11 мин.

Мы пообщались с автором гимна ЛЧ, который восхищает Роналду, Зидана и Месси

Перед прочтением обязательно прослушать гимн!

Зинедин Зидан говорит, что нет футболиста, который равнодушно слушает гимн Лиги чемпионов: «Это просто магия. Даже если ты футболист, который смотрит матч дома, эта песня сразу захватывает внимание».

Символ битвы лучших команд Европы, одна из мощнейших композиций в истории футбола. Если гимн Лиги чемпионов вызывает у вас мурашки по телу, не стесняйтесь – такие же чувства испытывают Марк-Андре тер Стеген, Дани Карвахаль, Тиаго Силва, Гарет Бэйл, Маурисио Почеттино и даже голландский арбитр Бьорн Куйперс. 

Криштиану Роналду поет гимн ЛЧ и заряжается им перед матчами, Кайл Уокер и Эктор Бельерин тоже пытались представить свою версию (получилось так себе – послушайте здесь и здесь). На сайте Рамоса до сих висит небольшой текст о том, что гимн очень важен. «Услышать гимн Лиги чемпионов очень важно. У меня до сих пор остались приятные воспоминания о той ночи, когда я дебютировал в ЛЧ». Композиция давно пробила рамки поля и звучит на свадьбах, в театрах и просто на улицах.

«На самом деле очень приятно, когда выходишь на поле и слышишь [гимн Лиги чемпионов]. Он напоминает, насколько это особенный и важный турнир», – считает Месси.

*** 

Гимну Лиги Чемпионов уже 27 лет, но он вечен. В 1992 году по заказу УЕФА его написал британский композитор Тони Бриттен. В качестве мелодии он использовал аранжировку произведения Генделя «Садок-Священник», созданного в 1727 году по случаю коронации английского короля Георга II. Гендель – известный немецкий и английский композитор эпохи барокко. Петр Чайковский писал, что среди главных достоинств Генделя – умение работать с голосами и извлекать из хора такие эффекты, каких не достигали другие композиторы.

Гимн запустили на матчах Лиги чемпионов осенью 1992 года, а весной 1993-го он прозвучал в финале, когда «Марсель» выиграл трофей, обыграв «Милан». 

Sports.ru решил разобраться в истории гимна и пообщался с Бриттеном и маркетологом Крейгом Томпсоном – боссом маркетинговой фирмы, которой УЕФА поручил заняться брендингом Лиги чемпионов.

Перед УЕФА стояла задача – реабилитировать имидж футбола

Лига чемпионов пришла на смену Кубку европейских чемпионов в сезоне-1992/93. УЕФА изменил формат проведения турнира, вместе с этим нужна была новая эмблема, айдентика и гимн.

Маркетинговым партнером Лиги чемпионов стала компания TEAM Marketing, ее соучредитель Крейг Томпсон отвечал за процесс создания гимна и фирменного стиля для нового турнира.

«Проект стартовал вскоре после того, как мы договорились с УЕФА, что TEAM Marketing станет эксклюзивным маркетинговым партнером Лиги чемпионов. В то время в УЕФА было очень мало людей, и они поручили TEAM заняться многими вещами, связанными с запуском Лиги чемпионов, включая музыку и фирменный стиль, с которыми я справился», – вспоминает Томпсон. 

В 80-х футбол страдал от футбольных хулиганов, особенно буйными были британцы. 

После трагедии на «Эйзеле» в 1985 году, когда во время финала Кубка европейских чемпионов между «Ювентусом» и «Ливерпулем» погибло 39 человек, за поведение агрессивных британских фанатов УЕФА влепил английским клубам бан на 5 лет, «Ливерпулю» – на 6. В 1989-м на «Хиллсборо» перед матчем Кубка Англии «Ноттингем Форрест» – «Ливерпуль» случилась давка, в результате которой погибло 96 человек. После трагедий последовала реакция британского правительства: составлен доклад Тейлора  – отчет о причинах трагедии на «Хиллсборо». Цель отчета – не только установить причины происшествий, но и дать рекомендации по безопасности на спортивных мероприятиях в будущем. В частности, именно тогда с британских стадионов исчезли стоячие террасы.

