14 мин.

Юрген Клопп и уход из «Ливерпуля»

Там, где Бурнанд-стрит пересекается с Рэндольф-стрит, царит уважительная тишина: фронтон дома превратился в туристическую достопримечательность.

На улицах, окружающих стадион «Энфилд» в Ливерпуле, шумно — поют, бренчат на гитарах, гудят от волнения и страха — но никто не разговаривает рядом с фреской Юргена Клоппа. Они подходят к ней, смотрят на его лицо, улыбающееся им в ответ, и в этот день большинство из них останавливаются, чтобы перевести дух, после чего позируют для фотографии.

Они и раньше посещали эту фреску, но сегодня, за два часа до начала матча с «Вулверхэмптон Уондерерс» в последний день этой кампании Премьер-лиги, все иначе.

Сегодня настал день, которого болельщики «Ливерпуля» боялись с той январской пятницы, когда Клопп уставился на них со своих смартфонов, нахмурил брови, вздохнул и сделал паузу, после чего торжественно объявил: «Я покину клуб по окончании сезона».

«Как только я увидел новость на Facebook, я сразу подумал: «Нет! Что за хрень?», — говорит 29-летний Хэппи, прилетевший из Гонконга. — Я не мог принять это».

«Я все еще не могу смириться с тем, что он уходит после сегодняшней игры, — говорит 32-летний Мэтт, один из гонконгских Красных. — Сегодня утром я посмотрел его последнее интервью и расплакался. Мне каждый миг просто хочется плакать».

Хэппи, Мэтт и Бен у фрески Клоппа (Оливер Кей/The Athletic)

45-летний Джонни Шах, болельщик «Ливерпуля» из Вулверхэмптона, вспоминает, что испытывал похожие чувства, когда Клопп произнес своей сенсационное заявление. «В тот день у меня был очень напряженный рабочий день, но после этого я в течение пяти часов не мог ничего сделать», — говорит он.

Каким он ожидает увидеть прощание с Клоппом? «Эмоциональным, — говорит он. — Салфетки наготове. Я даже не плакал, когда родились мои дочери, но думаю, что сегодня все будет иначе».

Болельщики отчаянно хотят попасть на последнюю игру Клоппа. На одном из сайтов вторичной продажи билетов торговцы продавали билеты за £60 ($76) по цене £1700 ($2158). Цены упали, как только «Ливерпуль» выбыл из борьбы за титул чемпиона Премьер-лиги, но все равно всю неделю они стоили в 10-20 раз дороже номинала.

Болельщики из Гонконга подсчитывают стоимость своей поездки: 12 000 HKD (£1211; $1538) только за перелет, плюс проживание и стоимость билетов, гораздо больше номинальной.

Азиз Али, 20 лет, из Кувейта, прилетел из Чикаго по этому случаю. «Я просто чувствую, что должен быть здесь, кричать во все горло, чтобы устроить ему проводы, которых он заслуживает, — говорит он. — Я просто знаю, что по моему лицу сейчас потекут слезы».

Азиз Али ожидал эмоционального дня (Оливер Кей/The Athletic)

Все части серии читайте здесь:

Часть первая: «Обычный парень из Шварцвальда»

Часть вторая: Пороховая бочка

Часть третья: Человек-бренд

Часть четвертая: Чемпион Ливерпуля

Часть пятая: Менеджер, который заставил «Ливерпуль» снова поверить в себя

На «Энфилде» Джордж Сефтон, диджей клуба с 1971 года, играл «All Things Must Pass» [Все заканчивается] покойного Джорджа Харрисона, который вырос в нескольких километрах от «Энфилда» — совершенно равнодушный к футболу, что необычно для этого города — прежде чем обрел всемирную славу в составе группы The Beatles.

Закат не длится весь вечер

Сознание может разогнать эти тучи.

Все прошло, моя любовь выдохлась и должна уйти.

Не всегда все будет так пасмурно.

Все преходящее

Все заканчивается.

Вскоре после этого последовала песня «Nothing Lasts Forever» [Ничто не длится вечно] другой ливерпульской группы Echo & The Bunnymen, а также песня Шинейд О'Коннор «Nothing Compares 2 U» [Ничто не сравнится с тобой]. Как внутри, так и за пределами стадиона предматчевая атмосфера казалась мрачной — как будто сосредоточенной на пустоте, которую оставляет Клопп, а не на той огромной пустоте, которую он заполнил за последние восемь с половиной лет.

