Финал на краю вселенной. Хоккей в Омской области
От редакции Sports.ru: это «Периферия» – один из лучших блогов Трибуны и чуть ли не единственный блог о любительском региональном хоккее. Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы интересные сюжеты о путешествиях Дмитрия Крюкова чаще появлялись в вашей ленте.
Про хоккей в Омской области я писал, но в теории: в книгу «Россия через хоккей» вошло интервью с легендарным организатором омского хоккея Виталием Высоцким. К сожалению, за это время Виталий Константинович покинул наш мир; и мне хотелось в том числе в качестве дани уважения ему попасть на матчи Праздника севера, организации которого Виталий Константинович посвятил столько времени и сил.
Во время интервью я как-то не осознал, сообразив лишь потом, что хоккейная часть Праздника севера – это, по сути, полноценный чемпионат области в трех дивизионах. Лучшие команды первого дивизиона выходят в финальный турнир, который проводится каждый год в новом месте. Худшие – вылетают. В этом году финал будет принимать Знаменское, а один из предфинальных туров игрался в частности в Черлаке, и все это показалось мне интересным.
Но сначала надо было заехать совсем в другое место.
Белосток
Команда Одесского района играет в третьем дивизионе Праздника севера, а Белосток – это край края: команда этого села заявилась в первенство района первый раз. Но любим мы их совершенно не за это.
На районный турнир я обратил внимание еще в Москве: он выделялся как культовыми площадками, каждая из которых украсила бы рейтинг теплых и ламповых коробок, так и тем, что в нем играют 7 из 11 существующих в районе деревень. Такая плотность возможна, пожалуй, лишь в Татарстане, да и то не везде.
Площадки в Одесском и Ганновке. Фото из группы «Одесский фонд спорта».
Белосток – тезка польского города – находится на границе с Казахстаном. Натурально на границе – таможня в конце села. Правда, пандемия сильно ударила по общим делам: к примеру, все магазины казахских продуктов в Омске закрылись. Ограничения в Казахстане жестче – по ту сторону границы тоже играют в хоккей, но официально называют матчи «тренировочными». А у нас сезон! Отличный сезон у нас!
А еще Одесский район – очень явно украинский. По переписи 1939-го в районе было 62% украинцев. Сейчас меньше, но не сильно. Взять список лучших бомбардиров первенства: Дмитрий Кравец, Роман Мокиенко, Владимир Цыганок, Евгений Печарица... Жителей столицы района официально зовут одесситами. Характерный говор сохранился и на трибунах – иногда прямо очень колоритно, хотя Украина крайне далеко.
Так уж вышло, что заходил в Белосток я по какой-то полузаметенной дороге, и отдельные дома и коровники абсолютно не намекали, что тут вообще может быть какой-то хоккей. В 99% таких деревень, как Белосток, в России хоккея нет. Но тут он был.
Когда я увидел впереди коробку, меня обуяла сентиментальность, да так и не отпустила до конца игрового дня.
Во-первых, это была коробка без закруглений, но с углами. До этого я видел такую в Бутылицах Меленковского района Владимирской области, но там уже нет своей команды, и я мрачно прикидывал, сколько лет мне ждать и как ловить матч на ней. А тут – такой подарок.
Во-вторых, хоккейный турнир сразу стал центром активности села (да и нескольких соседних) – на матчи пришли посмотреть и стар, и млад. Я вспомнил слова моего друга Игоря Мартынова о том, что хоккейные матчи в деревнях сразу добавляют какое-то чудо.
Помимо, собственно, хоккея в рамках праздника был организован чай с пирожками и шашлык – и все это тоже пользовалась популярностью.
– Жуй, Бронислав, жуй! – втолковывала мама юному болельщику, увлекшемуся игрой.
В-третьих, простите за громкие слова, в приказахстанской деревне с польским названием и населением с украинскими корнями хоккей был максимально похож на российскую национальную идею.
