозный план владельца «Голден Найтс» Билла Фоули взять Кубок Стэнли в течение шести лет идеально исполнился. В-третьих, состав чуть ли не каждый год пополняют звездные или околозвездные хоккеисты: Джек Айкел, Марк Стоун, Алекс Пьетранжело, Томаш Гертл, Макс Пачиоретти и прочие. В-четвертых, финал в первый же сезон привлек огромное внимание не только в хоккейном мире – а вместе с вниманием, конечно, и деньги. Оказалось, что хоккей в пустыне очень даже нужен. 

● Вслед за «Вегасом» – лучшая команда НХЛ последних пяти лет. Казалось бы, теплая Флорида не должна быть хоккейной – но «Тампа» невероятно успешна (три Кубка за тридцать с небольшим лет существования), а в ее составе один из лучших игроков лиги Никита Кучеров плюс один из лучших вратарей мира Андрей Василевский. Роскошный лого легко узнаваем. А уж чемпионский парад на лодках – это вообще что-то легендарное.

● Двадцатое место – у «Сиэтла». Самый молодой клуб лиги, созданный с нуля, быстро набирает стоимость – владелец Джерри Брукхаймер знает толк в продвижении: он продюсировал «Пиратов Карибского моря», «Перл-Харбор», «Армагеддон» и многие другие фильмы. Классные цвета, легко узнаваемый логотип, «ВЫПУСКАЙТЕ КРАКЕНА», потенциальное соперничество с соседями из «Ванкувера» – у «Сиэтла» отличные возможности для роста в цене, пусть на льду пока успехов немного.

● Двадцать третья строчка занята «Сент-Луисом». Его стоимость ниже полутора миллиардов ($1,47 млрд), хотя, казалось бы, это один из самых старых клубов НХЛ (он вошел в первую эпоху расширения, в 1967-м). Сказывается сокращение населения, как и у Детройта – с 1950-х город потерял 64% жителей. Хоть агломерация и растет, прибывают преимущественно мигранты из Латинской Америки. Кроме того, город в принципе расположен в самом центре страны – а основными точками притяжения долгие годы служат Атлантическое и Тихоокеанское побережья. 

● Сразу за «Блюз» расположился «Анахайм». Невероятный успех мультика про «могучих утят» в 90-х дал классный старт франшизе, и наверняка ее стоимость была бы выше, не забери Disney права на название, логотип и все, что с «Майти Дакс» связано. Не помогает и соседство: Анахайм находится в 40 км от Лос-Анджелеса с его более популярными и успешными «Кингс». Возвращение культового лого, пусть и в немножко измененном виде, добавило болельщикам энтузиазма, но рост все равно куда как медленнее, чем хотелось бы. 

● 26-я позиция – у действующих чемпионов. «Флорида» оценивается в скромные $1,35 млрд – и здесь тоже виной малое население Санрайза, в котором проживает меньше 100 тысяч человек. Причем белые, наиболее массовая хоккейная аудитория, составляют лишь 25% – испаноязычных и темнокожих жителей в городе больше (35% и 31% соответственно). Плюс на небольшом удалении (меньше 300 км) играет более успешная «Тампа» из более крупного города. 

● «Юта», недавно переехавшая из Аризоны, на 28-м месте. Ее оценивают в $1,2 млрд – в те же деньги, что за нее летом отдали новые владельцы. Хоккей в Солт-Лейк-Сити пока не прижился, плюс у команды даже нет своей арены, так что ждать от нее скачка в стоимости пока нет оснований. Для начала нужно хотя бы выбрать название, логотип и цвета. Те варианты, что есть – «Мамонты», «Разбойники» и просто «Хоккейный клуб» – совсем не впечатляют. 

● Третий с конца – несчастный «Баффало». Мало того что успехов у команды уже много лет как нет (с 2011-го без плей-офф), так еще и по соседству Торонто – меньше чем в 100 км. Звезды в город не приезжают – напротив, даже франчайзы бегут (как Джек Айкел). После приобретения команды Терри Пегулой ее стоимость растет, но, кажется, исключительно из-за того, что она растет для всех команд НХЛ.

● Предпоследний – «Виннипег». Город не слишком хоккейный, его вообще сложно назвать хоть каким-то, кроме как холодным. Он не привлекает не только хоккеистов – вообще никого. Поэтому там хандрят даже те, кто могли бы стать лидерами клуба и зарабатывать много – как Патрик Лайне, Пьер-Люк Дюбуа и не только. Да и переезды не добавляют лояльности зрителей. «Виннипег» – самый непопулярный и оттого самый бедный канадский клуб, и сложно понять, что способно это изменить. Впрочем, это не мешает ему регулярно попадать в плей-офф, а в этом сезоне и лидировать в регулярке.

● Почетное 32-е место – у «Коламбуса». Как и Виннипег, город не слишком привлекателен, поэтому привлечь туда звезд с рынка крайне трудно – разве что вырастить своих. Покойный Джонни Годро – редкое исключение, но он переехал в Коламбус из-за жены, которая работала врачом, а в Коламбусе как раз одна из лучших клиник США по ее специальности. Артемий Панарин переехал не сам, а по обмену на Брэндона Саада – за большими деньгами, славой и комфортом жены он отправился уже в Нью-Йорк. Но, по крайней мере, даже стоимость «Блю Джекетс» немного превышает $1 млрд.

Недавно НХЛ объявила, что следующий клуб, который захочет стать частью лиги, должен будет заплатить $2 млрд – такая стоимость подбросила бы условный «Хьюстон», один из главных кандидатов на пополнение, на 12-е место, вслед за «Нью-Джерси». Сумма, по сути, выставлена как заграждение – но кто знает, возможно, когда-то в НХЛ станет больше, чем 32 команды. 

Зачем-то же представители лиги ездили в Новый Орлеан

Фото: East News/AP Photo/Nick Wass, Lindsey Wasson