Как Арне Слот может извлечь уроки из несчастливой истории голландских менеджеров Премьер-лиги
После того как Руд Гуллит подписал контракт с «Челси» летом 1995 года, он «приставал» к левому защитнику команды Фрэнку Синклеру, чтобы тот отправился с ним в ночной клуб в Лондоне.
Двенадцать месяцев спустя Гуллит стал менеджером клуба после того, как Гленн Ходдл решил возглавить сборную Англии. Вскоре после этого, по словам защитника Майкла Дюберри, сказанным в подкасте JOE, Гуллит обратился к Синклеру перед командой и сказал: «И Фрэнк, никаких тебе больше клубов...»
Гуллит стал первым голландским менеджером Премьер-лиги, и в течение года его методы работали. В частности, он выиграл Кубок Англии в 1997 году — первый трофей «Челси» за 26 лет.
Но Гуллит — из ряда вон выходящее явление: в целом голландские менеджеры не преуспевают в Англии. На самом деле, из всех стран, которые чаще всего поставляют тренеров в Премьер-лигу, их послужной список самый худший.
Всего в Премьер-лиге работали 15 испанских, 14 итальянских, восемь французских, шесть португальских и шесть немецких менеджеров, и каждый из них выиграл либо чемпионский титул, либо корону Лиги чемпионов. Однако 10 голландцев не смогли добиться такого же успеха, и только четверо — Гуллит, Гус Хиддинк (в «Челси» в 2009 году), Луи ван Гаал («Манчестер Юнайтед», 2016 год) и Эрик тен Хаг («Юнайтед», 2024 год) — завоевали Кубок Англии.
Во время дебатов вокруг будущего Тен Хага на «Олд Траффорд» этим летом редко указывали на то, что по количеству трофеев он является самым успешным голландским менеджером в Англии с момента запуска Премьер-лиги, а также выиграл Кубок Карабао в 2023 году.
Арне Слот станет следующим голландцем, который попытается изменить эту тенденцию. Сможет ли он продвинуть «Ливерпуль» дальше, чем его соотечественники в других клубах?
Возможно, ему стоит поучиться у тех, кто не то чтобы провалился, но и не оправдал надежд.
Гуллит, безусловно, хорошо поработал над «Челси», если учесть, что до его прихода в клуб были годы простоя, но через девять месяцев после победы над «Мидлсбро» на «Уэмбли» он был уволен, хотя команда занимала второе место в таблице Премьер-лиги и находилась в четвертьфиналах двух кубковых турниров.
Хотя большая часть разговоров после его ухода была посвящена его предполагаемым требованиям во время переговоров о новом контракте, Дюберри предположил, что игроки «Челси» отвернулись от него.
Победа в Кубке Англии укрепила его уверенность в себе, и, казалось, он не считал нужным с кем-либо объясняться. Это было непросто для некоторых игроков, которые когда-то считали его товарищем по команде, особенно для тех, кто был его партнером на танцполах Лондона.
Дюберри описал Гуллита-футболиста как «доступного», но Гуллита-менеджера как «отстраненного», человека, который всегда называл игроков, которыми он руководил «милый мальчик». Это не было похоже на ласковое обращение. Он просто напоминал игрокам об их статусе.
После того как его не включили в стартовый состав на матч Кубка Англии, Дюберри вспомнил, как обратился к Гуллиту, и после небольшой паузы голландец ответил: «Милый мальчик, потому что у меня был план...», — и ушел, не сказав больше ни слова.
На следующем месте работы в «Ньюкасл Юнайтед» Гуллит дошел до финала Кубка Англии, где проиграл обладателям требла — «Манчестер Юнайтед». Те же обвинения звучали в его адрес и там: слова «высокомерный» и «грубый» появились во вскрытиях, когда он был изгнан с «Сент-Джеймс Парк», где он резко рассорился с Аланом Ширером.
Гуллит был одним из лучших игроков в мире, как в клубе, так и на родине, поэтому вполне понятно, что он думал о себе довольно высоко, и что игроки с гораздо меньшим опытом должны просто доверять его словам.
Однако, по мнению Райана Бабел, бывшего нападающего «Ливерпуля», именно здесь голландские тренеры часто ошибаются в Англии. Многие хорошо говорят по-английски, но это не значит, что они прекрасные коммуникаторы.
