«Сегодня будет моим». Юлия Липницкая и Евгения Медведева
Часть 1
С 13 лет Юлия Липницкая жила олимпийскими играми. С тех пор, как она выиграла первый юниорский мир, ее жизнь кардинально изменилась. Одно соревнование следовало за другим, а между ними – постоянная пахота на тренировках. Девочка жила в сумасшедшем ритме: давление со стороны окружающих, постоянные разговоры об олимпиаде, и то, что Юля непременно должна бороться за путевку на игры, тяжким бременем давило на психику. Ситуация лишь усложнилась, когда начался период взросления. Фигурное катание – спорт, в котором малейшее изменение веса может привести к развалу техники, особенно, если она не идеальна. В такие моменты тренерскому штабу приходилось сдерживать естественный процесс искусственными методами. Когда держать себя в форме было совсем тяжело, Юля отказывалась от нормальной еды, принимая лишь «Сквизи» - специальную белково-углеводную порошковую смесь. Такое нездоровое питание привело к тому, что организм начал давать сбои. Травмы посыпались одни за другими, но Юля с тренером форсировали восстановление, чтобы показать боссам в федерации, что на них можно положиться. Постоянный страх съесть лишнее породил психологические проблемы, которые в будущем будут иметь более серьезные последствия. При таком раскладе о любви к спорту говорить не приходилось. Позже Липницкая признавалась, что в те моменты она фигурное катание «терпела». В то же время, мама и тренер убеждали ее, что нужно продержаться еще немного, ведь золото игр было таким осязаемым.
Воспоминания о времени между двумя олимпийскими турнирами (команда и личные) вызывали у нее ужас. Девушка вспоминала, как расстояние от катка до автобуса преодолевала за два с половиной часа.
- Холодно, ночь, спать хочется. Олимпиада еще одна через две недели. А ни минуты спокойной, куда-то зовут, приглашают, тащат, просят сфотографироваться… В аэропорту нас встречали с флагами, организовали концерты, собрали детишек. А я им хочу сказать – что вы делаете, у меня же еще одна Олимпиада впереди? Пытаюсь отдыхать, но вокруг камеры, журналисты, мне при этом еще надо держать лицо. А что на катке творилось… Людям предлагали деньги, чтобы они снимали мои тренировки. Ребята из «Самбо-70» прямо при мне прослушки в раздевалке нашли…
Юле с мамой пришлось даже съехать со съемной квартиры, так как там все время паслись журналисты и фанаты, а непонятные дядечки преследовали ее на машине по дороге на каток. Ничего не изменилось даже после выступления в личных соревнованиях.
- Когда возвращались, в самолете объявили по громкой связи: «С нами летит олимпийская чемпионка Юлия Липницкая, просим ее пройти в бизнес-класс на первый ряд». В итоге весь полет я не спала, а раздавала автографы и фотографировалась…
Постолимпийский сезон для Юли выдался полностью провальным. Она не сумела выиграть этапы Гран-при, оба раза став второй, а в финале заняла незавидное последнее место. Ни на одном из соревнований она так и не смогла чисто выполнить свои программы. Провал в функциональной подготовке не позволил ей отобраться и на главные старты. Столь стремительное падение результатов происходило на фоне потери взаимопонимания между тренером и ученицей. Пошли разговоры о том, что олимпийская чемпионка задумалась о смене наставницы. Об этих планах быстро узнали в Федерации и вмешались, усадив стороны за стол переговоров. В итоге шум временно прекратился, а Юля продолжила работать с Этери. Но найти мотивацию и желание тренироваться по старинке было непросто.
- Нужно перетерпеть период взросления, - постоянно в интервью убеждала себя Липницкая. В феврале 2015-го она честно сказала, что не обещает в следующем году быть в идеальной форме. Исправлять технику – дело серьезное. В минувший сезон ошибку на ребре техспециалисты ставили ей как на луце, так и на флипе.
Впервые в жизни Липницкая столь рано закончила сезон. Казалось бы, теперь появилось больше времени на постановку программ, но вместе с мамой они решительно отказывались от идей, которые предлагал тренерский штаб. Этери сказали, что девочке нужна пауза в плане самовыражения, но в глубине души Тутберидзе понимала, что контроль и влияние над Юлей практически потеряны. При этом быть рядом с дочерью на тренировках маме разрешила сама Этери.
Но и без Юли у тренера было множество других забот. В этот период у нее занимается целая россыпь ярких и амбициозных ребят - от ветерана сборной Сергея Воронова до юных Адьяна Питкеева и Жени Медведевой. Наставнице, уже распробовавшей вкус больших побед, и этого казалось мало. Однажды в интервью Этери разоткровенничалась и призналась, что после олимпиады надеется на еще больший наплыв в ее группу. Тем более, незадолго до сборов одно место освободила Серафима Саханович, вернувшаяся в Петербург.
В фигурнокатательных кулуарах шептались, что Тутберидзе перестала уделять достаточно внимания Юле и переключилась на Евгению Медведеву, как более покладистую и перспективную ученицу. Тогда Женя только собиралась дебютировать на взрослом уровне.
Заключительный юниорский сезон у нее выдался поистине триумфальным. Сначала она победила в финале Гран-при, выдав два изумительно чистых проката, а затем стала третьей на взрослом национальном чемпионате, пропустив вперед лишь двух прим постолимпийского сезона – Елену Радионову и Елизавету Туктамышеву и намного обогнав Липницкую. Венцом карьеры в юниорском спорте для Жени стал чемпионат мира, который прошел в Таллинне. Титул лучшей фигуристки среди юниоров поддержал победную серию россиянок, начавшуюся с 2011 года.
В жизни Юля и Женя были полными противоположностями. Медведева всегда оставалась открытым и жизнерадостным ребенком, а Липницкая – наоборот, была замкнутой и закрытой. В то время в разговорах с прессой Этери старалась не называть младшую ученицу талантливой, возможно, чтобы не провоцировать окружение "девочки в красном пальто". При этом она всегда подчеркивала, что самое главное качество Жени – ее нацеленность на победу, послушание и выполнение всех поручений без лишних вопросов. Сама Медведева говорила, что истинное удовольствие ей приносит не сама работа в фигурном катании, а ее результат.
Летом 2015-го у фигуристки началась очень ответственная подготовка к первому сезону среди взрослых. Выиграв практически всё что можно на юниорском уровне, 15-летняя Женя прощалась с детскими соревнованиями без сожалений. Новый сезон – новые перспективы, тем более, в рукаве у нее был свой козырь. Никто в мире тогда на взрослом уровне не делал все прыжковые элементы во второй половине короткой программы. В произвольной у Медведевой – два каскада три-три, один из которых во второй половине с тано (прыжок с поднятой рукой) – еще одной фишкой, которую она популяризовала, будучи юниоркой. Вопрос усложнения техконтента за счет включения сложных прыжков тогда не стоял: это было решение тренера, которому Женя абсолютно доверилась. Этери посчитала, что имеющегося набора с лихвой хватит для борьбы за лидерство. Ставка на чистоту оказалась абсолютно верной.
В начале лета вся группа Тутберидзе поехала на ледовый сбор в Новогорск. Короткую программу на музыку из кинофильма «Мелодии Белой ночи» Медведевой поставил Александр Жулин, с которым фигуристка сотрудничала еще с юниоров. Идея и концепция программы (история любви русского композитора и японской пианистки) конечно же, принадлежала главному тренеру. Жене предстояло воплотить лирический образ, в котором она чувствовала себя наиболее комфортно.
