7 мин.

Америка сходит с ума по фэнтези: это приносит миллиарды долларов ежегодно

Даже больше, чем сам спорт.

США – страна, где спорт во всех его видах сильнее всего интегрирован в жизнь человека. Интерес к нему в Америке не выплескивается сгустком концентрированной энергии – как в Греции, Сербии и других балканских странах. Не заканчивается тихим еженедельным посещением любимого ФК «Кокфостер» из пятого дивизиона второй лиги Ланкашира – как в Англии. Профессиональный спорт в США витает парами в воздухе и сопровождает человека с момента рождения до смерти.

Вопрос, как так получилось, оставим культурологам. Одно из главных проявлений того, что спорт всепоглощающе влияет на жизнь американцев – это фэнтези-турниры. Почти каждый пользователь Sports.ru наверняка видел рекламу фэнтези АПЛ, РПЛ или КХЛ, но многие вряд ли представляют, какие масштабы это имеет за океаном.

Простая цифра – в наше фэнтези АПЛ, самое популярное на сайте, играет 27 тысяч человек; при этом Sports.ru – единственный сайт в России с живым фэнтези. Сколько людей в США имеют фэнтези-команды в разных видах? По данным Ассоциации фэнтези-спорта – 59 миллионов, почти 20% населения. Это данные на 2017-й – каждый год игроками становятся еще миллиона полтора.

Ради них работают десятки фэнтези-платформ, авторы и редакторы спортивных сайтов, отдельные порталы и радиостанции, посвященные исключительно фэнтези. Одних только подкастов на эту тему существует не меньше сотни. Вся индустрия приносит совокупный доход в 7 млрд долларов – почти как вся НБА; средний игрок ежемесячно тратит в игре 55 долларов.

Идея того, что можно играть теми, кто уже играет сам, появилась в Америке еще до Второй мировой, но долго не могла найти практического оформления. Первыми фэнтезистами стали солидные люди – профессора Гарварда, которые в 1961-м начали играть в бейсбол на бумаге. Почему именно бейсбол? Потому что даже в начале 60-х здесь уже была масса легкодоступной статистики – у хоккея на тот момент, например, только голы и передачи. Тесные академические связи позволили умной забаве расползтись по остальным американским колледжам.

Одним из учеников этих профессоров был журналист Дэниел Окрент, который и сделал фэнтези популярным среди всех американцев. Летом 1981-го игроки MLB объявили забастовку, и бейсбольным журналистам стало просто не о чем писать. Окрент опубликовал в одном из спортивных журналов пост о фэнтези и кратко описал правила новой игры. За ним последовали другие спортивные журналисты, которые тоже начали формировать свои команды и писать об этом – по цепочке в фэнтези стали играть уже и читатели, когда забастовка кончилась. В 1990-м USA Today оценивала количество фэнтезистов в 500 тысяч человек – и это очень приблизительная цифра, интернета тогда не было.

В отличие от привычной нам «европейской» системы с трансферами за деньги, американские фэнтезисты начинали с того, что было привычным им и присутствовало во всех главных лигах страны – драфта. Порядок выбора определялся простой жеребьевкой.

Число игроков и доходы индустрии росли быстрее, чем любая спортивная лига в это время: за три года (1990-1993) количество игроков утроилось, а газета USA Today включила в свой штат специального фэнтези-колумниста. Эксперты считают, что газета еще и приобрела дополнительную популярность за счет того, что начала печатать расширенную статистику.

Конечно, из бейсбола новое увлечение ушло в самый популярный вид спорта США – американский футбол, а канадцы логично перенесли его в хоккей. НХЛ здесь совершила прорыв: в 1995-м хоккей стал первым видом спорта, где в фэнтези можно было играть через интернет. Пивовары из компании «Молсон» запустили рекламную кампанию «Я – канадец», в которую органично вписалась и хоккейная игрушка – данные для нее представляла сама лига.

Уже в XXI веке миллениалы изобрели фэнтези-спорт заново: новое поколение не хотело ждать итогов турнира целый долгий сезон (в бейсболе он, если что, составляет 162 игры), и был внедрен формат ежедневных соревнований. «Ежедневное» в названии не обязательно означало то, что все проводилось лишь за день, но фокус был направлен именно на короткий срок игры (чаще всего не больше недели).