Именно таким был первоначальный тон одного из прощальных видео, которые «Ливерпуль» разместил в своих социальных сетях в субботу: Клопп выходит на пустой «Энфилд», одетый более официально, чем обычно, с шарфом в руках, с комком в горле, признаваясь в своей любви к клубу. «Трудно говорить «прощай», — сказал он. — Но давайте будем помнить хорошие времена».

А затем... образное царапанье иглой - и вот уже звучит бодрая мелодия «You To Me Are Everything» [Ты для меня — все] The Real Thing, R&B-группы из ливерпульского района Токстет в 1970-х годах. И все это вдруг стало гораздо более радостным: праздник, а не мрачное настроение, которое, казалось, охватило часть фанбазы.

Именно такое ощущение было внутри стадиона в течение всего дня. Бодрость и оптимизм, а не слезы в глазах, как представляли себе некоторые фанаты.

Юрген живет вечно — болельщики дают понять о своих чувствах (Пол Элилс/AFP via Getty Images)

Песня, которая регулярно звучала во время игры, а в заключительной стадии скандировалась без остановки, становясь все громче и громче, была одой Ливерпуля Клоппу на мотив песни The Beatles «I Feel Fine» [Я чувствую себя прекрасно].

Юрген сказал мне: «Знаешь.

Мы выиграем Премьер-лигу, ага».

Он так сказал

Я влюблен в него

И я чувствую себя прекрасно

В ВИП-зоне можно было увидеть вытирающую глаза жену Клоппа Уллу. Они будут скучать по этому месту больше, чем когда-либо могли себе представить.

Она была не единственной, кто испытывал эмоции. Капитан «Ливерпуля» Вирджил ван Дейк с трудом сдерживал слезы во время сцен, последовавших за рутинной победой над Волками со счетом 2:0. У вице-капитана Трента Александер-Арнолд глаза были на мокром месте. «А я обычно никогда не плачу», — сказал он.

Но Клопп держал себя в руках. Он сказал толпе, что боялся, что к этому моменту его «разорвет на части», но вместо этого он почувствовал себя невероятно счастливым — «от вас всех, от атмосферы, от игры, от того, что мы являемся частью этой семьи, и от того, как мы празднуем этот день».

За пределами стадиона «Энфилд» вы проходите мимо статуи покойного Билла Шенкли.

В июле исполнится 50 лет с тех пор, как Шенкли ошеломил болельщиков «Ливерпуля», объявив о своей отставке. Что бы ни выиграл клуб за прошедшие с тех пор полвека — даже шесть раз стал чемпионом лиги и трижды обладателем Кубка чемпионов при его преемнике Бобе Пейсли — статус Шенкли среди менеджеров «Ливерпуля» остается непревзойденным.

Когда Шенкли прибыл в 1959 году, «Ливерпуль» уже пять лет прозябал в старом Втором дивизионе (ныне Чемпионшип), будучи депрессивным клубом, идущим в никуда. Он наполнил это место энергией и преобразил его, построив то, что он назвал «бастионом непобедимости». Как лаконично написано на постаменте: «Он сделал людей счастливыми».

Статуя Шенкли на «Энфилде» (Оливер Кей/The Athletic)

Как и Клопп. Он сделал их безумно счастливыми.

С начала 1990-х до середины 2010-х годов «Энфилд» редко был счастливым местом надолго. Были и хорошие времена — большие европейские вечера при Жераре Улье и Рафаэле Бенитесе, головокружительная борьба за титул при Брендане Роджерсе — но были и долгие периоды, когда клуб казался потерянным, а фанаты — несчастными, обиженными, с трудом понимающими, как рухнула империя, построенная за предыдущие десятилетия.

А потом появился Клопп, пообещавший «превратить сомневающихся в верящих». И медленно, но верно это происходило, следующие несколько лет превратились в сплошное пятно атакующего и, постепенно, победного футбола.