Репутация футбола явно пострадала от хулиганов. «Фоном для написания музыки был имидж футбола в Европе. Эта игра пережила период растущих беспорядков среди болельщиков, плюс Англию не так давно дисквалифицировал УЕФА. Нашей целью было продвижение высшего имиджа» футбола, поэтому мы выбрали классическую музыку. Это удивило многих, потому что футбол традиционно ассоциировался с рок-н-роллом», – говорит Томпсон.

«УЕФА настаивал, чтобы Лига чемпионов своими имиджем и музыкой воссоздала футбол как игру, которой наслаждались бы все, и сформировала образ качества и безупречности. Думаю, мы преуспели в этом», – уверен Бриттен. 

Бриттен написал гимн за несколько дней, весь процесс занял около месяца

Бриттен – выпускник Королевского музыкального колледжа. Там же, например, учился известный скрипач Дэвид Гарретт. Сначала Бриттен работал в театре музыкальным директором, потом на известного в Британии театрального продюсера Камерона Макинтоша – музыкальным руководителем его шоу. Со временем Бриттен охватил и кино, стал кинопродюсером. Из громких проектов – Тони руководил оркестром, который исполнял саундтреки для фильма «Робокоп».

В 1992-м Бриттен работал над кучей заказов, в том числе рекламных. «Я помню, как мой музыкальный агент сказала, что нужна какая-то футбольная композиция, но она не знала, какая именно. Я был очень занят, так что ждал подробной информации. Еще я точно знал, что заказ очень срочный, запуск Лиги чемпионов планировали вот-вот.

Команда T.E.A.M. Marketing и УЕФА хотели сделать что-то классическое еще и из-за успеха Трех теноров (трио оперных певцов – Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти) на чемпионате мира. Но они не хотели сольной композиции, поэтому мы прислали им несколько образцов известных хоровых произведений. Они ответили, что им реально понравился «Садок-Священник» Генделя, могу ли я сделать что-то подобное?» –  восстанавливает хронологию Бриттен.

Тони напомнил Томпсону, что к композиции нужны слова. В TEAM Marketing сформулировали отметили, что текст желательно сделать на трех официальных языках организации: английском, французском и немецком. С текстом поначалу были проблемы, но Бриттен вдруг взял клочок бумаги и процесс пошел. «Мне пришла в голову идея просто написать несколько фраз в превосходной степени на трех официальных языках УЕФА (например, лучшие команды, главное событие, чемпионы)».

Изначально Тони написал на бумажке все фразы на английском и побежал к переводчику, который владел немецким и французским. Все, текст написан. Всего в тексте 6 куплетов, они повторяются дважды и состоят из четырех фраз: 

Ce sont les meilleures équipes (Это лучшие команды – фр.)Es sind die allerbesten Mannschaften (Это лучшие команды – нем.)The main event (Главное событие – англ.)

Die Meister (Мастера – нем.)Die Besten (Лучшие – нем.)Les grandes équipes (Большие команды – фр.)The champions (Чемпионы – англ.)

Une grande réunion (Большая встреча – фр.)Eine große sportliche Veranstaltung (Великое спортивное событие – нем.)The main event (Большое событие – англ.)

«Что касается мелодии, я сидел дома и думал. Потом сел за пианино. В домашней студии на синтезаторе разбил партии по частям, и, наконец, пошел в основную студию всего на пару дней. Из Генделя я взял восходящую струнную фразу. Остальное мое, хотя, конечно, есть кое-какие отсылки к его звуку струн, высоких труб и литаврам, чтобы поддержать хор», – отмечает Бриттен. Полностью процесс создания гимна и записи занял около месяца.

«Когда мы впервые услышали мелодию, еще без хора, мы все влюбились в нее, – вспоминает Томпсон (TEAM Marketing контролировала весь процесс написания гимна). – Мы знали, что получили именно то, что хотели. Это был величественный праздник музыки, которым каждый мог наслаждаться и быть причастным. Мы предполагали, что композиция пройдет испытание временем. Но результат превзошел все ожидания, ведь эта музыка сейчас популярнее, чем когда-либо», – вспоминает Томпсон. 