Практически все деревни района собирались несколько раз за зиму и как могли выявляли сильнейшего, не оглядываясь на НХЛ, КХЛ, Олимпиады и все такое. Даже на Праздник Севера не особенно оглядывались. Здесь и сейчас.
Нельзя не отметить, что первенство Одесского района придумал и организовал гений организации, кто бы он ни был. Во-первых, этот человек в принципе поднял эти деревни на хоккей. Во-вторых, достаточно мудро внедрил формат 3 по 15, позволяя избегать разгромов и не демотивировать новичков и тех, кто возвращается к хоккею спустя 20-25 лет. Впрочем, за эти годы стадия «все держится на ветеранах» понемногу прошла, почти во всех командах произошла смена поколений, и иногда мне казалось, что для молодежи 3 по 15 маловато. Но, думаю, они сами разберутся.
Мудрым оказалось и планирование: первая встреча последнего игрового дня де-факто оказалась и финалом. Побеждавшие в турнире последние несколько лет хоккеисты из Буняковки (в честь Бориса Буняка, что ли?) играли с Лукьяновкой, и Лукьяновке для свержения гегемона надо было побеждать в основное время. Случилась оттепель, лед немного поплыл – и разница в классе, если она была, пропала. В такой ситуации на первое место вышла, как часто случается, реализация. Мотивированная Лукьяновка давила больше, но как-то бестолково, а Буняковке хватило, по сути, одного момента, чтобы выйти вперед.
В начале третьего периода, растранжирив массу полумоментов, Лукьяновка-таки сравняла. Но ничья их тоже не устраивала. Бросились добивать – и предсказуемо получили в контратаке. Буняковка не так проста.
Вторая встреча дня тоже несла в себе интригу. Команда Белостока, играющая первый год, могла выйти на пост-сезонный Кубок, но для этого ей надо было попасть в четверку – а для этого, в свою очередь, также в основное время обыграть Ганновку. И тоже не получилось. В этот раз 1:3, но, может, в следующем сезоне получится.
Я и так был полон благостного настроения относительно турнира в Белостоке, но окончательно меня ввел в экстаз тот факт, что Финал четырех будет проводиться не на современной площадке в районном центре или не вообще под крышей в Омске, а в селе Орехово, в котором до сих пор нет своей команды.
ОРЕХОВО!
Посмотрите, елки-палки, карту, где это.
С трех сторон Казахстан. Финал на краю вселенной.
Это должен быть супертурнир, достойный внимания федеральных каналов как минимум по колориту.
Уважаю.
Омск
Никак не мог перестать думать о Белостоке, но друзья убедили вечером зайти на матч Ночной хоккейной лиги в Омске. Омская область – регион очень хоккейный, поэтому НХЛ здесь испытывает сильную конкуренцию со стороны всяких других лиг. Но как-то развивается, и во дворце Леонида Киселева довольно бодрый матч сыграли «Алмаз» и «Пятый Легион» из Омска. «Пятый Легион» пять и забросил, а соперники – два. Интересно, это так часто работает?
Черлак
Если не принимать во внимание тот факт, что Праздником Севера называется турнир, который по факту происходит на юге, организация тут тоже очень крутая. Про три дивизиона я уже говорил, но и в целом все серьезно: например, у ледовой площадки в поселке Черлак стоит что-то вроде пьедестала для олимпийского факела.
Как-то так вышло, что этой зимой я соскучился по олдскульным советским хоккейным стадионам с трибунами (как в Кунгуре, Усть-Катаве или Зеленогорске) и болтающимися над площадкой фонариками, и как-то такие стадионы мне не попадались – да и вообще их осталось немного, вытесняются современными пластиковыми коробками.
А вот в Черлаке попался, но дизайн у стадиона был совершенно неклассический. Олдскульный, но неклассический. Какой-то архитектор, похоже, сделал индивидуальный проект как хоккейного стадиона, так и находящегося рядом футбольного. Вышло интересно.
Архитектурные решения распространялись не только на крупные формы. Например, тут была специальная скамейка штрафников на одно место для каждой команды. Элегантно. Следующие удаленные стоят – в качестве наказания за невоздержанность.
