НБА в Лондоне: это было мило, но британцы не прониклись
20 тысяч зрителей на баскетболе в Англии.
Матчи за пределами США и Канады НБА практикует с 1980-х. Игры предсезонки проводили в Италии, Мексике и Пуэрто-Рико, а в 1993-м американцы добрались до Лондона.
«Бостон» и «Филадельфия», чей матч регулярного чемпионата вывезли в Европу в 2018-м, в Англии уже бывали. «Селтикс» сыграли с «Миннесотой» в первом баскетбольном матче на арене О2 в 2007-м, а «Сиксерс» приехали в Англию шесть лет спустя – и в Манчестере проиграли по ходу предсезонки-2013 «Оклахоме».
Сейчас к приезду американцев в Лондон серьезно подготовились обе стороны: британцы раскупили всю 20-тысячную арену за первый день продаж, BBC неделю с участием игроков снимало ролики в духе «знаете ли вы значения британских слов?» и «кто быстрее съест пять бисквитных печенек с пятичасовым чаем?», а «Филадельфия» вышла на разминку в футболках с логотипом, стилизованным под дизайн лондонского метро.
Болельщики начали собираться в районе О2 за три часа до игры. Фанаты «Селтикс» были заметны уже в метро: каждый третий пассажир нацепил поверх куртки зеленую майку, чаще всего с фамилией Ирвинга на спине.
Аудитория матча НБА заметно отличалась от той, что ходит здесь на родные и привычные для британцев футбол или теннис. Больше американского акцента, громче и чаще испанская речь – и ощутимо ниже средний возраст. Зрители баскетбола сильно моложе: если на футбольный матч ходят семьями из трех поколений, то на О2 в большинстве оказались те, кому еще не исполнилось 40.
По дороге от метро до арены болельщики фотографировались с плакатами команд, на входе получали упаковки спонсорского йогурта, а самые терпеливые отстояли длинную очередь в фан-шоп. В нем, правда, не продавали почти никакой специальной атрибутики: только игровые майки команд НБА.
В списке журналистов, аккредитованных на игру, большинство – американцы. Впрочем, вокруг площадки, на которой за два часа до начала разминались команды, говорили на французском, испанском, итальянском и еще паре языков. Средний возраст журналистов тоже ниже, чем у пожилых британских футбольных репортеров: они шустро носились вокруг площадки, подбираясь максимально близко к игрокам, фиксировали каждое движение на камеру и записывали интервью на собственные телефоны.
Атмосфера перед игрой оказалась в разы демократичнее, чем на других лондонских стадионах. «Мы не думали, что они действительно к нам подойдут! – восторженно рассказывал один из зрителей, которому только что досталось селфи с Беном Симмонсом. – На футболе ты можешь сколько угодно звать игрока: если он в хорошем настроении, то кивнет в твою сторону. Но чтоб прервать разминку и подойти раздавать автографы – такое я вижу в первый раз».
На трибунах собралось примерно одинаковое количество знатоков баскетбола и людей, которые оказались на таком матче впервые в жизни. Некоторые из них пришли на матч в произвольных баскетбольных майках и честно признавались: НБА смотрели еще в детстве, сейчас за баскетболом не следят, но решили не упустить момент и сходить на большой матч.
С национальными особенностями зрителей все оказалось сложнее: британцы явно были в меньшинстве, как и американские экспаты. На трибунах чаще мелькали флаги стран, чьи команды представлены в Евролиге.
Особенно много приехало итальянцев: некоторые из них живут в Великобритании давно, ходят на лондонские матчи НБА не первый год и готовы обменять номер телефона своей сестры на игровую майку.
Другие собрались на матч специально из Италии. «Мы болеем за родной «Милан», но не за тот, о котором ты думаешь, – рассказывал улыбающийся Пауло, только что отхвативший автограф на майку «Филадельфии». – Да, футбол – все еще спорт номер один в Италии, но мне ближе баскетбол, я даже играл в него в детстве. А сюда мы приехали специально на игру, на несколько дней».
