12 мин.

Роналду в «Юве» забил 101 гол за 3 сезона (29% - с пенальти), но не компенсировал ими тактические недостатки. Да, это провал

Андрей Клещенок – об уходе Криша и возвращении гибрида Аллегри.

27 августа Аллегри объявил об уходе Роналду, и акции клуба закрылись на отметке 0,78 евро – на 1,23% выше, чем днем ранее. Фондовый рынок безжалостно резюмировал туринскую побывку Криша. Три года назад хорошей (6-процентный рост) новостью для «Юве» считался его переход. Сегодня – продажа.

Роналду в «Юве» полностью сломал командную игру и не смог компенсировать недостатки голами

Три года назад переезд в Турин звезды такого масштаба был реальной сенсацией. Итальянский чемпион еще не отошел от репутации локальной машины и совмещал топовые результаты с симпатиями нейтральных болельщиков, которых цеплял одновременно свежестью и винтажностью – то есть нравился и тем, кому надоели гранды в больших финалах, и тем, кто соскучился по обязательной полосатой атрибутике европейской верхушки начала века. Покупка лучшего игрока года зафиксировала смену статуса. «Ювентус» вернул корень «супер» перед словом «клуб».

В игровом плане цель стояла всего одна: ввести в мощную команду решающую дозу класса и дожать единственный непокоренный турнир – Лигу чемпионов. Очевидно, не вышло. «Юве» дважды вылетал в первой стадии плей-офф и утратил статус внутреннего доминатора. Выхлоп получился отрицательным.

Негативного эффекта достаточно, чтобы назвать трансфер провальным и с этим неприятным ярлыком отправить его в пыль туринской истории – в одну корзину с Рашем и Саласом. Но не все так просто. В отношении Роналду разница между командой и личностью выраженнее, чем у любого другого игрока. И если в командном плане нереализованность целей безусловна и не нуждается в доказательствах, как безусловен и неуспех трансфера, то в индивидуальном все не так очевидно.

Статистика португальца оставляет опору для веры в него. 101 гол кажется универсальным ответом на обвинения в клубном регрессе – и потому путь Криштиану нельзя подытожить, не разобравшись, почему бомбардирские достижения не сделали разницу.

Общий и одновременно самый точный ответ на вопрос – влияние Роналду на команду. Его отрезок совпал с превращением спокойного топа в импульсивный и бессистемный клуб. Всегда последовательный «Юве» вдруг отказался от тренера, принесшего 11 трофеев за 5 лет, пригласил долгосрочного строителя и снял его через год, чтобы поставить дебютанта с дипломом в резюме. Аньелли убрал трех тренеров за три сезона – больше, чем за восемь лет до Криштиану. Такие совпадения редко бывают случайными. 

Прямое влияние португальца на тренерские неудачи мы уже разбирали. Индивидуально сезоны разнились. Рон классно играл у Макса, неплохо смотрелся в первые полгода у Пирло, слабо во второй половине и еще хуже у Сарри: быстрый перепас и владение без пространства подсветили нехватку мысли и техники. Но в отношении команды все три сезона получились похожими. Тактически ограниченный бомбардир ломал обе фазы – с мячом и без: игнорировал тотальную защиту Аллегри, высокое давление Сарри и контрпрессинг Пирло, обессмысливал жесткую атакующую структуру саррибола и непредсказуемую гибкость Макса.

Недостатки Роналду обсуждала практически вся футбольная Италия. Сарри жаловался на несовместимость португальца с Дибалой и признавался: «С Роном непросто работать. Он международный бренд, его личные интересы необходимо сочетать с командными».

Аллегри советовал Аньелли избавиться от примы и рассказывал в эфире Sky Sport: «Партнеры должны заполнять зоны, которые бросает Роналду. За год с ним бедняга Манджукич пробежал больше, чем за всю остальную карьеру».

А Кассано привычно остро рассуждал: «Туринцы избавились от тренера, показывавшего лучший футбол в Италии за последние 20 или 30 лет. У него была одна большая проблема – Криштиану Роналду. То же случилось с Сарри и Пирло. В прошлом году «Юве» обжегся из-за того, что Сарри не нашел понимания с Роналду и парой других игроков. И что же клуб сделал? Взял еще одного тренера, который хочет играть в футбол, и оставил Роналду, препятствующего этому. Он не подходит для определенного стиля игры. На него обязаны пасовать, чтобы он забивал ради своих рекордов. Роналду уже не тот, что четыре года назад».

В «Реале» отрицательное тактическое влияние Криштиану компенсировалось тоннажем голов. В «Ювентусе» он тоже забивал стабильно и много, больше других, но меньше своей мадридской версии и самое главное – меньше, чем следовало. Поверхностной статистике легко преподнести португальца тащером серой команды. На деле он им, конечно, не был.