Произвольную, которую штаб долго скрывал, поставил Илья Авербух. Единственный момент, о котором поведали журналистам до начала стартов - в программе использована интересная находка, которую раньше никто не брал – жестовый язык. От работы с Женей Илья остался в восторге.
- Женя – человек, который меня слышит, работает на максимуме, вкладывает что-то свое в движения, которые я показываю. Мне очень импонирует, что Женя мне доверяет. Я считаю ее очень талантливым и одаренным человеком, к тому же она очень трудолюбива.
Хореограф сразу почувствовал, что из Жени материал, как любит выражаться ее тренер, победный. Работа над программой велась в течение недели. Музыка – не хит, поэтому был определенный риск, особенно для дебютантки, к которой судьи только присматриваются.
Технически исполнять взрослые программы Жене было не тяжело. Напрыгивать прыжки - монотонная и уже привычная работа, доведенная до автоматизма, но без нее не было бы стабильности, а значит и результата. Намного сложнее - выражать эмоции и чувства через программу, поэтому Женя фактически отдалась видению Этери Георгиевны. Тренер объясняла, как нужно кататься, какими движениями выражать тот или иной музыкальный фрагмент, куда направить взгляд, как посмотреть, поставить руку, что должна прочувствовать фигуристка в тот или иной момент. Вместе с тем, детское мировоззрение, присущее совсем юной девушке, всегда придает некий шарм и легкость, а в восприятии создает чистоту и трогательность. В купе с ярко выраженным чувством музыки у Жени это был беспроигрышный вариант, с успехом отработанный на Юле в сезоне 2013-2014.
--------------------------
После игр в жизни Липницкой появился человек, который начал оказывать ей финансовую поддержку. Как позже выяснил sports.ru, владелец компании «Телеспорт» Петр Макаренко изначально преследовал личные интересы. Опытный медиаменеджер понимал, какой взлет ожидает в нашей стране женское одиночное катание, и считал, что именно Юля принесет самые солидные дивиденды. Бизнесмен взял на себя все расходы фигуристки, связанные с перелетами, проживанием и работой тренеров. Одним из следствий этого кураторства стало заключение Юлей нескольких контрактов, позволявших в период пропуска основных соревнований чувствовать себя финансово защищенной. Один из них – реклама «Adidas», слоганом, которой стала фраза «Сегодня будет моим».
В российском фигурном катании обычная практика, когда фигуристы отдают часть своих рекламных заработков тренерам, как знак благодарности за то, что имеют. Но в этом случае, как рассказывают очевидцы, переговоры Макаренко вел исключительно с мамой Юли, а с Этери никто делиться не собирался. Тутберидзе это явно не нравилось, но она молчала, дабы не навлечь на себя обвинения в меркантильности.
Больше всего Юля хотела изменений, чтобы ее, наконец, перестали воспринимать как «девочку в красном пальто», относились как к разноплановой фигуристке, способной меняться от постановки к постановке. Ей уже не хотелось воплощать лирические образы с продуманной от и до концепцией тренера.
В межсезонье Этери не хотя согласилась отвезти Юлю к Марине Зуевой в США, тем более, все расходы на себя взял Макаренко. Работа с именитым тренером и хореографом над постановками Юле оказалась по душе. Она увидела, как тренируются ученики Зуевой и даже захотела попробовать в себя в танцах, но быстро поняла, сколько каторжного и многолетнего труда стоит за безупречным скольжением и синхронностью.
- Юля сама очень активно участвовала в творческом процессе. Она молодец! И музыка, и движения… Она очень одаренный и вдумчивый человек. Ей всего 16 лет, но она так зрело воспринимает серьезную музыку, очень мудро подходит к постановкам, к выбору музыки, тонко чувствует музыкальный материал и может работать во всех стилях, - говорила о сотрудничестве с Липницкой Марина Зуева.
В США она провела всего неделю, но за это время ей поставили сразу три очень разные программы. По словам Юлиной мамы, фигуристка была настолько поражена работой с заокеанским специалистом, что после тренировок сама ходила в зал в гостинице и самостоятельно отрабатывала движения. В новых программах Юлю постарались представить повзрослевшей.
- Это больше не девочка, а девушка, совершенно очаровательная, с замечательной фигурой, с интересной эстетикой движений, у нее же совершенно уникальные физические возможности, она очень гибкая, пластичная, мягкая и женственная. Мы подчеркиваем ее женственность – это уже немножко новое качество, – рассказала Зуева.
По словам Липницкой, когда хореограф предложила ей тему короткой программы, то первым делом спросила, есть ли у нее чувство юмора. В песне Элвиса Пресли, выбранной музыкальным фоном, есть следующие строчки: «You look like an angel but you're the devil in disguise»("Выглядишь как ангел, но под этой личиной ты - чертенок").
- Она так и сказала: «Послушайте, это же про нее». На самом деле, я раньше такой и была, это сейчас я душечка. Возраст, наверное. Я стала намного добрее, стараюсь быть более открытой. Хотя когда мне надо собраться, замыкаюсь в себе, такое есть.
Вместе с изменением конституции, менялась психика и восприятие себя.
- Благодаря тому, что Юля заметно повзрослела, у нее прибавилось темперамента и выразительности. Она более осознанно подходит к катанию, лучше чувствует музыку, - таков был вердикт спортивных чиновников. Но проблемы с исполнением прыжков никуда не делись. С короткой программой было полегче, но вот с произвольной… В прошлом многие специалисты отмечали, что техника Липницкой рассчитана на детскую конституцию. При смещении центра тяжести меняется весь подход к основным элементам, меняются прыжки. Как только начались физиологические изменения и увеличился вес, изначальная база приобрела особое значение – а поскольку с ней были проблемы, это приводило к постоянным падениям. А если ты понимаешь, что не можешь выкатать программу в принципе, то думаешь только об этом. Юля перед стартом нового сезона выразила надежду, что сумеет все «вкатать», и тогда станет легче.
Первым в сезоне у нее стал турнир в Финляндии, где Юля не смогла откататься чисто, из-за чего выглядела крайне расстроено. По ее словам, ей не хватило времени подготовиться.
В то же время на другом предваряющем гран-при соревновании - Мемориале Непелы - впервые на взрослом уровне выступила Женя Медведева. Она выиграла, хотя по баллам нельзя было сказать, что судьи вдохновились ее прокатами. Возможно, дело было в том, что сама Женя не была тогда безупречной и не показала присущей ей отточенности движений и вычищенности техники.
На первый этап Гран-при Skate America Этери выехала сразу с двумя ученицами. От Юли ждали очень много, учитывая провал прошлого сезона и воспоминания об олимпийском чуде. Главной соперницей наших была местная звезда Грейси Голд. Первой из россиянок на лед вышла Медведева и просто пленила своим исполнением весь зал. Это было первое явление «железной» Жени среди взрослых – совершенства с технической и компонентной стороны. Впервые за прокат ей покорились заветные 70 баллов. Женя прыгала, абсолютно не задумываясь, не отвлекаясь от музыки. Грустная и лирическая, она создавала на катке особую атмосферу хрупкости, что полностью соответствовало внешне худенькой фигуристке, но шла в разрез со стойкостью и безупречностью выполнения ее технических элементов.
Сложности Юли, напротив, продолжились и в Милуоки. В короткой она, как и в Хельсинки, вышла в цветастом платье, едва докрутила второй прыжок, а сольный флип не докрутила сильно, отстав от одногруппницы на 5 баллов. Из-за видимой борьбы за прыжки программа практически не смотрелась. Грейси тоже наошибалась, поэтому после короткой лидером оставалась Медведева.
