Неприятная история. Отобранный скудетто
Сегодня мы представляем новую рубрику, где будет рассказываться о разных неприятных моментах, которыми так богат итальянский футбол. Ни в коей мере не рассматривайте это как попытку очернить кальчо, наоборот, в противном случае его история была бы неполной и даже выхолощенной. Подобно тому, как Эпоху Возрождения нельзя представить без заговора Пацци, семейства Борджа или Савонаролы, кальчо невозможно до конца понять без «Тотонеро» или «Кальчополи». Дебютный материал рубрики «Неприятная история» как раз и посвящен случаю, который впервые привел к отмене чемпионского титула, завоеванного на поле. Читателям также предоставится возможность побыть в роли присяжных заседателей, чтобы общим голосованием решить, на чьей стороне правда.
Итак, дело было в 1927 году, в славный период правления Бенито Муссолини и культа Габриэле Д’Аннунцио, когда в Италии велась ожесточенная борьба с pasta – пищей, делающей, по мнению дуче, его соотечественников такими ленивыми. Лень, однако, не мешала итальянцам играть в футбол, который завоевывал все новые и новые позиции и пользовался безоговорочной поддержкой режима. Тогда турнир проводился по довольно хитрой системе: 20 команд делилось на две группы, каждая играла по 18 туров, а потом с марта по июнь по три победителя разыгрывали двухкруговой турнир. Именно по его результатам «Торино» на два очка опередил «Болонью» в чемпионате 1926/27.
Не успели туринцы хорошо отметить первый в своей истории скудетто, как подул холодный ветер из соседней Ломбардии. В статье миланской газеты «Lo Sport» осторожными намеками указывалось на нарушения, якобы благодаря которым клуб из Турина одержал победу в чемпионате. Пресса в те годы пользовалась колоссальным влиянием, поэтому все сомнения тут же были подхвачены общественностью, и разгорелся скандал. Леандро Арпинати – политик, журналист, друг Муссолини и видный деятель фашистского движения, а в те годы, согласно традиции, занимавший множество постов, в числе которых значилось и кресло президента FIGC, был вынужден начать расследование, которое первое время держалось в строжайшей тайне.
Президент FIGC Леандро Арпинати
Расследование
Следствие установило, что Луиджи Аллеманди, крайнему защитнику «Ювентуса», предлагали взятку в размере 50 тысяч лир (тогда на эту сумму можно было купить две квартиры в Риме), чтобы помочь «Торино» в решающем дерби чемпионата, после чего «Старой Синьоре» была бы отрезана дорога к скудетто. Консультант «гранатовых», dottore Нани, через посредничество одного сицилийского студента по фамилии Гаудиозо, жившего в том же доме что и футболист «Юве», будто бы пытался убедить того не участвовать в дерби. При этом половина оговоренной суммы выплачивалась сразу же, а вторая часть – после матча по достижении результата.
5 июня 1927 года состоялась игра, в которой «Скуадра Граната» праздновала победу со счетом 2:1. Согласно турнирной таблице, по окончании матча у «Торино» стало 12 очков, у «Болоньи» – 9, а у «Ювентуса» – 7. Учитывая, что до конца сезона оставалось всего три тура, победа в игре действительно стала для «гранатовых» ключом к чемпионству. Вроде бы все шло гладко, по сценарию, но весь казус в том, что Аллеманди все-таки принял участие в дерби, где был, по мнению прессы, одним из лучших. Но даже несмотря на данный факт, газеты не дали скандалу утихнуть, и расследование длилось до поздней осени. Нетрудно предположить, что следственные органы взялись, прежде всего, за главных участников событий: доктора и студента. Кстати, синьор Нани не был врачом: в Италии «il dottore» принято называть всех людей, имеющих диплом о высшем образовании. Помнится, что даже в знаменитом сериале «Спрут» к комиссару Каттани время от времени обращались именно так.