Отвечая на вопрос The Athletic о том, почему его соотечественники испытывают трудности в английских командах, Бабел ссылается на «голландское эго» и отношение «мы не собираемся адаптироваться, мы всегда пытаемся играть по-своему».
Когда тренер занимает высокое положение в голландском футболе — в таких клубах, как «Аякс», ПСВ Эйндховен или «Фейеноорд», как, например, Слот — успех может заставить его думать, что он непобедим, потому что легче доминировать в лиге, где большинство соперников намного слабее, чем команды низшего звена Премьер-лиги.
Это значит, что ведущим клубам не придется подстраиваться под планы того, кто им противостоит. «Опять же, это голландское эго, — говорит Бабел. — А если вы переходите в совершенно другую лигу, культуру, другой набор правил, то да, иногда нужно адаптироваться и быть реалистом. А шаг из голландской Эредивизи в Премьер-лигу просто очень велик».
«Тренерам нужно адаптироваться к Премьер-лиге. Премьер-лига не станет подстраиваться под иностранного тренера».
Что еще почитать: Арне Слот: приграничный «священник», который был рожден, чтобы тренировать
Гуллит руководил «Челси» в течение 18 месяцев, а в «Ньюкасле» был уволен через год. Хиддинк был временным решением в «Челси». Ван Гал проработал в «Юнайтед» два года, после чего был уволен после победы в Кубке Англии.
Хиддинк и ван Гал до приезда в Англию гораздо дольше руководили командой в других странах. И справедливости ради стоит отметить, что ван Гал действительно пытался приспособиться к культуре — в определенной степени.
Его должность в других местах был в основном «тренер», и это означало, что на тренировочной площадке он применял практический подход. Как «менеджер» «Юнайтед», он считал, что должен носить костюм, особенно в дни матчей, и позволять своим сотрудникам иметь большее право голоса на заседаниях в Кэррингтоне.
Хиддинк и Ван Гал были прямыми, но ни один из них не был уволен из-за проблем с общением с игроками — «Челси» считал, что у них есть лучшие варианты, а «Юнайтед» был недоволен темпами своего прогресса (и Жозе Моуриньо был доступен).
Поговорите с любым человеком, разбирающимся в голландском тренерском деле, и он упомянет о футбольной «идентичности» страны как о сильной и слабой стороне. Есть установленная манера игры (4-3-3), тренировки (позиционная игра, когда тренер останавливает занятия и перемещает игроков в нужные ему зоны) и реакция на то, что вас не устраивает (высказывание своего мнения, будь вы игрок или тренер).
Все это может создать неудержимую силу, когда работает, а когда терпит неудачу, то, как правило, делает это драматично. Ни один голландец не задерживался в клубе Премьер-лиги особенно долго — Тен Хаг (114 матчей) приближается к 147 матчам Мартина Йола в «Тоттенхэм Хотспур», который является самым долготренирующим голландцем. На другом конце шкалы — правление Франка де Бура в «Кристал Пэлас», которое является самым коротким среди всех назначенных на полный рабочий день в эпоху Премьер-лиги по количеству игрового времени: в начале сезона 2017/18 он проработал всего 450 минут.
После провала в миланском «Интере», где де Буру пришлось подождать, чтобы получить некоторые вещи, которые он хотел, он сильно проявил себя в «Пэлас». Ранее клубом руководил Сэм Аллардайс, который предпочитал прямолинейный футбол, но де Бур хотел изменить эту «идентичность» и сделать «Пэлас» более привлекательным для просмотра. Он отстранил от тренировок игроков, которые, по его мнению, не вписывались в состав первой команды. Однако некоторые из них, в том числе ирландский защитник Дэмиен Дилейни, оказались весьма влиятельными.
В 2019 году Дилейни сказал The Athletic, что ему надоело, что его обвиняют в подрыве авторитета де Бура. «У меня не было никаких отношений с этим парнем, — сказал он. — Сваливать на меня его неудачу в «Пэлас» — это просто ошеломляюще. Если бы я играл в его четырех играх и мы проиграли все четыре, я мог бы взять на себя часть ответственности, но меня даже не пустили на стадион, чтобы посмотреть эти матчи. Я был на другой тренировочной площадке с детьми, даже не заходил в здание».