В произвольной прокат у Липницкой не получился совсем. Недокруты, нечистые выезды, сорванные прыжки, о программе говорить не приходилось. Но в отличие от Финляндии, где Юля не смогла скрыть своего негодования, здесь показалось, что она не так сильно расстроена: уходя с катка, она улыбнулась, принимая подарки от болельщиков и даже погладила девочку, собиравшую цветы со льда. Вместе с тем, некоторые зрители заметили, насколько отстраненной она была от Этери. Едва ли смотрела на нее, а в кике сидела, развернувшись в сторону от наставницы.
- Знаете, просто сейчас у меня такое недоверие к себе. Я не доверяю своим движениям, потому что постоянно меняюсь. Но в течение сезона я обязана с этим справиться, – заявила Липницкая.
Тем временем, реабилитировалась Голд, получив бест сезона. Пришел черед Жени. В середине проката она падает с акселя, но ни секунды не теряется. Напротив, тут же перекраивает свою программу и мастерски цепляет недостающие двойные тулупы сначала к 3-3, а затем и к финальному 2,5, потеряв минимум баллов. Столь холодный и грамотный расчет сразу же выделил Медведеву в глазах судей. Но не только они были в шоке: люди на трибунах ликовали из-за маленькой русской девочки, показавшей истинное мастерство и искусство на льду. Полученных баллов ей хватило, чтобы по сумме одержать победу. Юля осталась на 6-м месте: контраст между двумя россиянками был колоссальный.
Если вспомнить юниорские соревнования, которые до сих пор собирают на своих трибунах достаточно мало зрителей, то первый взрослый гран-при поразил Медведеву размерами арены и тем количеством людей, которые болели и переживали за нее. Эта поддержка и помогла во время проката: энергия толпы создает заряд, который словно приподнимает в прыжках, заставляя выдавать всю гамму эмоций.
После окончания соревнований спортивная общественность и СМИ просто взорвались. Не привыкшие к такой россыпи талантов, еще не успевшие забыть олимпийское чудо Юли, они живо и назойливо интересовались: откуда у Этери берутся настолько удивительные девочки? После окончания соревнований главным ньюсмейкером стал Илья Авербух.
- Программа, которую я делал для Липницкой в олимпийском сезоне, прогремела в Сочи так, что Юлю многие запомнят и будут ассоциировать именно с ней. Но с творческой точки зрения для меня работа с Женей была гораздо интереснее. Мы чувствовали друг друга настолько в унисон, что я, наверное, впервые на 100 процентов рад тому, что у меня получилось воплотить.
Кроме того, оказалось, что произвольная программа Евгении, с которой она блистала в США, первоначально создавалась именно для Юли. По словам Авербуха, ее задумка была предложена фигуристке еще в прошлом году. Ставить ее, в связи с досрочным окончанием сезона, Юле начали рано, и постановка ей очень шла. Но потом, как отметил Илья, вмешалась Даниэла Липницкая, категорично заявив, что ее дочери с этим выступать нельзя.
- В итоге программу решили менять, сезон покатился насмарку, и мы все видели, к чему это привело. Мне кажется, то, что произошло сейчас, говорит о том, что профессионалам, с которыми ты работаешь, надо доверять, - выдал свой вердикт Илья, выразив признательность Жене за то, что идея этой программы не умерла, и та сумела так прекрасно ее воплотить на льду.
Сама Женя рассказала некоторые подробности, которые не были известны непосвященным. В частности, над программой также трудился и слабослышащий хореограф. Он поставил в самом конце произвольной фразу на языке жестов.
- Я не знаю, сильно ли она читается или нет, понимают ли ее слабослышащие люди. Но в итоге получилось очень оригинально, за что спасибо постановщикам, хореографам и тренерам, - пояснила Медведева. - А говорю я следующее: «Я вас не слышу, у меня идут мурашки от того, что я вас чувствую сердцем, я вас не боюсь, я вам открываюсь».
Прокаты соперниц, в частности Грейси Голд, которая обошла ее в произвольной, Женя не смотрела. Это не в ее правилах, поскольку может сказаться на настрое, сбить его.
- Я стараюсь не выходить на лед, не смотреть на телевизоры, которые стоят в раздевалках, поэтому я не видела выступление Грейси Голд. Я уверена, что она хорошо откаталась. Кто как работает, так и катается.
Сказанная без задней мысли последняя часть фразы, хоть и не относившаяся напрямую к Юле, в умах болельщиков последней произвела эффект взорвавшейся бомбы. Чувствительные поклонники «девочки в красном пальто» затаили обиду и записались в хейтеры Жени, подумав, что та с умыслом намекнула на Липницкую.
Да, Женя и Юля не были подругами, но и врагами тоже. Юля вообще ни с кем в группе близко не общалась, кроме, разве что в детстве с Полиной Шелепень. Женя уважала Юлю как спортсменку, но всегда, когда их сравнивали, настаивала: «У меня в спорте свой путь». Возможно ли вообще, занимаясь в столь конкурентной среде, двум девочкам подружиться? Тем более, конкурируют они между собой не только за места, но и за внимание тренера. Женя же всегда отдавала должное конкуренции на тренировках, которая сделала ее такой, какая она есть.
- Секрет успеха? Наверно, в том, что в группе я тренируюсь на одном льду с сильными фигуристками. Каждый день устраиваем прокаты то короткой, то произвольной программы. Моделируем ситуации, чтобы было как на соревнованиях. Это помогает чувствовать себя уверенно в стрессовой обстановке, — сказала Медведева.
Следующий этап гран-при у Жени предстоял дома, в Москве. Среди соперниц сильные соотечественницы – открытие прошлого сезона Елена Радионова и олимпийская чемпионка Сочи Аделина Сотникова, восстановившаяся после травмы и уже успевшая выиграть серебро на челленжере в Мордовии. В короткой Женя допустила досадную ошибку на любимом флипе в короткой, быстро исправилась, прицепив каскад к риттбергеру и была безупречна в произвольной, впервые в жизни набрав выше 140 баллов. Лена, борющаяся с пубертатом, откаталась чисто и обошла Медведеву, которая больше в этом сезоне никому не проиграет.
---------------------------
По возвращении из США в Россию Липницкая все больше избегала непосредственной работы с главным тренером, предпочитая тренироваться с Сергеем Дудаковым. Именно с ним она поехала на этап Гран-при в Бордо, через федерацию попросив Этери остаться дома.
Во Франции Юлия, поменявшая яркое платье на более классическое черное, впервые за долгое время откатала чисто короткую программу, пусть и облегченную. Выглядела она и в правду другой: повеселевшей, даже перезарядившейся. В интервью призналась, что чувствует себя лучше. Как бы то ни было, судить о ее состоянии можно было бы в произвольной, но ее отменили, когда в Париже произошли теракты. В итоге это был последний старт, который Липницкая провела под руководством команды из «Хрустального». В чем же была причина видимого изменения в настроении? В тот момент она уже знала, что к прежней жизни больше не вернется никогда.
18 ноября Юля через сайт ФФКР объявила, что уходит от Этери. Все стрелки по поводу прекращения сотрудничества, как и предполагалось, последняя перевела на Липницкую и ее маму. По словам Тутберидзе, в последние два года ее поставили в непростые условия: в предложенных обстоятельствах – сколько получала Юлю – она должна была попытаться подготовить ее к тем или иным соревнованиям. Липницкая перестала ходить к ней на ОФП, перейдя к другому специалисту, и о том, как происходит подготовка Юли, она не знала.