В конце концов, 3 ноября 1927 года, в «черный» для «Торино» четверг, было обнародовано официальное коммюнике, в котором говорилось, что Федерация приняла решение лишить «Торино» титула чемпиона Италии сезона 1926/27 на основании следующих пунктов:
1) Доктор Нани признался в том, что он действительно передал Гаудиозо 25 тысяч лир с целью подкупа одного из футболистов «Ювентуса», для того чтобы обеспечить победу «Торино» в игре 5 июня. Сам Гаудиозо также признал данный факт.
2) Нани уведомил о своих действиях руководство «Торино».
Луиджи Аллеманди
А что же Аллеманди? Он не только ни в чем не признался, но и упорно все отрицал, хотя ему уже никто не верил. Наказание для футболиста, которому еще не исполнилось и 25-ти лет, было суровым: пожизненная дисквалификация. Доктора Нани с позором выгнали с работы, а на «Торино», вдобавок, был наложен штраф в 10 тысяч лир. Но больше всех пострадали тифози «Торо», которые были просто в бешенстве. Еще бы! Ведь им никто так и не объяснил, почему клуб, завоевавший титул на поле, лишили звания в кабинете.
Версии
Одним из главных доказательств того, что Аллеманди действительно взял деньги, для историков кальчо, написавших про этот скандал сотни страниц, являются воспоминания Джузеппе Дзанетти, секретаря FIGC и правой руки Леандро Арпинати. Он утверждал, что расследование было проведено со всей тщательностью. Более того, комнату, где жил Аллеманди, обыскали и в мусорной корзине нашли кусочки бумаги, соединив которые (следователи потратили на это целых 18 часов) получили письмо. В нем футболист жаловался, что ему так и не выплатили оставшиеся 25 тысяч, хотя он, дескать, приложил все силы для победы «гранатовых». Это письмо, между тем, по какой-то причине не было отправлено адресату. До сих пор остается загадкой, почему Аллеманди требовал деньги с Нани, ведь он не выполнил условия сделки, проведя прекрасный матч, что готовы были подтвердить даже его недоброжелатели. Примечательно, что история попала в прессу благодаря туринскому журналисту Ренато Фарминелли, жившему в том же доме и имевшего привычку регулярно подслушивать у чужих дверей. Злые языки говорили, что Фарминелли был неравнодушен к «Ювентусу».
Согласно одной из конспирологических версий, Аллеманди был всего лишь посредником по передаче денег кому-то другому, а когда вся схема была раскрыта, футболистом просто-напросто решили пожертвовать, пообещав ему за молчание минимальное наказание. Треугольник «Нани – Гаудиозо – Аллеманди» мог быть всего лишь вершиной айсберга, за которым скрывался конфликт интересов куда более влиятельных персон. В этой связи вспоминают о признании судьи Пинаско, который спустя месяц сознался в том, что не засчитал гол «Болоньи» в ворота «Торино». Но существует и более простое объяснение того, что Аллеманди требовал деньги с Нани: футболист решил «кинуть» благодетеля, взяв первые 25 тысяч и ничего не сделав для победы соперника. Но после успеха «Торо» ему пришла в голову простая мысль о том, что было бы неплохо забрать и вторую часть обещанной суммы, ведь она составляла, не много ни мало, его зарплату в «Юве» за 10 лет. Помимо Аллеманди, подозрения коснулись еще двух футболистов «Старой Синьоры»: Федерико Мунэрати и Пьетро Пасторе, которые якобы получили взятку и даже делали ставку на поражение собственной команды в том злополучном дерби. Однако этот факт следствие сочло недоказанным.
Первый второй скудетто
Решение о лишении туринцев титула принималось тогда, когда новый чемпионат уже стартовал: были сыграны первые четыре тура. А как раз 6 ноября 1927 года сборной Италии предстояло сыграть с Австрией в рамках Coppa Internazionale на только что построенном, величественном «Stadio Littoriale» в Болонье, который впоследствии стал всем известен, как «Renato dall’Ara». На той игре, которую Скуадра Адзурра проиграла со счетом 0:1, присутствовал президент FIGC Леандро Арпинати, бывший также мэром Болоньи. С тех пор одним из главных аргументов защитников непредвзятости Арпинати является то, что он не отдал титул команде из столицы родной Эмилии, занявшей в чемпионате 1926/27 второе место. Известно, что в FIGC были люди, склонные поступить именно таким образом, да и сама Федерация уже больше года, как переехала в Болонью, однако президент решительно противился такому повороту событий, каждый раз заявляя, что «ни одна команда не получит титула».