Де Бура изображали холодным и, да, «высокомерным». Некоторым игрокам «Пэлас» это было продемонстрировано, когда на одной из тренировок он попытался показать, как легко он исполняет штрафные удары.
С де Буром «Пэлас» проиграет каждый из четырех матчей Премьер-лиги. В то же время он считает, что клуб недостаточно быстро продвигается на трансферном рынке, чтобы исправить некоторые из унаследованных им проблем. Решение об увольнении было принято, когда команда возвращалась в Лондон после поражения от «Бернли», а Моуриньо позже назвал его «худшим менеджером в истории Премьер-лиги». С точки зрения статистики, он был прав.
Это был неудачный период для голландских менеджеров в Премьер-лиге. В следующем месяце Роналд Куман был уволен из «Эвертона». Как и Гуллит, Куман был еще одним победителем чемпионата и Кубка Европы, о котором думали как о отдаленном человеке, что привело к тому, что на «Гудисон Парк» сложилось впечатление, что ему все равно — что его роль была лишь ступенькой к более крупной работе, например, в «Барселоне», клубе, который он представлял с отличием.
Настроение общественности против Кумана резко изменилось, когда он опубликовал фотографию своей рождественской елки, украшенной красными игрушками — цвета соперников «Ливерпуля». Внутри клуба сотрудники склонялись к тому, что его брат и ассистент Эрвин был более доступным. «Эвертон» долгое время считался семейным клубом, и попытка Кумана запретить именитым друзьям игроков заходить в столовую на тренировочной базе многих раздражала.
Он был уволен после поражения 2:5 от «Арсенала» и до прихода Тена Хага в «Манчестер Юнайтед» пять лет спустя оставался последним голландцем, возглавлявшим клуб Премьер-лиги. После отъезда из Англии карьера Кумана пошла наперекосяк: за неудачным выступлением во главе «Барселоны» последовал выход сборной Нидерландов в полуфинал Евро-2024, где они уступили Англии.
Слот — следующий голландец, который попытается наложить свой отпечаток на английский футбол. Ян Эверс, один из первых менеджеров Слота, когда тот начинал карьеру игрока в «Зволле», признает, что голландские тренеры, включая его самого, обладают упрямой натурой: чем больше им говорят, что они не могут сделать что-то, тем больше они пытаются доказать, что это возможно.
Однако он также считает, что Слот находится за пределами этой границы, заявляя, что «на 99,9% уверен, что добьется успеха в «Ливерпуле», если ему дадут время болельщики и директора, которые его наняли». Он называет Слота «дипломатом», и это слово не ассоциируется ни с Гуллитом, ни с Куманом, ни тем более с ван Галом.
Эверс помнит первые матчи Слота в «Фейеноорде», когда команда с трудом справлялась с его новыми требованиями, потому что они были очень специфическими. В том сезоне «Фейеноорд» дошел до финала Лиги конференции Европы, уступив «Роме», но в отборочном раунде едва не проиграл косовской команде «Дрита», которая вела 2:1 в матче на «Де Куипе», прежде чем победный мяч в добавленное время вывел «Фейеноорд» вперед.
«Я никогда не слышал об этой команде, настолько они были ужасны», — вспоминает Эверс. — «Фейеноорд» реально испытывал с ними проблемы, но вскоре у Арне появилось несколько новых игроков, и его идеи начали работать. Все стало логичнее».
У Слота есть послужной список и характер, чтобы добиться успеха на «Энфилде», но для этого ему придется бросить вызов истории.
Что еще почитать: Ревизия состава «Ливерпуля». Кто может стать победителями и проигравшими при Слоте?
Автор: Саймон Хьюз (источник)
Дополнительные участники материала: Том Берроуз
Фото обложки: Арне Слот и Франк де Бур; Getty Images
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!
Для противовеса добавили бы Кройфа, Райкарда или нашего Пепа хотя бы
и ЧСВшики на Кройфе и Райкарде тренируя в Испании ничем не отличались от английских пациентов) такое же давление и неродной язык)
очень сильно притянутая за уши мысль в этой статье