- Я все могу простить. Единственное, не смогу понять, если буду чувствовать, что спортсмен не хочет тренироваться или потерял желание участвовать в соревнованиях. Вокруг ситуации с Юлией Липницкой очень много того, что умалчивалось. На самом деле, все постепенно шло к тому, что мы расстанемся с Липницкой. Потому что еще где-то в самом начале нашей совместной работы у каждой из нас потерялось взаимное доверие, — сказала Тутберидзе в эфире телеканала «Матч ТВ». — Если спортсмен показывает, что ему неинтересно со мной, то меня это обижает. В любом случае, во время подготовки, я чувствую, что было бы полезно и хорошо для фигуриста. Могу сказать, что пока мы работали вдвоем с Юлией Липницкой, пока мы понимали и доверяли другу — нам удалось достигнуть максимального успеха.
В потере доверия, по мнению наставницы, была виновна и мама фигуристки.
- Мне всегда казалось, что она очень ведомая. Будет мама на меня обижаться, все, что мама говорила, так все и делалось. Если бы мама продолжала ей говорить, что меня нужно слушать, так бы и было. И я всегда надеялась, что когда приведу ее к успеху, тогда-то она и поймет, что я могу, что я права, и будет меня слушать. Но не получилось.
В этот момент Юле больше всего нужен был чуткий и техничный тренер, который будет уделять ей достаточно внимания в этот сложный для нее период. Желательно подальше от Москвы с ее сумасшедшим ритмом и постоянным вниманием журналистов. Известно, что в поисках специалиста семейство Липницких обращалось к Алексею Мишину. Тот отказался брать Юлю, решив не распаляться на работу с конкуренткой его основной ученицы Туктамышевой, но посоветовал маме спортсменки связаться с его учеником Алексеем Урмановым. В итоге именно к нему и уехала Юля, в город Сочи, который прославил ее два года назад.
- Размышлял я долго. Анализировал все, что происходит с Юлей, взвешивал все «за» и «против» и пришел к выводу, что это, наверное, правильный шаг с ее стороны – уйти от тренера. И что я действительно могу быть ей полезен. Для меня ведь эта работа – тоже своего рода вызов. Мне абсолютнейшим образом понятна ситуация – во многом потому, что я сам в свое время проходил нечто подобное», – прокомментировал начало сотрудничества Урманов. Также он добавил, что главная цель Юли – подготовиться к ЧР, который в тот год проходил у нее на родине, в Екатеринбурге.
Журналист Елена Вайцеховская писала, что Юля в тот период оказалась между молотом и наковальней – мамой и тренером.
"Просто все трое вдруг оказались на распутье, не сразу сообразив, что рычаги, которые успешно управляли тренировочным процессом до Игр, вдруг перестали работать. В одном из интервью Тутберидзе сказала, что Юле сложно найти дальнейшую мотивацию. Отсюда, мол, все ее проблемы. На фоне глобальной болельщицкой истерии и собственной популярности Липницкая совершенно не понимала, куда двигаться дальше, куда делать следующий шаг. Жесточайшая рабочая дисциплина, изматывающие голодовки в сочетании с высокими нагрузками и затворническое существование оправдывали себя, когда впереди маячила великая цель. Все-таки об Олимпийских играх, причем именно о сочинских, Юля грезила с детства. А что было делать, когда цель исчезла? Этого не понимала и тренер. Просто признаться в этом хотя бы себе самой для Тутберидзе было, похоже, гораздо сложнее, чем списать тупик в отношениях на несносный характер подопечной и ее нежелание работать. К тому же по ней неудачи Липницкой ударили далеко не так сильно, как по Юле: после Игр в Сочи группа стала активно пополняться новыми учениками, а место наиболее перспективной, а главное, начавшей побеждать примы, уже было занято другой спортсменкой – 15-летней Женей Медведевой. Поэтому и возникает дилемма: либо ты уходишь к тренеру, который знает, как достичь результата или по крайней мере способен мотивировать тебя на то, чтобы его достичь, либо просто доживаешь свой спортивный век у прежнего наставника, уже ни на что не претендуя".
Юля рискнула и выбрала первое.
--------------------------
Этери, тем временем, с головой окунулась в работу и сосредоточилась на подготовке Жени к финалу Гран-при. Кроме того, по юниорам в Барселону у нее отобралась Полина Цурская – девочка с мощнейшими прыжками. Проматывая у себя в голове прокаты Полины на юниорских этапах, в первую очередь, вспоминаются своеобразная хореография, ее длинные ноги, и то, как с такой антропометрией она умудрялась держать сумасшедшую стабильность. Ее произвольная программа, поставленная самой Этери на музыку Бенни Андерсона и Бьорна Ульвеуса из мюзикла «Шахматы», представляла собой очередной новый этап развития женского одиночного.
В ней Цурская исполняла уже 6 прыжковых элементов из 7 во второй половине, включая сложный для тех лет каскад тройной луц-тройной тулуп. Как писал один болельщик, Полина во время прыжка сначала на мгновение зависает в воздухе, словно грозовая туча, а затем мощной пролетной молнией разряжается в три оборота. Выдающаяся стабильность и техническое мастерство сразу заставили говорить о ней, как о кандидатке на олимпийскую сборную в Корею, как о той, что способна обойти всех, если сумеет сохранить свой прыжковый контент к 2018 году. Именно в олимпийский сезон Цурская имела право дебютировать на взрослых соревнованиях.
- Мягче руки, сделай так, чтобы я прочувствовала, как тебе больно, - инструктировала тренер Женю на тренировках, буквально показывая, как следует поднять ладонь, вытянуть пальцы, взывая своей болью к публике.
Произвольная Медведевой, названная «Слышу – не слышу» имела особое место в сердце Этери. Две наиболее личные постановки, вдохновителями которых стали близкие и дорогие Тутберидзе люди, были воплощены на льду именно Женей.
- Мое счастье, что я могу часть своего внутреннего мира реализовывать через их программы. Так, чтобы они могли рассказать что-то, что есть у меня внутри, - откровенно говорила по этому поводу Тутберидзе.
- Моя произвольная программа о том, как важно уметь слышать друг друга, говорить на понятном всему миру языке любви к жизни. Мы попытались донести до зрителя, насколько важно делиться своим внутренним миром, открываться, дарить свое тепло, - поясняла Женя. – В начале программы я пытаюсь открыться, смотрю по сторонам и не понимаю, как воспринимать этот мир. Я боюсь и обратно закрываюсь. Но потом понимаю, что этот мир не так уж и плох. Он прекрасен, и я хочу здесь быть.
Прообразом и вдохновителем этой постановки стала дочь Этери Диана. В результате перенесенного в глубоком детстве заболевания и неправильно предписанного лечения у Дианы развилось нарушение слуха – сенсоневральная тугоухость, которая отражается и на чувстве координации. Вместе с тем, Диана росла и каждый день видела, как мамины ученицы осваивают сложнейшие прыжки и создают прекрасные образы на льду. Выбор девочки был предрешен, а страхи за здоровье дочери, несмотря на болезнь, постепенно освоившей все тройные, у Этери усилились еще больше. Все больше она начала склоняться к тому, чтобы перевести ее из одиночного в танцы, где риск травмироваться значительно ниже.
- Я для себя решила, что зачем-то это мне дано. Это одно из испытаний. Я должна была сделать все, чтобы она выросла адаптированным человеком, счастливым, не чувствовала себя не такой, как все.
Как уже было сказано, изначально воплотить эту задумку на льду должна была вовсе не Женя, а Юля. Неудивительно, что резкий и категоричный отказ последней катать вдохновленный Дианой образ тренер восприняла особенно близко к сердцу.
