Ковальчик 10 лет боролась против норвежской астмы и героически победила в Сочи-2014: со сломанной ногой, после выкидыша
Польская лыжница Юстина Ковальчик с конца нулевых противостояла Норвегии едва ли не в одиночку (примерно как Большунов сейчас), задавала Марит Бьорген неудобные вопросы про лечение астмы; и главное – выигрывала.
Иногда убедительно, иногда очень трудно, с подвигом.
Ее самая сюжетная победа – разделка на 10 км на Олимпиаде-2014 в Сочи: Юсти с запасом опередила всех, несмотря на перелом стопы. А вскоре шокировала признанием: за несколько месяцев до золотой гонки у нее случился выкидыш.
Получила перелом за пару недель до Олимпиады-2014
13 февраля 2014-го в Сочи стояла весенняя погода: плюсовая температура и яркое солнце. Для крепкой Ковальчик такие условия не очень подходили, и после финиша она рассказывала: трассу подготовили отлично, но гонка далась крайне тяжело.
Юсти стартовала раньше основных соперниц – Бьорген и Йохауг – и сразу задала высокий темп, который долго выдерживала только Марит. Но ближе к финишу норвежку накрыло из-за быстрого начала: ноги забились, на подъемах еще и простреливали лыжи. Бьорген финишировала только пятой, проиграв Юсти больше 30 секунд. Незадолго до этого Ковальчик взмахнула рукой на финише, предчувствуя успех.
Потом рухнула на снег, тяжело дыша. А поднявшись, приняла поздравления и увидела, как докатывает Бьорген. Досмотреть не получилось – уже подступали слезы: Юсти отвернулась и разрыдалась.
После гонки ей задавали лишь один вопрос: как вы справлялись с болью? Ковальчик отвечала, что перед стартом приняла болеутоляющие: «Потом мне станет очень больно, но то, что будет потом, – неважно».
Поступок дня. Ковальчик выиграла золото со сломанной стопой
За несколько недель до Олимпиады полька сильно ушибла ногу – в первые несколько дней не могла даже ходить. Но гонки не пропускала – правда, участие в Играх уже вызывало сомнения. Спасали специальные вкладыши в ботинке и разрешенные препараты. За неделю до Олимпиады Юстина заявила, что с ногой порядок. А после скиатлона (6-е место) все-таки рассказала о диагнозе: у нее обнаружили многослойный перелом стопы. Кто-то посчитал объявление хитрым ходом, блефом – но Ковальчик даже опубликовала рентгеновский снимок.
«Выложить фото решила после реакции на вчерашнюю гонку разного рода экспертов. Я хотела показать, что с экспертными оценками людей, которые разбираются в лыжах так же, как я в астрономии, можно было подождать. Снимок подтвердил версию, что одна из костей стопы сломана. Я и раньше подозревала, что там перелом, потому что было очень больно».
Операция на стопе и не потребовалась, но тот сезон Ковальчик завершила досрочно.
Хотела пропустить Игры из-за рождения ребенка, но случилось несчастье
В апреле 2014-го Юсти упала в обморок по ходу интервью.
«Да у меня и хуже дни бывали. Накануне я спала очень мало. К тому же я всегда теряюсь при большом скоплении людей. Все эти камеры, интервью... Это все не мое, всегда большой стресс. Видимо, в этом и была причина».
Через месяц в фэйсбуке Юстины появилось короткое сообщение: «Ужасный день. Год назад я потеряла ребенка. Время не лечит ран...»
Пост сопровождала фотография собаки, поэтому многие пользователи решили, что это прощание с домашним питомцем. А потом Ковальчик дала интервью, в котором рассказала о выкидыше весной 2013-го, многолетней депрессии и том, что только лыжи давали ее жизни хоть какой-то смысл.
«Я была беременна, выкидыш случился в мае, на сборах. Я как раз думала, как правильно поступить. Если бы доносила ребенка положенный срок, то в Сочи бы не выступила. Уже планировала для себя другую жизнь, как минимум на ближайший год.
Прошло больше года, как мне поставили диагноз – депрессивное состояние. Больше полутора лет я борюсь с бессонницей. Борюсь со своим организмом, с постоянной тошнотой, температурой в 40 градусов, страхами. С проблемами, которых раньше не было».