Это был не тот затяжной футбол, который наблюдался при некоторых его предшественниках. Это был футбол на полном ходу, они стремились к титулу Лиги чемпионов в 2019 году, а затем к неуловимому титулу Премьер-лиги в 2020 году в захватывающей манере.

«Это даже трудно выразить словами, — говорит Азиз. — Но с самого первого дня ты знал, что это будет пара, созданная на небесах. Я знаю, что это клише, и знаю, что люди не из мира «Ливерпуля» не поймут, что я имею в виду, но это действительно так».

«Он воистину вдохновляющая фигура, - сказал Боб Стракан, 72 года, который вырос на Шетландских островах, но в 1980-х годах работал и жил в Ливерпуле, а сейчас живет в Мидлендсе. — Жизнь кажется намного лучше, когда он рядом».

Боб СтраКан, Даниэл Да Силва, Джонни Шах и Дункан Стракан у фрески Клоппа (Оливер Кей/The Athletic)

То и дело болельщики высказывают мнение, что Клопп заслуживает статуи за пределами «Энфилда». Но Клоппа не интересуют статуи. Один из его старейших друзей, Мартин Кваст, вспоминал, что когда эта идея была предложена в его бывшем клубе «Майнц», «Клоппо сказал, что статуи хороши только для того, чтобы собирать птичий помет наверху и чтобы собаки мочились на них внизу».

Стало быть, статуи Клоппа не будет.

Останутся только воспоминания, которые эхом разносятся по этому месту: сумасшедшая победа над дортмундской «Боруссией» в четвертьфинале Лиги Европы в 2016 году, захватывающие победы над «Манчестер Сити» и «Ромой» на пути к финалу Лиги чемпионов в 2018 году, победный гол Дивока Ориги в матче с «Эвертоном» на последних минутах, потрясающий ответный матч с «Барселоной» в полуфинале Лиги чемпионов в 2019 году, неустанная борьба, принесшая первый за 30 лет титул чемпиона, разгром «Манчестер Юнайтед» 4:0 и 7:0, громкие победы над «Челси» и «Ньюкаслом» в этом сезоне — все, вплоть до воскресной прощальной встречи.

Это было не просто прощание с Клоппом.

33-летний Тиаго Алькантара и 32-летний Жоэль Матип получили почетный коридор и прощальные подарки, готовясь покинуть команду по истечении контракта этим летом. Также уходят семь человек из тренерского штаба (Андреас Корнмайер, Рэй Хоган, Джек Робинсон, Джон Ахтерберг, Витор Матос, Петер Кравиц и Пеп Лейндерс).

Но в конечном итоге речь шла об одном человеке. На «Энфилде» воцарилась тишина, прежде чем он вышел на поле в последний раз, одетый в красную толстовку с надписью «I'll Never Walk Alone Again» на спине. Он прошел через почетный коридор один раз и был счастлив, что ван Дейк отправил его обратно, чтобы пройти его еще раз. Похоже, ему это нравилось, он был в состоянии эйфории, как бремя с плеч.

Клопп проходит через свой почетный коридор (Джон Пауэлл/Liverpool FC via Getty Images)

В течение семи с половиной минут, которые он провел в центральном круге с микрофоном, это был чистый Клопп: отрывистый, нефильтрованный, искренний, страстный.

«Люди говорят, что я превратил их из сомневающихся в верящих, — сказал он болельщикам. — Это неправда. Вы сделали это. Никто не говорил вам, что нужно перестать верить. Сейчас этот клуб переживает лучший момент, чем когда-либо. У нас есть этот замечательный стадион, тренировочный центр... и вы (болельщики), супердесила мирового футбола. Вау».

Он упомянул тренера «Фейеноорда» Арне Слота, который на этой неделе будет утвержден в качестве его преемника. «Приветствуйте нового менеджера так же, как приветствовали меня, — сказал Клопп болельщикам. — Перемены — это хорошо. Если вы придете к ним с правильным настроем, то все будет хорошо».

Это было слабое эхо того, как сэр Алекс Фергюсон передал бразды правления Дэвиду Мойесу на «Олд Траффорд» в 2013 году, поблагодарив болельщиков «Манчестер Юнайтед» за поддержку в трудные времена и сказав им: «Теперь ваша задача — поддержать нашего нового менеджера».