- В сочетании со «Слышу - не слышу», что как раз и испугалась катать Юля. И наверно о том, что все мы друг друга иногда не слышим, - говорила Тутберидзе.
В последние часы перед соревнованиями Женя и Этери всегда проводят вместе.
- Она часто пытается меня веселить, у нее всегда хорошее настроение перед соревнованиями. Перед финалом она мне сказала, что у меня хороший макияж. Я ответила, ок, спасибо, ну пойду, покатаюсь, - раскрывала секреты кухни Женя, которой впервые предстояло сразиться на одном льду с элитой мирового женского катания.
Татьяна Тарасова, комментируя прокат короткой в Финале Гран-при, отметила, что Медведевой присуще редкое качество: когда она катается, за нее абсолютно не волнуешься, не боишься за ее элементы. Она дает возможность полностью насладиться постановкой и программой, не отвлекаясь ни на что. Вдохновенное катание фигуристки пробирало до кончиков пальцев, а легкость, с которой она раз за разом штурмовала прыжки и каскады, окончательно деморализовывала ее соперниц. Короткую Евгения безусловно выиграла, побив личный рекорд на 4 балла.
Финал Гран-при – первый из самых престижных соревнований в фигурном катании. Наверняка Этери хотела, чтобы именно здесь Женя исполнила свою произвольную чисто, чтобы та глубоко личная идея, заложенная в постановке, сыграла по максимуму на восприятие множества зрителей, сидевших на трибунах и прильнувших к экранам телевизоров. Как позже призналась сама Тутберидзе, наблюдая за исполнением Жениной произвольной за бортиком, она представляла, что в сверкающем под светом софитов платье катается вместе с ней и воплощает свою личную историю. А возможно, представляла себя вместо нее. Мать, вынужденная бороться за полноценную жизнь своего ребенка с непониманием окружающих. Она же – решительная девочка из многодетной семьи, желавшая добиться высот в фигурном катании, славы и больших трибун, скандирующих ее имя. Каждое день которой - дорога на каток с одного конца Москвы на другой. И отец, который берется за несколько работ, чтобы поддержать ее мечту стать выдающейся одиночницей. На всем этом в итоге поставит крест злополучная травма. Женя в этот момент была идеальным воплощением ее несбывшихся амбиций. Прокат Медведевой в финале гран-при оказался безупречным.
Тара Липински, комментировавшая для NBC, сказала, что по тому, как Женя ведет себя на льду, видно, что она – лучшая, и откатает свою программу чисто.
- У нее в глазах нет ни единого намека на неуверенность. В этом ее отличительная особенность. У нее одновременно есть и потрясающий талант, и техническая выучка.
Встречая у бортика свою лучшую ученицу, Этери была такой, какой мы ее не видели ни до, ни после. Не снежной королевой в башне из слоновой кости, не чопорной грузинской княжной в мехах, а просто тренером, счастье которой приносит безупречно выполненная работа ее ученицы. С Женей Этери улыбалась совсем иначе, не сдерживая себя, не боясь показаться слабой. В моменты триумфа Медведевой Этери была настоящей. Из всех своих учениц, добившихся успехов в спорте, с Женей у нее были особенные отношения. Этери знала ее, ее характер, в формирование которого внесла огромный вклад. В детстве, когда Медведева была совсем маленькой, уже тогда Тутберидзе знала, как заставить ее сделать так, как она хочет. Был у нее один прием, безотказно действовавший лишь на Женю. Она брала ее за шкирку и буквально возила по льду. Если другие ученицы воспринимали это как шутку и смеялись, то Женя по-настоящему злилась и делала все, чтобы избежать такого унизительного наказания. «Сейчас пойду и сделаю вопреки всему» – несмотря на падения, маленькая Женька вставала и снова продолжала биться до победного конца.
Домой из Испании ученица Тутберидзе вернулась не только триумфатором, но и главной фавориткой в глазах судей и спортивных чиновников на другие старты сезона. Уверенность и высокие спортивные результаты создали вокруг дебютантки ореол непобедимости, лишь усиливающийся взвешенными комментариями самой спортсменки о природе своего успеха.
- Главный соперник – это ты сам. И это не просто слова. Преодолеть и победить себя – это и есть самая сложная и самая главная задача, –говорила Медведева.
----------------------------
Чемпионат России 2015 года. Это был лучший чемпионат страны в женском одиночном катании на моей памяти. В нем приняли участие лидер Женя, шедшая за ней по пятам Лена, пытающаяся вернуться на прежний уровень Юля, ищущая мотивацию Аделина, борющаяся с собой Лиза и Аня со своими взлетами и падениями. А также девочки помладше, уже не уступающие им технически, а порой, и превосходящие. Чем не готовый сериал со своими яркими и неоднозначными персонажами? Каждая – личность, у каждой - свои плюсы. Тот турнир стал воплощением цветника, в которое превратилось женское катание России. Каждая из них старалась показать лучшее, на что способна.
Но особенным этот старт был для Юли. К домашнему чемпионату России она готовилась с новым тренером. За три недели им удалось основательно подкорректировать короткую программу: поменять порядок исполнения некоторых элементов, изменить дорожку. Внесли изменения и в образ – новая прическа придавала ей более взрослый, солидный вид. Марину Зуеву, приехавшую на ЧР, все проделанные изменения устроили. Во время разминки Липницкая впервые после расставания оказалась рядом с Этери. Бывшие тренер и ученица делали вид, что не замечают друг друга. На фанкамеру даже попал момент, когда Липницкая резко разворачивается и уходит в другую сторону, заметив впереди идущую Тутберидзе.
Короткую программу Юля исполнила потрясающе. С первой же секунды - изменения на лицо. Впервые в сезоне постановка заиграла, и Юля показала, что может быть смешной, ироничной и кокетливой. И самое главное, в тот момент было ощущение, что к ней вернулась ее олимпийская уверенность. В программе луц с рукой наверх, эффектный выезд с акселя с махом ногой точно в музыку, переходящий в фирменный инабауэр. И выезд с каскада тулуп-тулуп, переставленный во вторую половину. Выполнив последний прыжковый элемент, Юля уже полностью раскрепостилась и зажгла. Эту энергию зрители на трибунах почувствовали и до конца программы сопровождали свою любимицу хлопками в ладоши. Завершив исполнение своим коронным вращением, фигуристка не смогла сдержать слез. Многие зрители тоже, включая Татьяну Тарасову в комментаторской будке.
- Юля подарила мне счастье, я была на десятом небе от увиденного. Я так люблю, когда вижу, что фигуристы начинают верить в себя, когда они снова «встают на олимпийские ноги». Они с Алексеем подошли друг другу – работают на спортивной злости, на силе воли. Я болею за Юлю – не должны такие звезды, как она, с небосклона пропадать. А она – настоящая звезда.
Юля в интервью после проката сказала, что первые две недели после переезда в Сочи ее голова шла кругом.
- Адаптировалась к новой жизни. Сейчас могу точно сказать: очень рада, что приняла такое решение. Чувствую себя комфортно в той обстановке, в которой нахожусь сейчас, - прокомментировала свой прокат Липницкая. Но ожидать быстрого успеха от нового сотрудничества было бы слишком самонадеянно, о чем напомнили результаты в произвольной, которую Юля откатала нечисто, заняв итоговое 7-место. Перед стартом произвольной ее снова взял мандраж. Сначала она думала, что вообще не сможет откатать, моральное состояние было на нуле. Юля сидела в номере перед стартом, ей хотелось рыдать и сбежать отсюда куда подальше. Но она сумела себя заставить и выйти.
