Тренер канадцев – легенда «Вашингтона». Гонял Овечкина, купил себе команду и выращивает классную молодежь
Дэйл Хантер чем-то даже похож на Брагина.
Тренер молодежной сборной – самая незаметная фигура на чемпионате мира. Обычно эту должность занимают специалисты, которые не востребованы на элитном уровне. В России Валерий Брагин давно сросся с молодежкой, очень похожая история у канадцев – на МЧМ едут либо совсем уж ветераны вроде Эла Арбура, либо те, кто большую часть карьеры провел в юниорских лигах.
В этом году канадцы собираются идти за золотом с мощным составом, некстваном и действительно звездным тренером – Дэйл Хантер, помимо неудачного опыта с переводом Овечкина на правый фланг, давно заработал репутацию одного из лучших специалистов в юниорском хоккее, в комплекте с которой идут 1400 матчей в НХЛ.
Хантер-игрок: чужие его ненавидели, свои обожали
Дэйл Хантер – один из самых грязных игроков НХЛ за всю историю. Но в большей степени он стал жертвой эпохи – ворвался в хоккей с началом 80-х и отыграл 19 лет в лиге, которая возводила насилие в культ и не особо парилась насчет сотрясений и травм головы. Это и позволило Дэйлу уйти на пенсию на втором месте по штрафным минутам после Тайгера Уильямса, опередив всех классических тафгаев. Если что-то и и есть тут удивительное, так это его габариты: Хантер вырубал людей, встречал локтями в голову и дрался при росте меньше 180 см.
Вот прием, который лучше всего показывает, каким Хантер был игроком:
Если бы нечто подобное произошло сейчас, его легко бы отстранили на пару сезонов. Против Хантера ненавидели играть – он был огромной занозой в заднице, с той поправкой, что заноза просто вызывает неприятные ощущения, а Хантер мог отправить в больницу.
При всей грязи и жестокости, он был отличным игроком – забил три сотни голов, пробил планку в тысячу очков и даже добирался до финала Кубка Стэнли с «Вашингтоном». В «Кэпиталс» Хантер и стал легендой – он провел в столице 12 лет, 5 из них с капитанской нашивкой. Для «Кэпиталс» он был кем-то вроде Тома Уилсона до появления Тома Уилсона – рубился по всей площадке, забивал важные голы, подтирал зад мягким европейцам и отвечал за атмосферу в раздевалке. Кстати, об атмосфере – Хантер любил не только мужицкую мотивацию, но и трэшевый туалетный юмор (в прямом смысле). Вот что написал в своей автобиографии Клинт Маларчак, которого вместе с Хантером «Кэпиталс» получили из «Квебека»:
«Дэйл был редкой деревенщиной, хотя сам называл себя ковбоем. Мы вместе подшучивали над партнерами по команде – любимым развлечением было натянуть прозрачную пленку на унитаз. В ресторанах у него была другая фишка – он вставал рядом, и незаметно мочился соседу на ботинки. Вы ничего не замечали, пока ваша обувь не пропитывалась мочой. Он делал вид, что это произошло случайно, все что он обычно говорил: «Блин, извини». И Дэйл мог сделать такое абсолютно с каждым».
После таких историй становится понятно, почему каждый хоккеист «Кэпиталс» радовался, что ему приходится играть рядом с Хантером, а не против него. Его номер в «Вашингтоне» вывели из обращения через год после завершения карьеры – такой почести не получил даже Петер Бондра, лучший снайпер команды до Овечкина.
«Я не Уэйн Гретцки. Я просто пытался отдавать все силы каждый вечер. И эта страсть – то, чем всегда был «Вашингтон», – на торжественной церемонии Хантер очень точно описал большую часть своей карьеры.
Хантер-тренер: заставлял Овечкина пахать в защите
«Дэйл Хантер? Я бы не сказал, что Дэйл надо мной издевался. У него просто была такая тактика, и все. Если б мы выиграли, все бы говорили: «Все шикарно и отлично!». А так из-за его глупости мы проиграли «Рейнджерс» во втором раунде. Считаю, это тренерская ошибка – поставить не того и не туда в тот момент. Тем более во время плей-офф, когда ведем серии 3-2...
