«Он уничтожит катеначчо». Кто возвращает величие «Милану»
Андрей Клещенок – о тренерских методиках алленаторе, который вернет «Милану» былое величие.
Двадцать лет назад молодой форвард, блиставший в Серии А, влюбил в себя недоверчивую и своенравную Геную. Но появление Монтеллы-тренера стало для Италии явлением стократ более значительным, нежели давнишнее рождение бомбардира Аэропланино. На заре тренерской карьеры он едва не сотворил топ-клуб из «Фиорентины» – не хватило опыта и гибкости. С флорентийских подвигов минул всего год, но в Миланелло приехал совсем другой тренер.
Нет, Монтелла не потерял между Флоренцией и Миланом ни доверие к инновационным технологиям, ни внимание к деталям, ни требовательность к физической форме игроков. Он всё так же использовал данные GPS-спутников, чтобы анализировать интенсивность работы группы на тренировках. Никуда не делся и диетолог, и через неделю в Миланелло готовили фарро и безглютеновую пасту.
Во Флоренции тренерский уровень Винченцо оказался на порядок выше глубины понимания футбола, дарованной даже лучшим из «фиалок». Нетрадиционная для Италии ассиметрия, несколько мозговых центров, два-три тактических перестроения за матч – игроки не потянули сверхинтеллектуальный футбол, и в итоге «Фиорентина», наделав шуму, так ни разу не взобралась на пьедестал.
В Миланелло Монтелла получил под управление игроков сопоставимого уровня. Но сам Винченцо изменился с флорентийских времен. В «Милан» пришел уже не высокомерный юнец, мечтающий изменить кальчо, а готовый революционер. Разумеется, основные принципы его работы остались прежними: игрокам «Милана» пришлось привыкать к тренировкам по понедельникам, строгой диете и беспрекословному подчинению. Но сам тренер стал гибче. Он больше не гнул свою линию вопреки всему. Нет, Монтелла построил игру «Милана», исходя из имеющегося состава.
Первое, от чего отказался Монтелла – излюбленная расстановка 4-2-3-1. В команде просто не нашлось стоящего треквартисты. Наскоро купленный на эту позицию Соса оказался уровнем ниже даже нынешнего «Милана». Аэропланино избрал в качестве основной схему 4-3-3 с нетрадиционной для кальчо ассиметрией. Левый медзала Бонавентура располагается выше правого – Куцки, а Локателли в момент зачина атак находится ниже обоих латералей.
Отложено было и близкое к ненаучной фантастике нововведение – связка реджист. В «Милане» из подходящих игроков оказался лишь Монтоливо. Позднее выяснилось, что есть ещё Локателли, но кто ж знал?
Наконец, после нескольких тестовых пробегов пал основополагающий принцип кальчо монтеллиано – культ владения мячом. При уровне игроков «Милана» этот путь грозил стать губительным: «россонери» вновь застряли бы на каком-нибудь шестом месте.
Отказ от нескольких принципов своей философии Монтелла компенсировал углубленным изучением соперника (традиционным для себя, впрочем) и разнообразием тактических вариаций. 4-3-3 в исполнении Монтеллы имеет нюансов больше, чем иные команды используют за сезон. В начальной стадии владения алленаторе предусмотрел два способа выхода из обороны:
1. Через Локателли в качестве реджисты, с широко расположенными Куцкой и Бонавентурой, убегающим на позицию правого хавбека Абате и низко садящимся Де Шильо – то есть с перестроением на 3-4-3;
2. Через латералей, располагающихся выше двух центральных полузащитников. В таком случае низко садятся Бонавентура и Локателли, а Куцка отправляется в зону трекварти, чтобы зацепиться за мяч в борьбе и придержать его у команды – 4-2-1-3.
В фазе игры без мяча «Милан» сохраняет начальную расстановку 4-3-3. Но и тут есть исключения. Часто применяется перестановка на 4-1-4-1. В осенней сшибке с «Ювентусом» Монтелла при переходе к отбору использовал расстановку 4-2-3-1. Рослые и крепкие Куцка и Локателли перекрывали середину поля, в зону трекварти поднимался Бонавентура, близко к нему смещался Ньянг. В результате «Ювентус» терял тактическую инициативу в начальной стадии владения: Монтелла создавал численное преимущество и интеллектуальный цейтнот в чрезвычайно важной для туринцев опорной зоне.
Монтелла вырос, перестал гнуть линию вопреки всему и превратился из испанского полпреда в алленаторе, творящего новую эру в итальянском футболе. Прибыв в «Милан», он осмотрелся, отложил в сторону свои наработки и принялся учить коротышек подставлять друг другу спины, чтобы взобраться на пьедестал.
«Милан» играет настолько глубоко, что журналист Sky Массимо Мауро назвал Монтеллу реинкарнацией легендарного Нерео Рокко. Но тот, кто рождён революционером, никогда не остановится на полпути. Когда в распоряжении Аэропланино появятся игроки нужного качества, он вернётся к кальчо монтеллиано. Но теперь термин, рождённый в колыбели Ренессанса, значит куда больше, чем раньше. В лучших традициях гегелевской философии кальчо монтеллиано вбирает и перерождает старое, чтобы явить миру новый феномен.
В этом блоге мы будем говорить о самом интересном в футболе, а в футболе нет ничего интереснее Серии А. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые тексты!
Вторым пунктом - необходимость покупки нового центрфорварда и, соответственно, продажи Бакки. Карлос не умеет играть без мяча и вообще не умеет ничего из того, что требует Монтелла от центрфорварда. Третьим - замена Палетты качественным защитником.
Четвертым - покупка треквартисты или креативного центрального хавбека. Были слухи о Фабрегасе, но я сомневаюсь, что он подходит нынешнему "Милану". Если Сеска представить вместо Куцки, то Локателли придётся уменьшить динамику передвижений по вертикальной оси, которая делает его игру на позиции реджисты уникальной. Или усадить в запас Бонавентуру, чтобы вместо него приставить к Фабрегасу сторожа.
Но в свете последних игр, уже как будто про другой "Милан." Сегодня его игру можно описать так: 10-я минута матча, не важно против кого, пропущенный гол.
- Здравствуйте, грабли, это снова "Милан"
- Здравствуй, "Милан," давно не виделись. Это снова мы твои грабли!
После каждого матча Монтелла говорит, что команда показала хорошую игру на равных и характер. Что есть прогресс и всё хорошо. Кроме счета на табло. Последний раз он сказал, что нельзя дарить сопернику первые 30 минут игры. Но это и происходит из раза в раз. В игре с Ювентусом в кубке не было ни защиты, ни нападения.
В чём проблема, в психологии или в отсутствии качественных исполнителей? Или и в том, и в другом? Такая игра уже просто действует на нервы.
Можно предположить, что команда еще не перестроилась на постоянный контроль мяча. Плюс, как мне кажется, дело и в исполнителях - даже не в их качестве, а в отдельных умениях. В нынешнем "Милане" почти нет игроков, умеющих хорошо играть в пас. Без таких футболистов попытка контроля мяча не только сложна, но и опасна. Монтелла переместил выше центр тяжести, в итоге команда стала более уязвимой.