- Мне надо явно что-то делать именно на моральном фоне с произвольной программой, потому что волнение реально огромное. Я даже не знаю, чего я боюсь. Не могу понять: что я чего-то не сделаю или подведу, все вместе, в совокупности. Это появлялось потихоньку в олимпийский сезон, и с тех пор я не могу с этим бороться.
Положительный фактор в том, что полтора сезона Юля и близко не могла прокатать произвольную программу даже на тренировках, а у Алексея Урманова два проката из четырех уже удалось исполнить чисто. Это не могло не радовать. Ее тренер Алексей Урманов рассказал, что в вечер после короткой получил громадное количество СМС, в которых люди писали, что и они тоже плакали.
- Нехватка времени не должна служить для фигуриста и тренера оправданием не самого удачного выступления, но так оно и было. Эмоционально восстановиться Юле не удалось. В произвольной получилось не все, что мы задумывали. Ничего страшного. Нужно это пережить.
----------------------------
А победила с триумфом Женя, получив дома баллы, которые никто в мире не набирал. Для Этери эта победа на чемпионате России была событием знаковым, ведь несмотря на то, что в ее тренерском опыте Юля выиграла первенство Старого Света, домашний турнир ей так и не покорился. Доказательством этой особенной значимости стал любопытный эпизод, произошедший после ЧР. В интернете появилось видео из трансляции Дианы, которую она снимала в популярном среди подростков приложении «Перископ». Дэвис вышла в эфир во время одной из семейных посиделок, на которой семейство Тутберидзе отмечало победу Евгении на ЧР.
- Мы порвали их всех! И Сотникову, и эту… Туктамышеву!, - громко звучал нетрезвый голос за кадром, принадлежащий Марине Хоффман, старшей сестре Этери. Сама Марина не имеет непосредственного отношения к фигурному катанию, но при этом, как мы потом смогли убедиться, хорошо осведомлена о многих моментах из профессиональной жизни сестры. Откуда у нее, человека со стороны, могли возникнуть такие реваншистские настроения? Конечно, из разговоров с сестрой. О том, что Тутберидзе близка со своей семьей и делится с ними самым наболевшем, удивительного нет. К чести Этери, запал сестры она тогда не поддержала.
Не секрет, что ученицам молодых, невлиятельных, т.н. «детских» тренеров, даже при условии попадания на чемпионат страны, ни о каких высоких местах надеяться не стоит. В глазах спортивной номенклатуры такие тренеры везут своих подопечных просто показать себя, возможно, в надежде, что их заприметит судейская бригада, они попадут в поле зрения раскрученного тренера, который потом, при удачных обстоятельствах, заберет их к себе. Таков естественный ход вещей в российской фигурке. Из интервью времен работы с Полиной Шелепень, от Этери часто можно услышать нотки досады из-за того, что ее ученицам ставят низкие оценки и вообще, относятся предвзято. А в это время Аделину и Лизу уже назначили главными надеждами Сочи со всеми соответствующими привилегиями. Такая предопределенность и ощущение, что твоя работа «уходит в песок» человека крайне амбициозного и честолюбивого устраивать не могли по определению. Каково это – знать, что ты едешь на главный турнир страны, но шанса на победу или призы, даже при 100%-ной готовности, у тебя нет ни единого? Клеймо «детского» тренера, в тоже время самого бесправного в фигурно-катательной иерархии, Этери ненавидит больше всего, что видно по резкой реакции на вопросы журналистов о том, когда у нее, наконец, появится «взрослая» спортсменка.
На мой взгляд, одна из главных черт Этери – стремление доказать всем остальным, что она есть, она права и с ней нужно считаться. Этому подчинены все ее профессиональные достижения, победы ее учениц, которые становятся инструментами, материалами на пути к этому. Победа на чемпионате России была своего рода водоразделом между старой Этери с надувного катка в Подмосковье, уступившей в борьбе за золото ОИ Елене Буяновой, и законодательницей мод, единогласно диктующей новые правила и тенденции в мировом женском фк. И эту победу в блестящем стиле принесла ей Женя.
----------------------------
Через месяц на чемпионате Европы Медведева не была идеальной, сделав две серьезные ошибки в двух программах. Но запас прочности, идеальное исполнение всех остальных элементов и статус лидера позволили ей одержать победу. Первенство Старого Света – турнир хоть и престижный, но основная борьба должна была проходить на чемпионате мира в Бостоне, где соберутся сильные японки и американки с домашними стенами.
Женя уже показывала умение мобилизоваться на самых важных соревнованиях. Она – яркий пример плюс-старта: чем сложнее обстоятельства, тем лучше прокаты. Несмотря на небольшую помарку в короткой и промежуточное лидерство Грейси Голд с огромными для нее оценками, россиянка собралась и выдала идеальное исполнение в произвольной. Судьи поставили мировой рекорд, побивший баллы легендарной Юны Ким с олимпиады в Ванкувере.
Женя впервые выступала при таком огромном количестве людей, слышала множество слов поддержки на русском языке. По новым правилам уже откатавшимся спортсменкам нельзя было идти сразу в раздевалку: нужно было сидеть в Грин-руме и ждать оценок остальных спортсменок под прицелом видеокамер. Чтобы разрядить обстановку, Женя пропела сидевшей рядом Мао Асаде песню на японском. Это была заглавная композиция из известного аниме-сериала «Сейлор-мун», который Женя залпом посмотрела незадолго до этого. Позже ее же Медведева пропела и для японского телевидения, мигом влюбив в себя аудиторию из страны Восходящего солнца.
Уверенность и хладнокровие Жени, возможно, сыграли злую шутку с Грейси, которой предстояло кататься последней. Она не справилась с эмоциями и допустила несколько ошибок, стоивших ей пьедестала. Именно тогда, как считают некоторые, внутри у американки что-то надломилось. Так или иначе, Евгения Медведева стала чемпионкой мира. Ей покорился не только мировой рекорд в произвольной, но и другое знаковое достижение. Впервые взрослое первенство планеты фигуристка выигрывает на следующей сезон после победы на аналогичном старте по юниорам.
– Я еще не осознала, какое событие произошло в моей жизни сегодня и, думаю, до меня еще не скоро дойдет, что я выиграла чемпионат мира. Это нужно на самом деле пережить и понять, что это такое, - полная эмоций рассказала Женя, напомнив, что для нее важно каждое соревнование, вне зависимости от его уровня. Готовиться ко всему по максимуму – этому ее научила Этери. - Я просто не знаю, каким человеком я была бы без спорта. Точно могу сказать, что моя настырность и умение добиваться своего – это от моего тренера.
Казалось бы, дебютный сезон завершился абсолютным триумфом, но впереди был еще один старт в Америке, новый командный турнир, куда Женя попала, заменив травмированную Туктамышеву. Это был полуразвлекательный турнир, со своими правилами, но и в этом случае Женя не изменила себе и отнеслась к нему как любому другому старту – со всей серьезностью. Обычно в этот время наблюдается спад формы, но Женя снова каталась безупречно.
После окончания сезона Медведева была нарасхват: ее пригласили на тур в Японию, где она впервые выступила в образе Сейлор Мун и даже познакомилась с ее создателем – автором манги Наоко Такеучи. Та специально приехала на шоу из другого города, чтобы вручить спортсменке ее стилизованный портрет и пожелать удачи.
Между соревнованиями Женя признавалась в любви к Японии, радовалась новым нарядам как обычная девчонка ее возраста. Иконой стиля для нее была любимый тренер.
- Я часто ловлю на мысли, что мне нравится как одевается Этери Георгиевна, ее чувство стиля. Я беру с нее пример, хочу быть такой же требовательной, такой же женственной, как она.
