«Я жил в детском доме, пока меня не забрали итальянцы». Легионеры, о которых вы не знали
Тимофей Загорский – о российских футболистах, о которых мало что известно.
В России бытуют старинные дебаты: одни говорят, что футболистам стоит ехать в Европу и хоть как-то шевелиться, другие – наоборот – что не надо никуда ехать, все и так плачевно, а футбол без молодежи не развивается. Тут вы можете почитать сразу о всех наших парнях (ну, почти), а сейчас – несколько интересных человеческих историй.
Никита Меглинский
Первый российский футболист в Новой Зеландии – Никита Меглинский, если не знали. Сам из Саратова, но в три года вместе с родителями умчал в Англию, и если вы увлекаетесь физикой и читаете соответствующую литературу, то фамилия покажется вам знакомой – да, отец футболиста – знаменитый физик Игорь Меглинский, профессор университета Отаго. «Мне было три года, когда мы переехали из России в Англию. С той поры в родном Саратове я так и не бывал. Первая моя футбольная команда – «Милтон-Кинс Уондерерз». Они выступали в первой лиге графства Бедфордшир. Мы провели в Англии порядка десяти лет, после чего отец получил приглашение преподавать в Отаго», – говорил Никита Меглинский газете «Советский Спорт».
Никита продолжил заниматься футболом на острове, но дебютировал на профессиональном уровне только в 19. Дело было зимой 2014-го: центральный хавбек подписал контракт с «Саутерн Юнайтед», а позже вышел на замену с «Кентербери Юнайтед» – этот матч стал единственным в его новозеландской карьере. Все остальное время он поигрывал за любителей: «В Новой Зеландии выступаю за две команды. В зимний период, который длится с марта по ноябрь, проводится так называемый деревенский чемпионат. Тут я выступаю за команду Южного острова «Грин Айленд». Эта лига существенно уступает по уровню официальному чемпионату Новой Зеландии, который проводится с ноября по февраль».
В 2016-м Меглинский сдал экзамены в университете и переехал в Европу, где через несколько месяцев подписал контракт с «Оулун Паллосеура» (третья лига Финляндии). С тех пор о нем ничего не слышно. Но мы нашли Никиту и спросили про его карьеру.
– Я на данный момент играю в Финляндии, но рассматриваю возможность перехода в английский клуб, а может и куда-то еще, пока ищу себе лучший вариант.
– А в каком клубе ты сейчас играешь?
– Играю в клубе из города Оулу, называется ОПС. В прошлом сезоне мы выиграли чемпионат и вышли в первую лигу. Я до этого играл за несколько клубов в Новой Зеландии. 2 года назад мы с семьей переехали в Финляндию – мой отец достаточно известный русский ученый, вот он часто со своей работой путешествует вокруг мира. А я контактирую с клубами, чтобы попасть к ним на просмотр, или как они это называют в Англии – trial. Это когда они принимают новых игроков на некоторое время, чтобы посмотреть, как они играют, и подходят ли они их команде. В одном клубе уже был, жду от них вердикт. Буду еще к другим обращаться.
Какой это клуб, Никита не уточнил.
Станислав Ильюченко
В 1877 году эстонские и немецкие переселенцы основали село Яшалта, что на западе нынешней Калмыкии. Согласно последней переписи населения количество этнических немцев составляет там чуть более трех процентов, и это число стремительно падает, особенно после развала СССР, когда большинство семей вернулось на родину предков. Одной из таких были Ильюченко.
Когда Стасу исполнилось пять, родители переехали в Унну, а через два года в Зост. Там он занялся футболом и уже через 14 лет сыграл в западной региональной лиге за «Вестфаль». Ильюченко показал себя с лучшей стороны, забив восемь голов за три месяца. В следующем сезоне он оформил еще 28 голов и отдался на повышение в «Оснабрюк». 19 июля 2013 года случился дебют в профессиональном футболе: Станислав вышел против «Кемницера», убежал в штрафную и подставил угол головы – тот мяч стал победным. Уже через полтора года его забрал «Дуйсбург» из второй Бундеслиги, где парень быстро стал своим: вот местные поклонники создали фан-страницу, а вот здесь они удивляются его скиллам в FIFA 15.