Скудетто 1928 года тифози «Торино» до сих пор называют «вторым»
Достойнее всех отреагировали на произошедшее разъяренные футболисты «Торино», которые дали клятву вернуть потерянный скудетто, и сдержали слово. Хотя за три тура до конца сезона 1927/28 «Скуадра Граната» уступила «Ювентусу», но через две недели туринцы одержали блестящую победу на чужом поле над своим главным конкурентом – «Дженоа», разгромив генуэзцев 5:1. До сих пор в Турине тот скудетто называют не иначе, как «вторым».
Амнистия Аллеманди
Судьба Луиджи Аллеманди могла бы сложиться по-другому, если бы не торжества, приуроченные к помолвке наследника престола Умберто, будущего «майского короля», с бельгийской принцессой Марией-Жозе. Кроме того, Скуадра Адзурра заняла третье место на Олимпийских играх в Амстердаме, а все помнили, что Аллеманди, начавший привлекаться в Национале еще до скандала, хотя и провел за сборную всего три игры, но в них команда ни разу не проиграла, а он не давал ни малейшего повода себя в чем-либо упрекнуть. До прихода на пост президента FIGC легендарного генерала Джорджо Ваккаро оставалось еще пять лет, но в умах власть имущих уже тогда медленно, но верно зрела идея сделать Скуадру Адзурру сильнейшей в мире. Именно поэтому возвращение Аллеманди на поле было делом времени, и, действительно, он через год продолжил свою карьеру в «Интере», позднее переименованном в «Амброзиану». В сборной Италии, в которую в декабре 1929-го в четвертый раз вернулся Витторио Поццо, Аллеманди стал одним из основных футболистов, выигравших звание чемпионов мира в 1934 году.
Тяжба за скудетто
Скудетто 1927 года официально считается в Италии «non assegnato» – не присужденным. Время от времени в Болонье и, особенно, в Турине раздаются голоса о том, чтобы вернуть титул своей команде. Несколько раз дошло даже до сбора подписей, а последние призывы в столице Пьемонта датируются февралем текущего года. Новому поколению тифози не дают покоя события 85-ти летней давности! В ход пошли новые аргументы: часто вспоминают речь президента FIGC Отторино Барасси, произнесенную им 6 мая 1949 года на похоронах «Великого Торино», погибшего в авиакатастрофе. Тогда расчувствовавшийся Барасси при свидетелях пообещал, что вернет скудетто туринцам, но свое слово так и не сдержал даже несмотря на то, что был потомственным офицером, участником Первой мировой войны и человеком чести.
P.S.
Всю жизнь Луиджи Аллеманди отрицал свою вину, но незадолго до смерти в 1978-м году все-таки признался, что дело было нечисто, но он не имел к этому никакого отношения.
Леандро Арпинати вскоре ушел со всех постов и много лет провел под домашним арестом в деревне под Болоньей. В 1943-м он отверг предложение самого Муссолини вернуться в правительство. Но былая дружба с дуче дорого обошлась Арпинати: вероятнее всего он был зверски убит партизанами весной 1945-го, хотя его тело так и не нашли. Согласно красивой легенде, в правдоподобность которой верится с трудом, одним из его убийц был болельщик «Торино».
Коммунисты, фашисты, Муссолини, Гитлер, Вторая мировая война, конец света – все это отходит для итальянцев на второй план, как только речь заходит о футболе и любимой команде!
Il calcio è la vita – Футбол – это жизнь!
Предлагаем вам самим решить, как поступить с титулом 1927 года:
Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!
Последние материалы блога:
Владимир Петкович. Иностранец в Риме
Да здравствует Император! Почему «Рома» победила «Фиорентину»
PS. Гвидо Орефичи в разговоре с одним из городских интересуется - а какие у вас политические взгляды? Тот, не слыша, отвлекается на двух своих сыновей, которые шалят - Адольф! Бетито! Прекратите безобразничать!
Интер совсем не ненавижу.