Спинаццола – открытие Евро. Почему защитник так прекрасен в атаке, из-за кого «Юве» его продал и в чем риск «Реала», который хочет его купить?
Спас от гола Лукаку, получил травму, покинул турнир на носилках.
Месяц назад 28-летний Леонардо Спинаццола был обычной нишевой и малоизвестной звездой не самой популярной топ-лиги. Как и всех тузов Серии А, за пределами Италии его принижали и недооценивали. Как и все, он изменил массовое восприятие. Лео приехал на Евро и стал самым огненным игроком в гремучей итальянской команде. Его признали лучшим в двух матчах из трех. Теперь он нравится всем.
А в четвертьфинале против Бельгии запомнился как минимум экстравагантным сэйвом, когда подставил пятую точку под удар Лукаку с близкого расстояния, а потом эпизодом с травмой. Леонардо что-то дернул во время рывка, сразу попросил замену, а потом очень плакал прямо на поле, когда его клали на носилки.
Лучше всего на изменения восприятия отреагировали великолепные соцсети «Ромы». После игры с Австрией в клубном твиттере появилась «Форма для проявления респекта Спинаццоле» с подписью под обещанием никогда больше не относиться к нему непочтительно и насмешливым полем «Причины прежней недооценки» с шестью вариантами ответа:
Не смотрю матчи «Ромы»;
Смотрю только АПЛ;
Формирую мнение на основе твиттера;
Доверяю только хайпу;
Использую выражения вроде «сельская лига»;
Думал, что он вид пасты, а не игрок.
Важно понимать: это не прорыв и не вспышка. Это обычная версия Спинаццолы. Но ее хватило, чтобы изрешетить европейские сборные и пробудить во Фло Пересе желание поделиться последними деньгами.
Спинаццола – латераль, но раскрывается в нападении. Он учился на вингера и перешел в защиту из-за неумения забивать
Прежде всего Леонардо восхитил атакующими навыками. Левый латераль итальянской сборной – один из лидеров Евро по голевым передачам, проходам в штрафную, дриблингу и кроссам. Он создает больше остроты, чем некоторые форварды.
Как бы ни смешило «Рому» и любителей кальчо запоздалое массовое озарение, но Спинаццола появился в Серии А всего пять лет назад, и даже итальянские тифози помнят диссонансное первое впечатление. Длинные ноги, раздутые ягодицы, огромные квадры. Лео выглядит очередным невзрачным латералем из тех, что курсируют между итальянскими середняками и щедрыми английскими топами, но развеивает иллюзию, едва получает мяч. Длинные ноги развивают шикарную дистанционную скорость, а перекачанный низ дает устойчивость и маневренность при высоком темпе. Спинаццола избегает ограничений и маленьких, и высоких бегунов, одновременно сочетая их преимущества.
Благодаря таким вещам Лео держит промежуточное звание самого быстрого игрока Евро (33,8 км/ч), но куда важнее, почему итальянский латераль настолько хорош в атаке.
Дело в том, что Лео вообще не готовился к игре в обороне. С детства и до 23 лет его обучали как инвертированного вингера. Лео засматривал видео с Роналдо и Батистутой, в подражание кумирам играл только на максимальной скорости, и получалось неплохо – в 2012-м он даже стал MVP престижного молодежного турнира в Виареджо. Не хватало только самого важного. Спинаццола не забивал.
Нулевая результативность объяснялась стилем Лео. Он с детства привык к игре в максимальном темпе и потому никогда не обдумывал следующий шаг – действовал на инстинктах. Необычный подход превращал его дриблинг в изобретательный перманентный кошмар чужой обороны, но отнимал эффективность перед воротами. Завершение требовало мысли, а Спинаццоле включенная голова только мешала. Прострелы и удары легко читались и редко доходили до цели.
Карьеру неумелого вингера изменил тренер «Перуджи» Пьерпаоло Бизоли. Спинаццола попал к нему в 22 и в первые месяцы почти не играл, к чему, впрочем, привык: в первые четыре года взрослой карьеры он не играл почти нигде – кому нужен вингер без завершения. Через полгода тренер предложил перепрофилирование.
«Этого парня привел директор, я его не знал, – вспоминал Бизоли. – Он был вингером или бокс-ту-боксом. Но не впечатлял. Я сказал: «Либо ты играешь защитника, либо у нас ничего не получится». Лео ответил, что не умеет делать диагонали, и мы отрабатывали их до изнеможения. После этого он раскрылся».
Окончательно Лео сформировался у Гасперини – превратился из тощего бегунка в рослого латераля с диспропорциональным телом, заточенным под контроль. «В первом сезоне мы каждый вторник пробегали 12 километров за тренировку, – рассказывал Спинаццола Cronache di Spogliatoio. – Почти каждый вторник мы заканчивали тренировку бегом на 800 или 1000 метров. Сначала было непросто, но это вопрос ментальности, потому что тело со временем привыкает к работе через силу. Если с детства у вас была техника, нужно адаптироваться к способностям тела, чтобы всегда выжимать максимум и поднимать планку на каждой тренировке».
Так получился уникальный латераль. Спинаццола по-прежнему слаб в завершении (реализация ударов из штрафной – 11,8%), но в его сегодняшней роли это неважно. В сезоне-2020/21 он был одним из лидеров «Ромы» и попал в список лучших в Серии А по дриблингу, прогрессивному ведению, кроссам и проходам в штрафную.