Никита Хайкин
Никита Хайкин – сын российского олигарха Ильи Хайкина. Личность противоречивая: почти все футбольные академии, где рос Никита – а это, например, и «Челси», и «Портсмут», и «Рединг», и даже испанская «Марбелья» – принадлежат другим российским олигархам. На днях вратарь дал такое же противоречивое интервью, а у его читателей сложилось логичное впечатление: парня откровенно тащат.
Но в его пользу, несомненно, играют два других факта: первый – безусловная, как и у Бориса Ротенберга, любовь к футболу (тогда ответьте, зачем ему еще играть в футбол?), второй – все-таки не все клубы, за которые он играл, держат наши олигархи. Вот, например, португальский «Насьонал», а прошлой зимой Никита поднял Кубок Израиля за «Бней-Иегуду».
Юрий Гонци
Правый латераль Юрий Гонци родился под Петербургом в 1994-м. «До шести лет я жил в детском доме, пока однажды меня не забрали итальянцы – теперь это моя семья», – неохотно вспоминает для нас Юрий свое тяжкое детство.
Следующие тринадцать лет он постепенно забывал русский язык (Юрий говорит только по-итальянски) и поигрывал за «Сиену», в которой довольно долго считался талантливым, а одно время даже капитанил. Пробиться в основу ему, однако, совсем не удавалось, поэтому в 2013-м он побрел по низшим дивизионам.
С тех пор – сплошной рост: в 2016-м он положил пятерку и отдал три голевые за «Мантову», после чего перебрался в «Альбиноллефе», где закрепился в основе и чуть было не вышел в серию Б. В новом сезоне клуб выступает удачнее, а Юрий в свои 23 в полном порядке. Пример Джанлуки Лападулы перед глазами.
Сергей Кундик
О Сергее мы писали три года назад. Если вкратце: сын российских мигрантов в Португалии, не имеет российского гражданства, воспитанник «Порту» и еще пары местных школ, впервые взорвал Россию новостью о трансфере в «Реал» – кажется, это были слухи (по другой версии – агенты не договорились о комиссии), но о нем услышали. Пока мы не знаем, повлияла ли эта новость на карьеру нападающего, но первый контракт Сергей подписал с любительским клубом региональной лиги Порту, второй – тоже, а вот потом Кундик стал профессионалом: побегал за «Ногейренси» из третьего дивизиона, забил один мяч и перешел в «Анагенниси Деринья», с которым через полгода вылетел из высшей лиги Кипра.
– Как вы попали на Кипр?
– Я хорошо отыграл полсезона в Португалии и меня выкупила команда из премьер-лиги Кипра. Хорошая команда, есть ambition – я скажу по-английски, не знаю как это на русском, – старается ответить Сергей.
– Чем футбол на Кипре отличается от российского?
– Я не могу ничего сказать про русский футбол, потому что я не играл в вашей лиге. Но тут очень жесткий чемпионат, все игры тяжелые, надо работать до конца игры, ну и я работаю каждый день на 100 процентов, чтобы стать лучше и переехать в другой чемпионат, в один из самых сильных в Европе.
Артем Мещанинов
Последняя информация про Артема датирована 2015 годом: тогда молодой защитник покинул Петербург, покатался по второму дивизиону и неожиданно рванул в Чехию – в молодежку остравского «Баника». «За семь дней у нас было семь игр между собой. Для меня все удачно складывалось, потому что я был очень хорошо готов физически, с тактикой проблем тоже не было. В итоге нас осталось только двое – я и парень из Бельгии. Через месяц после просмотра уже играли турнир в Словакии. На первый матч я вышел в стартовом составе, а затем отыграл еще четыре матча целиком. Потом мне тренер рассказывал, что ему понравилось, как я, еще даже не зная языка, стремился заводить партнеров и держать в тонусе. У нас с тем бельгийцем была система 1+3, но после первого сезона с ним не стали продлевать контракт. Мне удалось доказать, что я нужен команде, и со мной подписали новое соглашение», – говорит Мещанинов в интервью Sports.ru.
Через полгода «Баник» возглавил Властимил Петржела, и дела пошли в гору: сначала он привлек россиянина к основе, а через три месяца поставил в основу – с тех пор Мещанинов незаменим.