Близкие не знали о болезни – Юсти просто боялась их тревожить. Антидепрессанты не помогали, а людные мероприятия лишь усугубляли депрессию. Ковальчик притворялась, что все нормально; и даже в Сочи главной проблемой якобы была травма, но на самом деле – нет:
«Все спрашивали меня о стопе. И она действительно болела очень сильно. Как-то вечером я вышла прогуляться в ботинках без вкладок – и не могла дойти до отеля. Боль страшная, но душа болела еще сильнее».
Все это время Юсти никому не рассказала о выкидыше, оставаясь наедине с горем и страхом. Весной 2013-го размышляла о завершении карьеры – опускались руки, отдаваться тренировкам не получалось:
«Хотела бросить лыжи, но поняла, что должна сначала дать волю эмоциям и только потом принимать решение. Я поняла, что лыжи станут моим убежищем. Решила, что, несмотря на эту трагедию, буду готовиться к Сочи».
Юстина Ковальчик: «Не планировала выступать в Сочи. Но случился выкидыш»
Депрессия не покидала Юстину, из-за этого начались ссоры с тренером. Перед олимпийским сезоном Ковальчик решила, что ее ждет последний сезон карьере. После Сочи-2014 Веретельный предложил ей перерыв в 5 месяцев, чтобы привести в порядок мысли. Юсти не выдержала, поняв, что без спорта не справится с проблемами:
«Во время перерыва моя жизнь так надломилась, что мы с ним встретились быстрее, чем думали. Потому что только в спорте вижу свое спасение сейчас. Два последних года я была на вечном перекрестке, а выбор пути от меня, увы, почти не зависел. Теперь же мост сожжен. Двигаться по новой, незнакомой дороге – например, сменить профессию – было бы глупо и рискованно. Осталось попробовать вернуться к прежней Юстине – какой я была три года назад. Когда я была сама собой».
И Ковальчик осталась еще на четыре года.
Победила депрессию и стала тренером (а на ЧМ вернулась)
Последующая жизнь в спорте оказалась сложной: обморок во время штурма горы на «Тур де Ски-2015», операция на колене, отказ от коньковых гонок, недолгий контракт с норвежской марафонской командой. Постепенно Ковальчик выпала из элиты; и напоминала о себе то невероятными историями польско-норвежских стычек на ЧМ-2011:
«Мои родители, стоявшие вдоль трассы и болевшие за меня с польским флагом, были атакованы пьяными норвежскими фанатами и в конце концов были вынуждены убрать флаг...»
То происшествиями: ДТП в Швеции, преследования безумного фаната и столкновение с машиной: «Села на велосипед, упала в канаву рядом с велосипедной дорожкой – из-за человека, восхищавшегося видами вокруг. Какая-то комедия. Мне сказали, что тренироваться со сломанным ребром невозможно. Это неправда. Четвертый день тренируюсь, хотя чертовски больно, но это всего лишь боль. Боль в ноге в золотой гонке Сочи-2014 была в тысячу раз сильней».
Случались и успешные дни: бронза командного спринта на ЧМ-2015 – единственная медаль в карьере Ковальчик, которую она принесла Польше не в одиночку. На предолимпийской неделе в 2017-м Юсти выиграла скиатлон (пусть и без основных соперниц) – это ее единственный подиум за четыре сезона.
Но главное, что публичный рассказ о проблемах и спорт действительно помогли Ковальчик: «Я родилась заново и пересмотрела свои цели. Избавилась от тяжелого груза с облегчением. Я решила оставить прошлое позади и сосредоточиться на будущем», – говорила она уже осенью 2014-го.
После Олимпиады-2018 Ковальчик завершила карьеру. Сейчас она работает тренером сборной Польши и выступает в марафонской серии; а на ЧМ-2019 совершила мини-камбэк – пробежала с эстафету и командный спринт.
Кажется, Юсти действительно справилась. И пусть лыжи не принесли побед в последние годы – зато вернули ее в норму: «Это спасло мою жизнь. Люди начали приглядывать за мной. Везде, где бы я ни появлялась, кто-то за мной следил. Мне нужна была эта забота.
В том интервью, в котором я рассказала о болезни, было не все. Я говорила только о поверхностной стороне проблем. Если решусь рассказать все, то в автобиографии, лет через 30.
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов, Константин Чалабов; Gettyimages.ru/Mike Hewitt, Ryan Pierse; STANISLAW KOWALCZUK/East News
Вопрос в лоббировании сборных или конкретного человека(говоря по русски: есть блат или нет).