Спинаццола – нетипичный латераль: правша, но играет слева. Дело в манере дриблинга
Итальянец разрывает шаблон еще в одной вещи: играет слева, несмотря на то, что правша. Инвертированные латерали – нонсенс. На стадии владения их задачи обычно ограничиваются кроссами, проходами по прямой и созданием ширины, и все это удобнее делать на фланге, соответствующем сильной ноге.
«Как и Дзамбротта, я прирожденный атакующий защитник-правша, предпочитающий левый фланг – чтобы создавать остроту. Я всегда играл слева. Меня опустили в защиту, потому что я мало забивал, плюс на таком уровне игра вингером подразумевает действия спиной к воротам и движение между линиями – а я чувствую себя лучше на открытом пространстве. Справа мне приходится адаптироваться, поза тела в ситуациях один на один совершенно иная», – объяснял Леонардо.
Адаптация отнимает у него значительную часть остроты. Обычно правшам удобнее справа, потому что ведущая нога – дальняя от соперника: проще защитить мяч корпусом. Но Спинаццола не из тех, кто бегает к лицевой по прямой. Он режет углы и входит в штрафную – и заточил дриблинг под прорывы слева. Лео переключается между ведением мяча внутренней и внешней стороной подъема, увеличивая варианты ухода в обе стороны. Справа он так не сможет: направление тела в обводке и положение соперника ограничивает использование внутренней части подъема.
(Возможно, на стиль ведения повлияло телосложение. У Спинаццолы одна нога короче другой. Ди Марцио утверждал, что именно из-за этого «Интер» отменил трансфер в прошлом году).
Плюс Спинаццола классно использует левую ногу. Если после среза угла соперник не оказался за спиной и давит сбоку (а на левом фланге он обычно оказывается справа), Лео перекладывает тело так, чтобы прострелить с левой ноги – и тем самым ставит корпус между мячом и защитником уже по ходу ведения. Этот прием выигрывает мгновение: пока защитник на ходу перестраивается под новый вариант отбора, Спинаццола влетает в штрафную. Чтобы повторить такой трюк справа, нужно сделать левую ногу ведущей – а для этого необходимо полностью перестроить мышление.
Тифози «Юве» зря бесятся из-за продажи Лео в «Рому» – у него не было шансов
Спинаццола и раньше выдавал потрясающие отрезки: в «Аталанте» летал по флангу как по гоночному треку, в «Ювентусе» стал одним из творцов камбэка с «Атлетико». И все-таки в 28 он оказался в «Роме». «Юве» его продал, «Интер» – забраковал.
Туринские тифози сейчас в бешенстве, но на тот момент продажа была логичным решением. Защитник не просто так шесть лет ходил по арендам и год просидел в запасе.
Лео задержался в «Ювентусе» в эпоху Аллегри и ожидаемо выпал из оборонительной тактики. Спинаццола великолепен, когда навязывает форварду атлетическую дуэль. Он выбрасывается из линии и сам атакует игрока с мячом, а если ошибается – догоняет соперника и повторяет еще раз. Если система позволяет такой футбол, он хорош: в сборной, например, по возвратам мяча уступает только Жоржиньо.
Минусы связаны с контекстом, в котором Спинаццола не может навязать сопернику силовую или скоростную дуэль. Аллегри играл именно так. В его низкой защите необходимо позиционное тактическое мышление и синхронизация действий с напарниками. Такой футбол не для Лео.
«Роме» его отдали уже при Сарри (обменяли на 20-летнего Луку Пеллегрини). Не факт, что Маурицио повлиял на продажу – между назначением и трансфером прошло две недели, – но у Спинаццолы не было шансов и с ним. Во-первых, Сарри ограничивает атакующее движение крайних защитников – то есть лишает Лео его главного козыря. Во-вторых, его футбол автоматизирован и не подходит инстинктивному фланговому дриблеру.
В общем, Лео прибыл в Турин в неподходящий момент. Плюс помешали травмы. Спинаццола вернулся в «Юве» с недолеченными крестами и пропустил предсезонку. А в январе 2020-го почти перешел в «Интер» – трансфер сорвался после медосмотра.
«Неудачный переход мотивировал меня, – признался Леонардо по ходу удачного прошлого сезона. – Я сменил стоматолога, тренируюсь каждый день, развиваю мышцы. Я перевернул все. Теперь бывают матчи, после которых я вообще не ощущаю усталости – после 90 минут все еще могу бежать в атаку».
***
В июле Спинаццола будет одним из самых востребованных лотов на рынке. Его уже хотят «Барса» и «ПСЖ», пишут о «Челси», а раньше всех появился «Реал»: AS и Fichajes несколько недель описывают устойчивый интерес Фло Переса. Гранды больше не покупают игроков из-за вспышки на крупном турнире, но Лео силен давно – это увеличивает вероятность трансфера.
Вопрос в том, насколько хорошо «Мадрид» осознает риски. Левый фланг закрыт Ферланом Менди. Кажется, в клубе учитывают вариант с использованием Спинаццолы справа – ведь он правша, – но это ошибка.
Справа его дриблинг упрощается и становится предсказуемым. «Реалу» и другим покупателям необходимо учесть это. Но если они ищут гиператакующего левого защитника со скоростью спринтера и дриблингом вингера, Спинаццола – удачный выбор. Пусть даже в этой роли он не лучший в Серии А, но все равно один из лучших в мире.
***
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: REUTERS/Alberto Lingria; Gettyimages.ru/Gabriele Maltinti, Dino Panato, Mario Carlini / Iguana Press, Alessandra Tarantino – Pool
Он не зря говорит: "Я сменил стоматолога, тренируюсь каждый день, развиваю мышцы."
К чему тут стоматолог, по-твоему?) А под развитием мышц он имеет в виду далеко не тупую закачку.