Аналитика реанимирует карьеры. Как цифры меняют голландский футбол
В 2014-ом году голландский футбольный клуб «Хераклес» из Алмело находился в непростой ситуации. Клуб балансировал на грани вылета из Эредивизи. Реализация была ужасной, и команда нуждалась в нападающем, который исправит плачевное положение. Денег на хорошего новичка у них не было.
Раньше клуб направил бы своих скаутов на поиски нераскрытых талантов, но сейчас они позвонили Гиелсу Брауеру, молодому аналитику и настоящему футбольному фанатику, который открыл спортивную аналитическую фирму «SciSports» неподалеку от города Эншеде.
Брауер посоветовал Вута Вегхорста, рослого 22-ух летнего форварда с неплохой репутацией в клубе второго дивизиона «Эммен». На тот момент Вегхорсту не предложили новый контракт и казалось, что его карьера идет на спад. Однако его статистика говорила об обратном.
«Он выглядел немного неуклюже, но при этом забивал много голов, - рассказывал Брауер. - Возможность подписать Вегхорста за бесплатно также подсластила сделку. В течение года Вегхорст стал лучшим бомбардиром Хераклеса и получил вызов в молодежную сборную Голландии до 21 года».
В 2016-ом «Хераклес» продали Вегхорста в «АЗ Алкмаар» за 1,5 миллионов евро (1,8 миллионов долларов). «Алкмаар» – команда из родного города Брауера. Теперь Вегхорст делит второе место в списке бомбардиров Эредивизи и является одним из самых ярких молодых талантов Европы.
«SciSports» одна из быстроразвивающихся аналитических компаний, которые меняют взгляды на футбол. С начала 2000-ых все больше клубов Поставляют в прошлом традиционные скаутско-тактические методы в пользу анализа больших данных.
Потребовалось много лет, чтобы сломать стереотипы. Хотя проблема коммуникации с опытными специалистами, не привыкшими к новым технологиям, по-прежнему актуальна для аналитических компаний. Постепенно подобные технологии приживаются, навсегда меняя футбол.
Анализ больших данных на протяжении десятилетий был двигателем прогресса видов спорта в США. Невозможно представить бейсбольный или футбольный матч без чисел и графиков, сопровождающих каждую трансляцию. В крикете, втором по популярности виде спорта в мире, также активно анализируют данные и подают их в понятном виде.
Несмотря на все доводы, футбол долго перенимал новшества. На это есть ряд причин. Одна из них заключается в том, что футбол считается быстрым, креативным и свободным видом спорта, успех в котором зачастую зависит от силы воли и индивидуального мастерства.
Все это отчасти соответствует действительности. Но теперь, когда деньги правят спортом, чтобы выиграть малейшие преимущества, клубы все чаще обращаются к специалистам из индустрии анализа данных и ставок.
Сэм Эллардайс, бывший менеджер сборной Англии, был своего рода пионером. Пока он руководил «Болтоном» с 1999 по 2007 года, он использовал решение компании «Prozone», чтобы консолидировать данные и эффективно действовать на трансферном рынке.
Джей-Джей Окоча, Фернандо Йерро и Юрий Джоркаефф были среди звезд, приглашенных Эллардайсом маленький английский клуб, который непостижимым образом достиг финала Кубка УЕФА – теперь известного как Лига Европы – второго по силе турнира в Европе.
В 2007-ом выпускник Университета Оклахомы Тед Натсон работал в «PinnacleSports», которая специализировалась на ставках. В этом году он стал лидирующим трейдером Английской Премьер-Лиги, самой востребованной лиги в мире.
В 2014 году Натсон пополнил ряды «Smartodds», которая была известна своим прогрессивным подходом к работе с большими данными в футболе. В фильме «Человек, который изменил все», рассказана история успеха Билли Бина и его бейсбольной команды «Окленд Атлетикс». Это существенно подогрело интерес к аналитике данных в спорте.
Мэттью Бэннхэм, предприниматель в индустрии ставок, купил датский клуб «Митьюлланд» годом позже с надеждами привнести в работу клуба аналитику данных. В течение года клуб выиграл свой первый чемпионский титул датской Суперлиги, а также обыграл такого гиганта как «Манчестер Юнайтед» в Лиге Европы.
Также Бэннхэм владеет английским «Брентфордом», который был близок к выходу в Премьер-Лигу. По словам Натсона «Человек, который изменил все» это фильм, изменивший принцип покупки игроков. Он считает, что это направление в будущем будет развиваться еще активнее.
У «Брентфорда» был пятый с конца бюджет в лиге, но они смогли финишировать пятыми, девятыми и десятыми из 24 команд в те сезоны, что Натсон работал в клубе. Анализ данных позволяет менее обеспеченным клубам конкурировать с более именитыми и богатыми командами. «Но можно сказать, что в Премьер-Лиге далеко не все пользуются преимуществами, которые дают большие данные», - говорит Натсон.
Тепловые карты или процент владения мячом стали отличительной чертой при просмотре футбольных трансляций, а большинство телепрограмм в перерывах матчей пестрят сложной статистикой и проанализированными данными.
Последним трендом является способность предугадать ожидаемые голы (xG), которая измеряет предполагаемые забитые голы, исходя из количества созданных моментов. Данная статистику придумала компания «Opta», которая начала собирать данные по командам с 2009 года. Их методика требует трех сотрудников на матч: аналитика для домашней команды, для гостей, а также для супервайзера всего процесса.
Аналитики отмечают каждое касание мяча в реальном времени, записывая определенное действие. В среднем хорошая игра генерирует около 1 500-2 000 действий. «Данный процесс позволяет нам запечатлеть каждое действие в деталях», - говорит маркетинговый координатор «OptaPro» Райан Бахиа.