Первый период матча команд Нововаршавского и Любинского районов выдался результативным – 3:2 в пользу Нововаршавки, а уже на первой минуте второго периода защитник Любино обрезался у своих ворот – и счет увеличился. Кто бы тогда мог предположить, что это будет последняя заброшенная шайба в матче.
Тут, конечно, играли серьезные люди: первый дивизион не третий. Любино далеко, тут его никто не любил, а Нововаршавка от Черлака буквально через замерзший Иртыш (читатели, которые следят за моими текстами в этом сезоне, уже догадались, что я его пересек). Болельщики высадились приличным десантом: с кричалками и баннером «Я болею за Нововаршавку!». В перерыве баннер сворачивался вчетверо и гласил «Аршавку!».
Нововаршавка показала себя удивительно грамотной командой, отыгравшей вторую половину встречи от обороны и практически не давшей шансов сопернику. Те даже вратаря снять не смогли. Более того, в контратаках надо было забивать пятую и шестую, но почему-то не удалось.
Удивительно, почему они до этого так плохо играли. Впрочем, потом оказалось, что они могут хорошо играть только в моем присутствии. На следующий день они довольно тупо слетели основному конкуренту в борьбе за выживание – Таврическому району – 3:6 и покинули высший дивизион. В принципе, я могу на некоторых условиях возглавить клуб, если они при мне так хорошо играют. Пишите в комментарии.
В перерыве играет какая-то песня с рефреном «Же не манс па се жур», и я вдруг осознаю, что пора уезжать. Как-то не хватило: не написал про Кубок Дениса Куляша (такой есть), не поговорили про «Авангард» и его возвращение; не узнал, есть ли калачи в Калачинске (а очень хотелось туда); не съездил в Тару в гости к творческому объединению «Сугроб» – в общем, толком ничего не успел. Надо бы еще вернуться.
Домой
Честное слово, не собирался шутить на тему про «сложно покинуть Омск», но его действительно оказалось сложно покинуть. Мне пришлось улетать на день раньше, чем я планировал изначально, когда покупал билеты. По этому поводу я особо не беспокоился, зная, что у нужной мне авиакомпании есть опция за некоторую (официальную) мзду пересесть на более ранний рейс. Но более ранний рейс совершенно неожиданно оказался физически полностью распродан.
Поиск вариантов привел к варианту с пересадкой в Салехарде. До Салехарда долетели отлично, но он встретил жесткой пургой. Посидел несколько часов в сотрясаемом ударами ветра аэровокзале, и на опыте осознал, что что-то пошло не так, когда началась регистрация на рейс в Петербург, который отправлялся существенно позже московского. Дернулся в кассу, оперативно поменял билет на Питер. Спустя 10 минут московский рейс отменили. В этот день в Салехарде играли то ли 5, то ли 6 матчей Ночной хоккейной лиги, но домой надо было сильнее.
Взлет в Питер сквозь пургу запомнится пассажирам рейса надолго. Петербург, Пулково, метро Московская, пересадка на последний «Сапcан». Я всю дорогу подозревал, что «Сапсан» №779 тоже сломается, но в этот день он все-таки не сломался.
Он сломался на следующий.
Но я уже был дома.
Морозная Добрянка, полиция на трибунах и «Кипр» – команда в честь коня. Хоккей в Пермском крае
Вечное доброе кино, судья с клюшкой и «Компот». Хоккей в Ярославской области
«Сивер» и Селянне напополам. Хоккей в Вологодской области
Огненный бенди в Кашире: красивые автоголы, торжество обороны и собака в пальто
-
Метнулся с глобусом и Википедией изучать область! Особенно в части спорта. Не согласен с тезисами https://www.sports.ru/tribuna/blogs/allresp/2887461.html#supertop , массовый спорт в России(и Омской области) цветёт и пахнет! Нет бассейнов -- есть Иртыш! Олимпийские чемпионки по художке -- как с куста!
Ещё раз спасибо за репортаж! Отрицающие всё Навальнисты не пройдут!