«По сей день, когда играет гимн ЛЧ, на моих глазах слезы»

Бриттен не делал никаких демо-версий. Все погнали в просторную студию Angel Recording Studios в Лондоне и начали запись. Мелодию исполнял Лондонский симфонический оркестр, хор – из Академии Святого Мартина в полях.

«Я никогда не забуду день, когда мы собрали оркестр и певцов в одной лондонской студии звукозаписи. Я стоял рядом с Тони. Примерно через 30 минут все было записано, мы все были в восторге от результатов!

На студии мы должны были подготовить версии для вещателей и версию, которая будет воспроизводиться на стадионах перед матчем. По сей день каждый раз, когда я слышу гимн, это вызывает слезы на моих глазах», – восхищается Томпсон.

В России Бриттен понял, насколько масштабную вещь сделал

Первые несколько лет Бриттен не сильно интересовался судьбой гимна. Он качественно сделал работу, все были довольны. Но однажды Бриттен осознал, насколько масштабна его музыка.

«Я был в Санкт-Петербурге, где записывал партитуры для фильма и мини-сериала Grushko с Брайаном Коксом (снимался в «Храбром сердце» с Мелом Гибсоном, «Людях Икс-2», «Трое» с Брэдом Питтом – Sports.ru) в главной роли. Там же я работал с замечательным Мариинским оркестром, с некоторыми музыкантами мы выпили по несколько бокалов пива в баре.

Я поужинал и выпил, потом взял еще несколько рюмок водки. Думаю, это была отличная ночь! В гостиничном номере я лег спать в одежде и проснулся примерно через час с включенным телевизором и какой-то странной, но узнаваемой музыкой, которая звучала у меня в ушах – моей музыкой! Возможно, она звучала повсюду!».

Гимн ЛЧ в стиле Генделя, но это не плагиат

Бриттен действительно взял восходящую струнную фразу из «Садок-священник» Генделя, но остальные кусочки композиции он написал сам. 

Объясняем, почему это не плагиат:

• После смерти Генделя в 1759 году его композиции, а точнее ноты, стали наследием всего мира и людей. Он не записывал музыку в студиях и у него не было правообладателя просто потому, что такой практики тогда не было.

• Каждый может свободно использовать в своих целях кусочки произведений Генделя, это никак не регламентируется. Проблема лишь в том, что музыка Генделя не записывалась на цифровые носители, до нас дошли лишь ноты. Послушать на смартфоне, вставить в видео, воспроизвести на стадионе можно только трек, а не ноты. 

• У оригинала композиции Генделя нет авторских прав, а у любого записанного исполнения – есть. Если кто-то хочет записать композицию на носитель, нужно заплатить за аренду студии, оркестр, хор, сведение дорожек – это затраты, поэтому после записи у трека появится правообладатель, у которого будут смежные права на дорожку. Другие не могут просто так ей воспользоваться. 

• Гимн Лиги чемпионов записывался в студии для УЕФА – они через доверенных лиц контролировали и финансировали процесс создания гимна. Очевидно, УЕФА принадлежат эксклюзивные права на его использование. 

Почему гимн ЛЧ такой крутой? Версия композитора

«Он неподвластен времени – другими словами, не связан с какой-либо поп-музыкой, которая по своей природе эфемерна и часто меняется.

У моей композиции сильная мелодия, она эмоционально честна плюс сильнейшая зацепка: «The Chaaaampions!».

Сейчас есть тенденция буквально следовать музыкальному стилю, который популярен в данный момент. Когда я пишу такую музыку, мне не интересно быть таким, как все, – хотя, конечно, в случае с Лигой чемпионов я немного как Гендель!».

Фото: Gettyimages.ru/Allsport; youtube.com/user/UEFA (2-4); en.wikipedia.org/Handel House Museum/Philippe Mercier; Gettyimages.ru/Michael Regan