– Мы проиграли «Младе Болеслав» – 0:3. Один центральный защитник получил четвертую желтую карточку, а другой сломал лодыжку. Тогда я понял, что, наверное, буду играть. И тут за неделю пришло сразу шесть центральных защитников на просмотр. Одного подписали — взяли Враштила из «Млады Болеслав» в аренду на полгода. Я все это видел. Поэтому за 2-3 дня до игры пошел поговорить с Петржелой, чтобы он дал мне шанс.
– Что он ответил?
– «Я же тебе говорил перед сезоном, что у меня ты играть не будешь». Настал день матча. Подходит Петржела: «Ты в составе. Готовься». Я сыграл центрального защитника, «Баник» выиграл 3:0 у «Злина».
Новый контракт Мещанинова до 2020 года. В его активе – 24 игры и 3 гола. Задерживаться в Чехии не планирует.
Владислав Левин
Семья спортивная: отец трудился в мини-футболе, мать – бегунья, чемпионка мира по легкой атлетике. В пятилетнем возрасте Владислава отдали в футбольную секцию, он рассказывает: «В «Торпедо» первым тренером был Андрей Талалаев, правда, набор шел только семилетних мальчиков, мне было тяжеловато с ребятами на два года старше, мы сделали паузу. А вот с ребятами 1994 года рождения, которые на год старше, я у Геннадия Гришина провел почти десять лет. Позже школа стала называться «Москва», а потом развалилась. Надо было искать новый вариант. Предложений было немало, но мы выбрали динамовский»
В прошлом году, когда москвичи играли в ФНЛ, 22-летнего Левина заявили за «Динамо-2»: за полгода он сыграл в 13 встречах ПФЛ, забил два мяча и отдал три передачи. Кроме того, полузащитник дважды выходил на замену за основу – на этом руководство решило остановиться, и зимой отдало его в «Младу-Болеслав» – эдакий «Краснодар» чемпионата Чехии.
Там Левин освоился сразу: сыграл в оставшихся восьми матчах чемпионата и вколотил невероятный гол фаворитам из Пльзени. В июне он погнал в Австрию на межсезонные сборы и даже сыграл несколько спаррингов (в том числе с «Ростовом»), однако в июле, когда «Млада-Болеслав» рубилась с ирландским «Шемрок Роверс», неожиданно присел на скамейку. А чехи выиграли и попали на албанский «Скендербеу».
Мохамед-Эми Джабраилов
Год назад чеченские пользователи Sports.ru кликали на новость: «Терек» заявил воспитанника «Ниццы» Джабраилова. Мага – так его и прозвали – сыграл в семи матчах за молодежку, забил с пенальти, но зимой улетел в Австрию.
Родился Мохамед в 1993 году в чеченском селении Кошкельды, но с началом боевых действий покинул республику: «Мы переехали во Францию, я уже прозанимался борьбой год, а потом мы как-то играли в футбол во дворе, и друг отца Зияш сказал, что надо попробовать. Поехали на тренировку – потренировался, а тренер сказал, что я никогда не играл в футбол, но все равно взял, так как у меня было желание»
В 18 Мага подписал первый контракт в жизни – с «Эспаньолом». Там он стал чемпионом до 19 лет (тогда они обошли академию «Барселоны»), однако дебютировать за основу не сумел – и ушел в «Марбелью», которая принадлежала российским бизнесменам и кое-как бултыхалась в Сегунде. Сыграв там один матч, уехал к конкурентам из «Ронды», а потом в литовский «Стумбрас», где впервые провел за сезон более одной игры. В июле 2015 года им заинтересовалась французская «Бастия»: он рванул на межсезонку, но что-то не срослось, и вернулся в «Стумбрас». Через полгода его литовский контракт расторгли.
После Чечни его ждала «Аустрия Клагенфурт» из третьей лиги: за те семь матчей, что он провел, оставил два гола и еще одну голевую, но контракт не продлил – Мохамед считает, что его потенциал выше, и надеется на более интересный клуб.
Оказывается, лучший бомбардир Лиги Европы – из России
Топовое фото: Gettyimages.ru/Joachim Sielski/Bongarts