Сам Арсен Венгер вызвал гнев фанатов, когда попытался объяснить достойную игру своих игроков, используя xG после проигранного 3-1 матча с «Манчестер Сити». «Если вы посмотрите на ожидаемые голы (xG), у них было 0,7 гола, а у нас 0,6, - говорил Венгер. - Была очень плотная игра, они мало создавали, мало били по воротам, всего на раз больше нас, вот и все».
«Арсенал» нанял фирму «StatDNA», основанную в Чикаго, с сезона 2011/2012 и платил ей около 250 000 долларов в год, чтобы они не обеспечивали данными конкурентов. В 2014 году многолетний менеджер Арсен Венгер, основываясь на результатах, убедил совет директоров клуба приобрести «StatDNA» за 3 миллиона долларов.
Эта новость дала аналитическим компаниям понять, что важно предоставлять инструменты тем, кто готов ими пользоваться. Натсон добавляет, что индустрия отличается от других по одной причине. Он говорит, что у аналитических компаний база клиентов очень разнообразная. Это B2B, который очень зависит от связей и контактов.
Большой проблемой является избавление от барьера, существующего между современным подходом и людьми, которые заправляют футболом. Некоторые клубы даже пострадали от конфликтов между скаутами и новыми аналитическими фирмами. В какой-то момент американский аналитик Крэг Клайн покинул клуб Чемпионшипа «Фулхэм» после конфликта, связанного с клубной трансферной политикой.
«Мы уже используем некую версию машинного обучения в нашей модели», - говорит Натсон. - Если начинаешь думать слишком глубоко, отходишь от понимания того, как устроен футбол, становится сложно передать данную идею людям. Что на самом деле важно, так это способность воплощать стратегию в реальность, как на футбольном поле, так и за его пределами».
Натсон говорит, что сталкивается со скептицизмом со стороны многолетних специалистов, когда пытается донести до них аналитическую информацию.
Брауер, чья работа в основном сфокусирована в Голландии, Англии и Германии, сталкивается с такой же проблемой. «Я сравниваю эту ситуацию с рынком недвижимости, - говорит он. - У вас есть онлайн инструмент, где можно быстро отфильтровать какие дома тебя интересуют, но вы не купите дом, основываясь только на картинках и данных онлайн, хотя это делает процесс намного проще и эффективнее!»
Большие данные помогают индустрии, которая пережила свою долю скандалов и трудностей. Взятки и договорные матчи являются большой проблемой в футболе. Брауер говорит, что в таких странах, как Италия и Турция на трансферную деятельность влияет ряд сомнительных факторов.
Те, кто использует анализ данных меняют взгляды на современный футбол. Тренеры покупают игроков, которые идеально подходят под их стиль игры, вместо «кота в мешке». Такой подход усиливает тактические наработки, как у Юргена Клоппа или «Тикитаку» Пепа Гвардиолы.
Бахиа и его команда аналитиков заметили некоторые тренды последних лет: «Я использую данные на базовом уровне, чтобы определить стиль игры соперника при владении мячом, узнать их стиль игры в пас и откуда они больше всего забивают».
XG показал неэффективность ударов с дальнего расстояния. Это явно огорчит некоторых фанатов, знающих цену хорошему удару с 30-ти ярдов. Зато для тех, кто ценит атакующий стиль с обилием передач и футболистов, играющих в подобном стиле, данная тенденция очень даже порадует.
«Скаутские отделы должны быть в курсе тактических требований команды, - говорит Натсон. Тони Пулис нуждается в совершенно другом подборе игроков, чем Юрген Клопп или Гвардиола. Это создает ситуацию, в которой коммуникация и максимальная осведомленность играют ключевую роль». Брауер добавляет, что футбол становится более зависимым от тактики и стратегии.
Инновационные решения также имеют значение. Натсон разработал продукт под названием «Engine Room», который одновременно сравнивает множество индивидуальных параметров и выявляет ключевые показатели. Брауер выбрал другое направление и занимается разработкой 3D-данных с записи матчей.
Бахиа предупреждает клубы и советует не полагаться только на анализ данных. Это всего лишь один из компонентов огромной машины футбола, где огромное количество разных компонентов.
«Аналитика — это лишь часть пазла, - он говорит. – Способность адаптироваться к новым условиям является наглядным примером того, что еще необходимо учитывать помимо статистических данный и аналитики».
Возьмем голландского форварда Мемфиса Депая. Его таланты высоко оценивали в ПСВ и Эредивизи. В итоге он перешел в Манчестер Юнайтед за 33 миллиона долларов. Он не адаптировался к жизни в Англии и к 2016 году ему пришлось задумываться о новом месте продолжения карьеры.
Было крайне важно найти клуб, который по стилю бы подошел быстрому и техничному форварду, а также смог бы обеспечить комфортные условия вне футбольного поля. Он обратился к «SciSports». «Мы предложили ему 4 клуба Одним из них был французский Лион, - сказал Брауер. Основываясь на его манере игры, мы думали, что он отлично туда впишется».
Так и вышло. С момента переезда во Францию, Депай забивает почти в каждом втором матче и снова считается одним из самых талантливых европейских вингеров. Как и в случае с Вутом Вегхорстом, футбольный мир был готов похоронить карьеру Депая, но аналитика данных дала им шанс вновь засиять.
Статья: https://www.redherring.com/uncategorized/soccers-data-stars-changing-game-forever-making-money/
Контакты:
https://www.facebook.com/iforssmartsport