Ответ на вопрос, поставленный выше – почему бомбардирские достижения не сделали разницу даже с учетом тактического негатива, – прямо приводит к двум аргументам в защиту итальянской карьеры Криша.

Первый – тот самый 101 мяч за три сезона. Выдающаяся цифра породила сентенции вроде «Роналду добавил 30 голов за год, которые теперь нужно заменить», но 29% Криштиану забил с пенальти. Почти треть его достижений – заслуга новых правил.

(Здесь важно проговорить одну вещь. Статистически Рон не лучший пенальтист в «Юве», поэтому его точность ничего не дала клубу – без него голов с одиннадцатиметровых меньше не стало бы).

Без учета пенальти Роналду забивал в среднем 24 мяча за сезон – 22 в худшем и 27 в лучшем. Прекрасные цифры, если рассматривать их в вакууме. Но с игры португалец забивал не больше прежних бомбардиров «Ювентуса».

Бессмысленно вспоминать, что Роналду играл у Пирло и Сарри в изменившемся итальянском футболе последних двух лет, и потому забивать ему было проще; бессмысленно потому, что даже с такой форой он оказался не лучше предшественников. Если учесть, что Игуаин и Дибала легче встраиваются в игру и больше дают в атаке и обороне, если вспомнить к тому же, что именно из-за Криштиану продали Игуаина и задвинули Дибалу, становится очевидным, почему «Юве» просел. Португалец не только не компенсировал голами тактические недостатки, не только не улучшил статистику бомбардиров, выброшенных из-за него, но и в принципе не смог им соответствовать – аргентинцы забивали вдвое больше (87 мячей без пенальти за два сезона).

При этом Рон полностью саботировал игру без мяча. Дибала совместил 22 гола с игры с 15,6 прессинг-действия за 90 минут. Игуаин делал 13,3 попытки. Криш работал в два раза меньше – 7,23 действия в последнем сезоне. Он халтурил в отборе, чтобы сохранить силы на завершение, но все равно не перестрелял предшественников.

Второй аргумент за Криша – что не получил должной поддержки от средней линии. В последнем сезоне в «Реале» он касался мяча в штрафной 9,7 раза за 90 минут. В Турине лучший показатель остановился на отметке 7,5.

Качественной полузащиты действительно не хватило, чтобы раскрыть опасность португальца в штрафной и тем самым компенсировать его недостатки. Но рассуждения об уровне поддержки разбиваются о предыдущий пункт. Да, с творческой средней линией Криштиану забил бы больше, но больше забили бы и Дибала с Игуаином. В этом смысле трансфер был обречен изначально: в «Юве» наверняка знали, что Рон полезен только в особых условиях, и купили его вопреки логике – вместо усиления проблемной зоны уничтожили линию, которая и так работала идеально.

Вот почему три года Роналду в Италии – тотальный провал: и его, и клубного менеджмента. Он не захотел меняться для «Юве» и обошелся в несколько перспективных проектов. А «Юве» менялся ради него так сильно и часто, что потерял себя. Туринцы выбросили телепатическую связку Дибалы с Игуаином, разобрали адаптивный конструктор Аллегри и зарезали амбициозный план Сарри – и все ради игрока, который уступил в остроте Игуаину (Гонсало забивал в среднем 26 голов с игры за сезон, когда играл в старте) и разочаровался в проекте, как только за место в основе пришлось конкурировать на общих основаниях.

Если «Юве» так хорошо без Рона, почему в матчах без него было хуже – и где гарантии, что так не продолжится дальше?

Неубедительные результаты без португальца – еще один аргумент, за которым удобно прятать его недостатки. Появился он в прошлом сезоне, появился, разумеется, не случайно, быстро превратился из элемента критики в факт защиты и в этом качестве утвердился в мыслях и спорах, но вне контекста ничего не значит – а с ним не существует вообще.

Во-первых, слабость «Юве» без Рона несколько преувеличивается. Так было только при Пирло. В остальное время серьезная разница если и была, то не в пользу примы:

1. В первом сезоне с Аллегри португалец пропустил 8 матчей – «Юве» выиграл 5 и проиграл 3. Важно понимать, что один из проигранных матчей был последним, туринцы уже обеспечили титул и вышли с Пинсольо в воротах и парой игроков молодежки в старте. В остальных попытках без Криштиану команда набирала 2,14 очка в среднем за матч. С ним – 2,2. Расклад в его пользу, но он меняется, если вспомнить, что в паре матчей он появлялся на полчаса, а команда обеспечивала результат без него;

2. На второй год он не сыграл в шести играх. «Юве» выиграл 4 и проиграл одну, причем единственное поражение потерпел тоже в последнем туре и тоже вторым составом. Основой Сарри набирал 2,6 очка за игру. В матчах с Роналду показатель падал до 2,15 балла – то есть Маурицио лучше действовал без него (особенно если вспомнить, что пару игр, в которых Криш формально участвовал, тренер спас только его заменой);