Иногда даже казалось, что больше завоеванных наград и титулов Женю мотивирует похвала от тренера.
Любители фигурного катания с интересом гадали, чем новоиспеченная чемпионка мира будет удивлять в следующем сезоне. Многие ожидали трудности пубертатного возраста, памятуя о «чудах» одного сезона Липницкой и Туктамышевой. Недруги и вовсе надеялись на полный развал техники, но Медведева, словно в насмешку над ними, на летних шоу в Японии один за другим штамповала коронные 3-3, исполняла полные прокаты короткой и произвольной с боевым набором элементов. Женя показала, что даже в межсезонье она находится в великолепной форме. Именно она первой из россиянок стала рассматривать показательные как шанс продемонстрировать публике сложные каскады. В сознании болельщиков Женя стала абсолютно доминирующей силой. Конечно же, все мечтали ее победить.
По юниорам первенство России выиграла Полина Цурская. Вслед за этим она одержала победу на юношеской олимпиаде. На чемпионат мира Полина рассматривалась главной фавориткой соревнований, но приехав в Венгрию, получила травму на предстартовой тренировке и снялась. Аналогичная ситуация произошла и с Алисой Федичкиной, но уже после короткой программы, по результатам которой она занимала промежуточное второе место после японки Марин Хонды. Защищать честь российского женского катания пришлось в одиночку Маше Сотсковой. Та сумела справиться с давлением и откаталась на серебро. Впервые с 2011 года россиянки уступили пальму первенства среди юниорок.
-----------------------------
После ЧР Юля, хоть и не отобралась на главные старты, но продолжала усиленно тренироваться, а заодно и обживаться в новой обстановке в Сочи. Ее проживание снова взял на себя Петр Макаренко, он же и оплачивал апартаменты около Олимпийского парка и питание.
Самое главное – здесь ей было комфортно. Располагающая атмосфера помогла Юле, по собственному выражению, заново полюбить фигурное катание. В период после олимпиады у нее была возможность окунуться в жизнь вне спорта, и она быстро поняла, что совсем ее не знает. В то же время все перестало получаться и на катке. Дошло до того, что Юля перестала понимать, как жить и что делать. Ей было все равно.
- Сейчас же я просто стараюсь получать удовольствие. От того, что катаюсь, от встреч с друзьями, от самостоятельности. И понимаю, что настоящая жизнь начинается для меня только сейчас. И в спорте в том числе. Я не терплю фигурное катание, а понимаю, что оно мне нужно.
Планы на завершившийся сезон были намного грандиознее, чем получилось. В копилке - второе место на финале кубка России в Саранске и победа на Кубке Тироля.
В интервью Елене Вайцеховской, Липницкая признавалась, что по бешеной конкуренции «Хрустального» не скучает.
– Естественно, без конкуренции невозможно, но и внимание должно быть, и должно быть всегда. С Алексеем Евгеньевичем у нас все всегда расписано, рассказано, продумано. Пока я еще не совсем вработалась в такой процесс, но привыкаю. Каждый день что-нибудь новенькое открывается. На самом деле оказывается, насколько важна атмосфера.
Никогда раньше она подобного не встречала: везде всегда была война. Фигурное катание – спорт крайне индивидуальный, вследствие чего все время очень жестко ощущается конкуренция. Даже когда со стороны кажется, что на тренировках надо льдом летают бабочки. В какой-то момент Юля для себя решила, что фигурное катание – это очень жестокий мир, к которому надо привыкнуть и научиться жить по его правилам. И тут она попадает к Алексею Урманову…
- Долго думала: в чем тут подвох? И пришла к выводу, что не нужно об этом думать вообще. Надо просто дорожить такими отношениями. В нашем виде спорта это – большая редкость.
Сам Алексей Урманов поспешил развеять слухи о том, что с Юлей крайне тяжело работать.
- У Юлии нормальный спортивный характер, полностью подходящий для того, чтобы добиваться успеха. Мы нашли с ней общий язык, у нас абсолютный контакт в совместной работе. Да, предстоит еще очень много сделать, но я вижу, что Юля двигается в правильном направлении.
Начав новую самостоятельную жизнь, на тренировках она каждый день испытывала шок. Новым было все. Например, очень большое количество общефизической подготовки, которое нужно было как-то сочетать с тренировками на льду. В Москве по ее словам, они вообще не занимались ОФП организованно – только хореографией. О своей физподготовке каждый заботился сам, именно поэтому она в свое время обратилась к услугам стороннего специалиста, что не понравилось Этери. В Сочи же хореографией группа Алексея Урманова занималась каждый день, но она шла лишь дополнением ко всем остальным занятиям. В ходе тренировок выяснилось, что у Юли практически нет мышечного корсета. Попытки его наработать за короткий срок приводили к тому, что следующий день после полноценной тренировки в зале она лежала пластом и вообще не могла встать.
- Раньше я до жути боялась тренажерного зала. Мы занимались там очень редко, но нагружались по максимуму. Из-за этого у меня возникало чувство, что мышцы ног отекают и начинают распухать, словно в них закачали воду. Это совпало с периодом, когда начал расти вес, поэтому само словосочетание «тренажерный зал» вызывало в моем сознании панику: мало того что толстая, так еще буду вся распухшая. И это тело еще и на льду не катается никак, катастрофа полная, в общем. А в Сочи все стало налаживаться как-то само собой, хотя первые две недели я шла в тренажерный зал на трясущихся ногах, – сказала Липницкая.
В группе Юля также впервые столкнулась и с тем, что заходить на прыжки нужно правильно – это самое важное для фигуриста: если заход построен неправильно, никакого прыжка не будет. В тот момент у нее словно открылось новое дыхание.
- Это какое-то бесконечное разнообразие. Если что-то вдруг перестает получаться, тут же предлагается восемьсот других заданий, которые помогают устранить ошибку. Сразу чувствуется, что Алексей Евгеньевич сам был одиночником, прекрасно понимает механизм исполнения всех элементов и знает, как сделать так, чтобы самые сложные вещи получались легко. Прыжок у меня стал выше. Но это скорее за счет того, что мы поправили технику. Мне кстати помогло то, что я начала прыгать с поднятой рукой. Раньше я вылетала после отталкивания и словно пугалась этого – сильно зажималась в воздухе. Поэтому, думаю, и второй тулуп в каскадах потеряла. Поднятая рука помогает додерживать вращение, не сгибаться. Хотя прыгать таким образом я начала, можно сказать, случайно: делала двойные прыжки, потом стала делать тройной флип и неожиданно он очень легко получился, даже не ожидала от себя.
Что же касается изначально ставившейся на Липницкую программы «Слышу – не слышу», с которой Женя Медведева выиграла все главные старты, Юля призналась, что сама ее забраковала, и мама здесь не при чем.
– Эту программу действительно ставили для меня. Возможно, она действительно мне подошла бы, но дело в том, что мне сразу очень сильно не понравилась музыка. Я очень старалась к ней привыкнуть, тем более что мне говорили, что я действительно привыкну за неделю. Но этого так и не произошло. Не моя это музыка, я ее просто терпела из последних сил. Но когда задавала себе вопрос, ради чего должна терпеть весь сезон, ответа не находила. Когда эту программу стала катать Женя, я даже думала, что буду по-прежнему раздражаться, слыша музыку на катке. Но этого не произошло. Видимо, в сознании щелкнуло, что это уже не моя музыка и мне больше нет до нее никакого дела.
В этот момент Юля работает над прыжками, выразительностью катания, учит новые вращения с новыми позициями.