Но Фергюсон не дошел до того, чтобы начать скандировать имя своего преемника.

Именно так и поступил Клопп, уморительно переиначив одну из своих собственных кричалок (на мотив «Life is Live» группы Opus) в честь человека, который на этой неделе будет утвержден в качестве нового менеджера «Ливерпуля». «Арне Слот, НА НА НА НА НА!» — кричал он — и довольно звонко... и совсем не по делу, учитывая, что назначение Слота еще не подтверждено клубом. Болельщики мгновенно подхватили.

Клопп обращается — и поет — к толпе на «Энфилде» (Wolverhampton Wanderers FC/Wolves via Getty Images)

Затем последовало еще несколько бодрых посланий — «Я больше никогда не буду идти в одиночестве», «Я люблю вас до безумия» и «Вы — лучшие люди в мире» — после чего Клоппа призвали «в последний раз пойти и посмотреть на свой народ».

С этими словами он вместе с тренерами побежал к трибуне «Коп» и нанес еще один шквал ударов кулаками в воздух под восторженные аплодисменты — затем нанес еще один шквал, потом еще один, потом еще один, потом еще один, на все четыре стороны площадки. Возможно, ему придется несколько дней отдохнуть перед следующей игрой в падел-тенис.

В этот момент вы задались вопросом, чем все это может закончиться. Вернется ли он когда-нибудь домой? Собирается ли он снова взять в руки микрофон и стать «Волком с Уолл-стрит»? «Я, черт подери, не ухожу! Шоу продолжается!»

Нет, он уходит. Шоу действительно закончилось.

Клопп скоро покинет Мерсисайд навсегда. Он планирует посетить финал Лиги чемпионов на «Уэмбли» 1 июня в качестве гостя своего бывшего клуба «Дортмунд» и посмотреть на несколько матчей чемпионата Европы в Германии этим летом, но он настаивает, что возьмет длительный перерыв, прежде чем задуматься о том, возьмется ли за еще одну тренерскую работу.

Он надеется вернуться, чтобы поддержать «Ливерпуль» в следующем сезоне. Мягко говоря, за ним будет непросто угнаться, хотя он считает, что подготовил многогранную почву для Слота.

Это были не совсем те проводы, о которых Клопп мечтал еще в январе, когда заявил, что у него больше нет сил на продолжение этого сезона. В тот момент, все еще претендуя на четыре трофея, он заявил, что «лучшие воспоминания» о его работе в «Ливерпуле» «еще впереди».

В феврале они выиграли Кубок Карабао, но с середины марта по конец апреля их сезон развалился. В этом были отголоски последних месяцев его работы в «Майнце», когда он не смог вернуть команду в Бундеслигу, и его последнего сезона в «Дортмунде», когда его команда заняла седьмое место в Бундеслиге и была обыграна «Вольфсбургом» в финале кубка Германии.

«Победа сегодня была бы слишком китчевой, слишком американской, — сказал он после своего последнего матча за «Дортмунд».

Клопп прощается (Wolverhampton Wanderers FC/Wolves via Getty Images)

Но даже без очередного трофея, который был бы добавлен к Кубку Карабао в этом сезоне, для «Ливерпуля» это был счастливый конец. «Мне нравится, как мы попрощались, — сказал он после. — Совершенно невероятное, чудесное время. Мне оно понравилось».

Он подвел итог тому, что сказал, когда прибыл в «Ливерпуль» в октябре 2015 года. «Не так уж важно, что думают люди, когда ты приходишь, — сказал он. — Гораздо важнее, что подумают люди, когда ты будешь уходить».

Это также напомнило о том, что он сказал, покидая «Дортмунд» в начале того года. «Трофеи и медали убираются куда-то в клубный дом, и ты забываешь, когда именно это было и кто когда выиграл тот или иной трофей, — сказал он в 2015 году. — Важен сам момент, воспоминания о том, что ты был в игре, что ты был ее частью».

«В том-то весь цимес. Опыт».

Автор: Оливер Кей (источник)

Фото обложки: Эндрю Пауэлл/Liverpool FC via Getty Images

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.

Хотите поддержать автора донатом? Это можно сделать в комментариях к посту!