Эта ошибка дорогого стоит. И все, мы вылетели. Но у нас с ним хорошие отношения. «Привет – привет, пока – пока». Но в каких-то моментах я был не согласен, и большинство людей то же самое», – так Овечкин описывал свой недолгий опыт работы с Хантером по ходу сезона-2011/12.
Дэйл пришел в команду по ходу сезона, заменив Брюса Будро, и формально «Вашингтон» провел неплохой сезон – вышел в плей-офф, прошел чемпионов из «Бостона» и проиграл серию «Рейнджерс» лишь в 7 матчах. Однако тот год стал одним из худших в карьере Овечкина (и однозначно худшим по гол+пас), и это было главной проблемой Хантера.
Он тасовал звенья, дергал Овечкина с фланга на фланг, заставлял пахать в защите и сильно урезал время – если при Будро Александр легко мог играть 25 минут, при Хантере редко добирался и до 20. В том году он набрал лишь 65 очков – это были смешные цифры для пикового Овечкина. Несмотря на это, Дэйла уговаривали остаться – он изначально сказал, что пришел помочь родной команде строго на этот сезон, а потом вернется к своим юниорам, – но свое решение он не изменил и больше не возвращался к работе на взрослом уровне.
Вложил деньги в юниорскую команду и сам ее тренирует
После окончания карьеры Хантер почти сразу начал тратить честно заработанные деньги – вместе с братом Марком они купили клуб «Лондон Найтс» за 3,8 млн долларов. За 20 лет братья Хантеры превратили «рыцарей» в одну из самых успешных команд в системе CHL – «Лондон» четыре раза выигрывал чемпионский титул, дважды брал Мемориальный кубок (объединенный трофей трех юниорских лиг) и установил несколько рекордов по очкам в регулярном чемпионате. Это феноменальное достижение для юниорского хоккея, где лучшие игроки редко задерживаются в составе дольше чем на пару лет.
В «Лондоне» в разное время играли лучшие игроки своего поколения – Рик Нэш, Кори Перри, Джон Таварес, Патрик Кэйн, Джон Карлсон и Митчелл Марнер. Одна из фишек «Лондона» – успешное развитие игроков. Хантер превратил команду в своеобразную ферму по выращиванию талантов и старается дать своим пацанам те качества, которые пригодятся им на уровне НХЛ. Братья делят функционал – Дэйл больше сосредоточен на тренировочном процессе, а Марк отвечает за скаутинг.
Один из игроков, которому пошла на пользу игра за «Лондон» – молодая звезда «Торонто» Митч Марнер. Хантер учил его выживать – Митч был легковат даже по меркам юниорской лиги, но чрезвычайно одарен интеллектом и техникой. Хантер прозвал его водяным жуком (Марнер все время был в движении) и сделал все, чтобы хилый пацан был способен играть в НХЛ.
Юниорка – идеальное место для Хантера. За счет своего опыта и природной харизмы он пользуется огромным авторитетом среди игроков и имеет большое влияние. В «Лондоне» невозможно представить проблемы, которые возникли у Хантера с Овечкиным. Он легко находит общий язык с игроками – возможно, в этом плане его можно сравнить с Валерием Брагиным, которого благодарят все составы его сборной. Хантер умеет быть лидером и знает как побеждать – кажется, в Канаде нашли почти идеального кандидата, чтобы забрать золото МЧМ.
О чем Брагин думает перед канадцами. Версия Петухова
Канадцы привезли на МЧМ нового гения. Лучше него по юниорам начинали только Лемье и Кросби
Наш первый герой на МЧМ – Егор Замула. Ушел из Челябинска из-за блатных, дружит с Федуком
Фото: Gettyimages.ru/Claus Andersen, Bruce Bennett, Doug Pensinger/Allsport, Patrick McDermott
Хантер показал ли одно - он не для взрослого хоккея и логично слился в деревню, откуда приплыл.