Самый удивительный персонаж оказался из Австралии: Джон с семьей приехал на шесть недель путешествовать по Европе, но ради матча прервал поездку по Шотландии и примчался на один день в Лондон.
Несмотря на такую преданность, места в первых рядах все равно получили звезды: баскетбольные и не только. На матч приехали Юлиан Дракслер, Кевин де Брюйне, Михаэль Баллак, десяток других футболистов – и, конечно, сэр Алекс Фергюсон.
Почти все они легко соглашались на просьбы болельщиков о фото или автографе, а вратарь «Челси» Тибо Куртуа на скромное «можно задать пару вопросов?» смерил меня взглядом с высоты своего почти баскетбольного роста, уточнил «только про НБА?» и признался, что пришел болеть за «Филадельфию»: на их матч он ездил в прошлом году в Штаты и даже обменялся футболками с Джоэлом Эмбиидом.
В день матча спекулянты продавали билеты в три с половиной раза дороже номинала. И, очевидно, так и не продали: несмотря на обещанный аншлаг, пара сотен мест на арене остались пустыми. Тем не менее гимны США и Британии 20-тысячная арена встретила овациями, как и первые очки «Филадельфии». При этом болельщиков «Сиксерс» на трибунах было заметно меньше: как минимум половина стадиона пришла на стадион в зеленых майках «Бостона». Поэтому звучное «Селтикс», которое фанаты заводили трижды за матч, гремело внушительнее, чем «Сиксерс» под руководством ребят из группы поддержки.
К вопросу развлечений зрителей клубы подошли максимально внимательно: в Лондон привезли маскотов, группу поддержки «Филадельфии» и десяток легенд НБА, которых зрители встретили овацией в перерыве. Некоторых эти элементы шоу увлекали больше самой игры: сидящий рядом итальянский журналист весь матч кропотливо фиксировал активность в паузах, снимал на видео девушек из группы поддержки, ловил футболки – и совершенно не интересовался тем, что творится на площадке.
Атмосфера на трибунах весь матч оставалась максимально дружелюбной: группы приятелей радостно фотографировались в майках разных команд, заработанным очкам хлопали одинаково громко и даже на чуть не случившуюся за 5 минут до конца драку болельщики отреагировали солидным, но довольно спокойным гулом.
Но четыре четверти регулярного сезона НБА так и не смогли привнести в О2 атмосферу большого события: происходящее выглядело скорее как показательный товарищеский матч.
«Мне не хватило энергии, – признавался англичанин, с которым мы оказались в одной толпе на выход со стадиона. – Все отлично, дружелюбно и радостно, но хотелось бы чуть больше принципиальности. Если вы были на английских футбольных стадионах, то понимаете, о чем речь: никто не обязан драться на трибунах, но фанаты должны заряжаться от происходящего на поле, реагировать на каждое действие и сходить с ума от успешных бросков. Сегодня я этого не почувствовал».
Уже в метро еще несколько британцев обсудили, как здорово раз в год выбраться на какой-то новый вид спорта. Но на регулярной основе выяснять, как обстоят дела с баскетболом в Англии, и ходить на матчи никто так и не собрался. Формулировки были разными, но суть сводилась к одному: у Великобритании так много своих национальных видов спорта на любой вкус, что перенимать и полноценно следить за чужими они вряд ли будут. Даже если в Англии появится свой клуб, о чем уже несколько лет рассуждает Евролига.
Но 20 тысяч раз в год на баскетбол в Лондоне собирается всегда. Так что, видимо, в инстаграмах британских футбольных болельщиков и дальше будут иногда появляться селфи со звездами НБА.
Фото: NBAE/Getty, REUTERS/Steve Flynn-USA TODAY Sports, Matthew Childs; Дария Конурбаева
С 1992 года в АПЛ было 6 разных чемпионов. С 1992 в НБА было 10 разных чемпионов и еще 9 других команд было в большом финале. Т.е. 19 из 30 команд за это время были или чемпионами, или были в шаге от чемпионства.
В НХЛ за это время было 13 разных чемпионов - с жестким потолком не забалуешь) В НФЛ - 14.