- Даже не хочется никуда уезжать и терять время. Сейчас кажется, что времени у меня очень много, хотя на самом деле его нет.
Но в реальности не все было так радужно. Особенно тяжело было справляться с весом. Будучи предоставленной по большей части самой себе, у Юли в этот момент снова обострилась старая проблема с питанием.
- Раньше думала, что фраза - поправляешься от воздуха – это всего лишь такой оборот речи, но то, что происходило со мной, лучше всего отражают именно эти слова. Ложку меда в чай положил – получи килограмм сверху. Вообще порой не понимала, что происходит.
К чемпионату России ей удалось неимоверными усилиями сбросить один килограмм. А к финалу кубка России вес вдруг сам пошел вниз – Липницкая сразу начала выпадать из всех платьев. Сначала она сама подумала, что это хороший знак. Но как окажется позже, самое тяжелое было впереди. Из-за старой психологической травмы и новых ограничений у Юлии начала развиваться анорексия.
Тем временем, Этери Тутберидзе на правах триумфатора сезона решила воспользоваться удобным обстоятельством и расставить точки над i, рассказав подробности своего расставания со Липницкой. Судя по всему, ей было необходимо, чтобы люди не считали ее главной виновницей. По словам тренера, рассказать ей о своем решении Юля смогла лишь в последний момент, уже в кабинете директора «Самбо-70»
- Помните, был этап Гран-при во Франции, на который она приехала с Сергеем Дудаковым? На форумах в интернете писали - видимо, я Юлю «сливаю», раз с ней не поехала на турнир. Но это было не так. То, что я должна была с ней ехать в Бордо - это даже не обсуждалось. Более того, моя сестра, у которой есть недвижимость во Франции, собралась поехать в эти же дни с нами, чтобы в какой-то день вместе прогуляться, пообщаться. Уже купила билеты. Но мне позвонили из федерации и сказали: «Этери, Юля попросила нас, чтобы с ней поехал Сергей Викторович Дудаков». В этот момент Юля каталась передо мной на тренировке. Конечно, если спортсменка хочет, чтобы с ней поехал второй тренер - пожалуйста. Но почему она не могла подойти ко мне и попросить об этом меня? Я бы позвонила в федерацию, передала бы просьбу Юли, и она поехала бы с Дудаковым, но это было бы сделано правильно, а не в обратную сторону.
По словам Этери, от Юли она не отказывалась, но поняла, что дальнейшего пути совсем не может быть. Когда ее так отодвинули от поездки на соревнования через федерацию - это был уже край.
- Ну а потом, как я уже сказала, меня позвали в кабинет директора, подарили цветы, поблагодарили. И ровно через десять минут на сайте федерации вышло сообщение о том, что Юля меня покинула. А еще через час в другом издании - огромная статья с интервью ее нового тренера Алексея Урманова. Получается, все об этом знали, кроме меня. И это, мне кажется, было неправильно. Все-таки мы какие-то годы вместе провели и какие-то медали заработали… Конечно, мне было обидно. Если я тебя беру, значит, ты неплохой спортсмен, и в тебе есть заслуга этого тренера! Нельзя от тренера уйти просто так, не подарив цветы. Как минимум, надо посмотреть в глаза и найти эти правильные слова.
Спустя несколько лет в интервью Владимиру Познеру Этери рассказала, почему от нее уходят титулованные ученицы.
- Когда спортсмен уже что-то завоевал и думает, что теперь он может тренироваться по-другому, что обращаться с ним надо по-другому, начинается конфликт. Но как ты шел к медали, таким способом только и пойдешь дальше, если я начну жалеть спортсмена, ничего не получится. Если раньше за неделю ты мог раскоординироваться, то и сейчас так будет. Почему я должна звать для тебя отдельного хореографа, потому что ты выиграл медаль? Ты сошел с пьедестала, и ты никто, ты должен ее доказать на следующем старте. У тебя есть прошлая медаль, но это никак не поможет тебе в будущем.
В прошедшем сезоне 2015-16 Тутберидзе покинули не только Серафима и Юля. В марте о прекращении сотрудничества объявили Сергей Воронов и Адьян Питкеев.
Начало сезона для Питкеева выдалось неплохим: на домашнем этапе Гран-при он даже выбрался в призы. Но затем последовала неудача на ЧР, где исполнять свою программу ему пришлось сквозь боль и слезы. Многие тогда раскритиковали Этери за то, что она заставляет выступать очевидно больного спортсмена. Расставание с тренером было вопросом времени.
- Если вышел, то надо кататься, - жестко сказала Этери в том же интервью, где вместе с обстоятельствами ухода Липницкой раскрыла всю подноготную того, как Адьян перед ЧР бросал коньки в мусорку и саботировал тренировочный процесс. Так, что его плохое выступление на национальном чемпионате, по мнению тренера, стало исключительно следствием его скверного поведения.
- Если ты приехал на соревнования, и у тебя что-то не сложилось, ты обязательно должен найти причину. Но не надо эту причину искать в других. Потому что получится, что ты это никогда не исправишь, так как от тебя это не зависит: тебя тренер плохо подготовил, родители не накормили, кто-то выкрикнул тебе под руку, когда ты вставал в стартовую позу, и ты не смог настроиться - если ты считаешь, что в этом причина, то ты сдался ситуации. Но ты можешь найти причину в себе, и на будущее, даже если ты останешься без обеда или тренер вообще не сможет с тобой приехать на старт, ты откатаешься так, как ты хочешь, потому что эту причину исправишь.
Сергей Воронов всего лишь год назад считал, что в лице Этери наконец-то нашел «своего» наставника. Но потом все поменялось.
- Никаких финансовых недомолвок у нас не было никогда, но тогда что? Чемпионат мира в Шанхае, где я занял тринадцатое место? Возможно. А может быть на меня с самого начала смотрели лишь как на хорошего спарринг-партнера, в котором через какое-то время просто перестали нуждаться. В таком случае, как ни печально, надо признать, что дураком оказался я сам, поскольку с самого начала полностью доверял тренеру.
Этери причиной расставания назвала детское отношение Сергея к работе в группе. Все эти уходы сильно бы ударили по репутации Тутберидзе в глазах общественности, если бы не один фактор. Женя. Тутберидзе уже подвергалась знатной доле критики, когда высказалась против участия Аделины Сотниковой в Чемпионате Европы 2015 в обход национального первенства. Тогда все обернулось для нее неудачей: защищаемая ею Юля отобраться в сборную не смогла отнюдь не из-за подковерных игр федерации, а чисто по-спортивному. Подставлять себя под удар разговорами про неумение работать со взрослыми фигуристами было бы крайне болезненно. И здесь Женя не просто удержала реноме теряющего знаковых учеников тренера, а подняла Этери на недосягаемый уровень. Именно благодаря ей и блистательному сезону 15-16 в группу к Тутберидзе начали стекаться еще больше ребят. Так, успех Жени стал одной из причин, почему в группу ТШТ решила перейти и будущая квадистка и рекордсменка Александра Трусова...
Продолжение следует…
Часть 4: Методика выживания (1 и 2)
+ Прекрасная в своем несовершенстве. Взлет и падение Анны Погорилой
+ История Полины Шелепень - первой ученицы Этери
Спасибо за внимание, следите за обновлением в блоге!
Любители обожествлять обычных людей, без сомнения, назовут пост предвзятым, ну так чего от них ждать. Лично я бы в определенных моментах не удержалась от шпилек, а у вас весь пост выдержан в нейтральном ключе, просто восхищаюсь. Очень крутая работа.
Пишите еще, жду вторую часть)))
Спасибо, Андрей. С нетерпением жду продолжения.