Формат взлетел на космической скорости: ставки на спорт в США несколько лет назад еще не были разрешены на федеральном уровне, поэтому диванные капперы либо искали подпольные пути, либо симулякры. Краткосрочные фэнтези-лиги стали такой заменой: их победители получали денежные призы, которые формировались из игровых взносов других игроков. Власти некоторых штатов пытались найти в деятельности платных фэнтези-лиг признаки букмекерского бизнеса, но обломали зубы. Доход от этого вида фэнтези резко взлетел в 2015-2016 годах, но после легализации ставок на всей территории страны ожидается, что он немного замедлится. Впрочем, даже сейчас доход от краткосрочного фэнтези составляет 3 млрд долларов.

Естественно, огромная отрасль стала предметом научных исследований – в основном социологических. Броди Руили из университета Майами говорит: «Игроки в фэнтези – это наилучшие покупатели. Их глаза постоянно направлены в экран. Если мы говорим о том, сколько пользователи проводят времени на сайте, то игроки в фэнтези здесь опережают всех – они хотят получить все и сразу, статистику, новости, прогнозы одновременно. Это лучшие спортивные фанаты».

В 2011-м было проведено исследование мотивации игроков в фэнтези. В выборке из 500 человек почти половина оказалась «гедонистами» – людьми, которые не обращают внимание на ставки, а просто играют ради духа соперничества и общения с конкурентами, ставочный аспект важен для 30%. Эти две категории тратят довольно много времени на фэнтези – 60% опрошенных заходили на фэнтези-сайты 3 и больше раз в неделю и тратили на каждый визит больше, чем полчаса. Фанаты фэнтези, кроме всего прочего, более образованы и имеют более высокий доход, чем средний житель США.

Фэнтези-лиги стали очень популярными еще и благодаря тому, что позволили людям найти новую тему для общения в реальной жизни. До появления интернета драфты проходили в ресторанах, кафе или дома у «комиссионера» (даже традиционное название фэнтези «рото» происходит от ресторана «Ротиссьер», где свои первые драфты проводил Окрент и компания).

В принципе, даже с развитием технологий люди все еще собираются на драфты вживую, где записывают игроков маркером на доске. Это было отражено в эпизоде комедии «Немножко беременна». Простой факт, чтобы лишний раз оценить, насколько все помешаны на фэнтези: сайт MLB позже выпустил разбор драфта и оценил, как выбранные персонажами игроки проявили себя в реальной жизни!

В 2009-м кабельный канал FX запустил ситком «Лига», который посвящен компании друзей, которые играют в одной фэнтези-лиге по НФЛ. Конечно, сериал в целом посвящен не только их виртуальной игре, но фэнтези-составляющая в сериале очень сильна, а в сериале успели сыграть несколько десятков игроков НФЛ. Ситком продержался семь сезонов – отличный результат для американского телевидения.

Фэнтези-спорт – удивительный пример того, как симулякр реального спорта достиг масштабов того, чему он подражает. В 2025 году совокупная прибыль от фэнтези-спорта прогнозируется в размере 33 млрд долларов (четыре главные лиги США зарабатывают 39 млрд совокупно). Почти вся хоккейная аналитика подчинена фэнтези: сайт Daily Faceoff, где публикуются свежие обновления троек, в основном осаждают фэнтезисты – они интересуются, кого с учетом последних изменений выставить на вэйвер или обменять.

Фэнтези-игроки читают прогнозы на драфте – и не только те, что касаются их команды, а всех, потому что они играют в лиге-династии, где игра может длиться годами, где команды устроены по принципу настоящих франшиз НХЛ с основой, фармом и задрафтованными проспектами. Фэнтези – это то, что позволило фанатам смотреть чуть дальше того, кто же сегодня выйдет в первом звене любимого клуба.

Собственно, совет и вам: если хотите смотреть на вещи чуточку глубже – начните играть в фэнтези. Можете собрать команду в нашей фэнтези-игре, ну а если вам не нравится европейская система с трансферами и лимитом на траты, то есть несколько десятков американских сайтов с фэнтези-движком.

Извините, статья получилась короче, чем ожидалось. Картер Харт как-то плохо начал играть – пойду думать, кем бы его заменить.

«Любой матч становится самым важным в твоей жизни». Что вы упускаете, если не играете в Fantasy-футбол

Фото: REUTERS/Danny Moloshok; Gettyimages.ru/Hulton Archive, David Ryder; usatoday.comfxnetworks.com