3. Реально проседал «Юве» только при Пирло – без Роналду команда набирала всего 1,5 балла за матч. Объясняется это просто. Андреа полностью заточил игру под Криштиану, вписал его в командное движение и как минимум в атакующей стадии сделал его не только небесполезной, но и важной деталью. Именно поэтому форвард забил у Пирло больше, чем у других тренеров, и поэтому же ощутимее било его отсутствие. Но длилось это всего полгода. После «Порту» Андреа сменил подход и сделал команду менее зависимой. Весной туринцы лучше играли уже без Рона. Ограничив его позицией центрфорварда и лишив голов, Пирло переиграл «Интер» в предпоследнем туре и «Аталанту» в Кубке; убрав из старта – победил «Болонью» и «Лацио».

В общем, аргумент оторван от реальности. На подавляющей части трехлетнего отрезка «Юве» либо не замечал отсутствия Криштиану, либо прибавлял без него. И это хороший знак. Если туринцы даже на коротких дистанциях легко справлялись с синдромом отмены, неизбежным для заточенных на приму команд, то на длинной обещают прогресс – ведь гораздо легче выстроить систему с нуля без важного элемента, чем переделывать ее на ходу.

«Ювентус» Аллегри был уникален. Теперь можно создать его аналог

Каким будет «Юве», сейчас сказать сложно. Нужно дождаться закрытия рынка, прикинуть варианты и все равно удивиться зимой, когда Макс привычно высмеет предстартовые расклады. Теперь никто не мешает ему собрать еще один интеллектуальный гибрид – аналог команды, пугавшей Европу несколько лет назад.

«Серия А потеряла выдающегося солиста. Возможно, лучшего. Но в футбол играют одиннадцать человек, – заметил Арриго Сакки в свежем интервью Gazzetta dello Sport. – Индивидуалист нуждается в команде не меньше, чем команда нуждается в нем. Ослаб ли «Юве»? Если вы считаете футбол индивидуальным видом спорта, то да. Но если воспринимать его как командную игру, то продажа высвобождает потенциал для еще более светлого будущего. Без Роналду остальным придется сплотиться, взять ответственность на себя. И это хорошо для «Ювентуса». Теперь у него есть возможность стать настоящей командой, в которой игроки прогрессируют, потому что идеально встроены в игру. Только так можно доминировать в еврокубках».

Аллегри – уникальный тренер. Он не двигал итальянскую мысль, как Сакки, не выстраивал головокружительные ультраатакующие системы в стиле Гасперини и не создавал авангардную картинку в духе Сарри. Его команды всегда выглядели по-пролетарски простыми и немного отсталыми. Но именно Максу футбол обязан переходом к гибридным модулям.

Нужда обостряет находчивость, и Аллегри знает об этом лучше других. Каждый год он просил у Маротты опорника и десятку, а получал очередные продажи, но вместо жалоб на пресс-конференциях приучил себя к адаптации – и выжимал победы из ситуаций, в которых большинство тренеров просто сдались бы. Его «Ювентус» жонглировал схемами, как мячами, переходил с трех защитников на четыре-пять и обратно прямо по ходу одной игры и всем соперникам загадывал новые головоломки. Игроки меняли несколько ролей за матч. Аллегри побеждал в полуфиналах ЛЧ со Стураро в старте, потому что в каждой фазе сохранял позиционное превосходство: команда перестраивалась так, чтобы использовать преимущества исполнителей и скрывать их слабости.

История Макса – это история преодолений, и начало сезона ничем не выделяется среди предыдущих. Он потерял ключевого игрока, слишком поздно получил нужные и явно недостаточные трансферы и строит команду прямо по ходу сезона. Как всегда. Раньше тренер экспериментировал весь первый круг и выкатывал экономный и почти непобедимый гибрид зимой, но сейчас будет сложнее. Аллегри слишком задержался на пляжах. Итальянский футбол изменился, стал качественнее и агрессивнее, и теперь его фирменная зонная защита с низким блоком потребует больше времени на отладку.

Этот вызов гораздо серьезнее продажи Роналду. Но у Аллегри есть Дибала и Кьеза, есть Локателли, а самое главное, теперь есть и тактическая гибкость – его главный плеймейкер и бомбардир. Посмотрим, что из этого выйдет, но очередное преодоление Макса в любом случае одна из главных интриг сезона.

Трансфер Роналду – большое испытание для Сульшера. Он получает супероружие, но лишается всех наработок

***

Телеграм-канал Андрея Клещенка

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: Gettyimages.ru/Paolo Rattini; globallookpress.com/Alessandro Garofalo/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency; East News/Isabella BONOTTO/AFP, Claudio Benedetto/LiveMedia, Nicol Campo/Sipa USA