Америка сходит с ума по фэнтези: это приносит миллиарды долларов ежегодно
Даже больше, чем сам спорт.
США – страна, где спорт во всех его видах сильнее всего интегрирован в жизнь человека. Интерес к нему в Америке не выплескивается сгустком концентрированной энергии – как в Греции, Сербии и других балканских странах. Не заканчивается тихим еженедельным посещением любимого ФК «Кокфостер» из пятого дивизиона второй лиги Ланкашира – как в Англии. Профессиональный спорт в США витает парами в воздухе и сопровождает человека с момента рождения до смерти.
Вопрос, как так получилось, оставим культурологам. Одно из главных проявлений того, что спорт всепоглощающе влияет на жизнь американцев – это фэнтези-турниры. Почти каждый пользователь Sports.ru наверняка видел рекламу фэнтези АПЛ, РПЛ или КХЛ, но многие вряд ли представляют, какие масштабы это имеет за океаном.
Простая цифра – в наше фэнтези АПЛ, самое популярное на сайте, играет 27 тысяч человек; при этом Sports.ru – единственный сайт в России с живым фэнтези. Сколько людей в США имеют фэнтези-команды в разных видах? По данным Ассоциации фэнтези-спорта – 59 миллионов, почти 20% населения. Это данные на 2017-й – каждый год игроками становятся еще миллиона полтора.
Ради них работают десятки фэнтези-платформ, авторы и редакторы спортивных сайтов, отдельные порталы и радиостанции, посвященные исключительно фэнтези. Одних только подкастов на эту тему существует не меньше сотни. Вся индустрия приносит совокупный доход в 7 млрд долларов – почти как вся НБА; средний игрок ежемесячно тратит в игре 55 долларов.
Идея того, что можно играть теми, кто уже играет сам, появилась в Америке еще до Второй мировой, но долго не могла найти практического оформления. Первыми фэнтезистами стали солидные люди – профессора Гарварда, которые в 1961-м начали играть в бейсбол на бумаге. Почему именно бейсбол? Потому что даже в начале 60-х здесь уже была масса легкодоступной статистики – у хоккея на тот момент, например, только голы и передачи. Тесные академические связи позволили умной забаве расползтись по остальным американским колледжам.
Одним из учеников этих профессоров был журналист Дэниел Окрент, который и сделал фэнтези популярным среди всех американцев. Летом 1981-го игроки MLB объявили забастовку, и бейсбольным журналистам стало просто не о чем писать. Окрент опубликовал в одном из спортивных журналов пост о фэнтези и кратко описал правила новой игры. За ним последовали другие спортивные журналисты, которые тоже начали формировать свои команды и писать об этом – по цепочке в фэнтези стали играть уже и читатели, когда забастовка кончилась. В 1990-м USA Today оценивала количество фэнтезистов в 500 тысяч человек – и это очень приблизительная цифра, интернета тогда не было.
В отличие от привычной нам «европейской» системы с трансферами за деньги, американские фэнтезисты начинали с того, что было привычным им и присутствовало во всех главных лигах страны – драфта. Порядок выбора определялся простой жеребьевкой.
Число игроков и доходы индустрии росли быстрее, чем любая спортивная лига в это время: за три года (1990-1993) количество игроков утроилось, а газета USA Today включила в свой штат специального фэнтези-колумниста. Эксперты считают, что газета еще и приобрела дополнительную популярность за счет того, что начала печатать расширенную статистику.
Конечно, из бейсбола новое увлечение ушло в самый популярный вид спорта США – американский футбол, а канадцы логично перенесли его в хоккей. НХЛ здесь совершила прорыв: в 1995-м хоккей стал первым видом спорта, где в фэнтези можно было играть через интернет. Пивовары из компании «Молсон» запустили рекламную кампанию «Я – канадец», в которую органично вписалась и хоккейная игрушка – данные для нее представляла сама лига.
Уже в XXI веке миллениалы изобрели фэнтези-спорт заново: новое поколение не хотело ждать итогов турнира целый долгий сезон (в бейсболе он, если что, составляет 162 игры), и был внедрен формат ежедневных соревнований. «Ежедневное» в названии не обязательно означало то, что все проводилось лишь за день, но фокус был направлен именно на короткий срок игры (чаще всего не больше недели).
Формат взлетел на космической скорости: ставки на спорт в США несколько лет назад еще не были разрешены на федеральном уровне, поэтому диванные капперы либо искали подпольные пути, либо симулякры. Краткосрочные фэнтези-лиги стали такой заменой: их победители получали денежные призы, которые формировались из игровых взносов других игроков. Власти некоторых штатов пытались найти в деятельности платных фэнтези-лиг признаки букмекерского бизнеса, но обломали зубы. Доход от этого вида фэнтези резко взлетел в 2015-2016 годах, но после легализации ставок на всей территории страны ожидается, что он немного замедлится. Впрочем, даже сейчас доход от краткосрочного фэнтези составляет 3 млрд долларов.
Естественно, огромная отрасль стала предметом научных исследований – в основном социологических. Броди Руили из университета Майами говорит: «Игроки в фэнтези – это наилучшие покупатели. Их глаза постоянно направлены в экран. Если мы говорим о том, сколько пользователи проводят времени на сайте, то игроки в фэнтези здесь опережают всех – они хотят получить все и сразу, статистику, новости, прогнозы одновременно. Это лучшие спортивные фанаты».
В 2011-м было проведено исследование мотивации игроков в фэнтези. В выборке из 500 человек почти половина оказалась «гедонистами» – людьми, которые не обращают внимание на ставки, а просто играют ради духа соперничества и общения с конкурентами, ставочный аспект важен для 30%. Эти две категории тратят довольно много времени на фэнтези – 60% опрошенных заходили на фэнтези-сайты 3 и больше раз в неделю и тратили на каждый визит больше, чем полчаса. Фанаты фэнтези, кроме всего прочего, более образованы и имеют более высокий доход, чем средний житель США.
Фэнтези-лиги стали очень популярными еще и благодаря тому, что позволили людям найти новую тему для общения в реальной жизни. До появления интернета драфты проходили в ресторанах, кафе или дома у «комиссионера» (даже традиционное название фэнтези «рото» происходит от ресторана «Ротиссьер», где свои первые драфты проводил Окрент и компания).
В принципе, даже с развитием технологий люди все еще собираются на драфты вживую, где записывают игроков маркером на доске. Это было отражено в эпизоде комедии «Немножко беременна». Простой факт, чтобы лишний раз оценить, насколько все помешаны на фэнтези: сайт MLB позже выпустил разбор драфта и оценил, как выбранные персонажами игроки проявили себя в реальной жизни!
В 2009-м кабельный канал FX запустил ситком «Лига», который посвящен компании друзей, которые играют в одной фэнтези-лиге по НФЛ. Конечно, сериал в целом посвящен не только их виртуальной игре, но фэнтези-составляющая в сериале очень сильна, а в сериале успели сыграть несколько десятков игроков НФЛ. Ситком продержался семь сезонов – отличный результат для американского телевидения.
Фэнтези-спорт – удивительный пример того, как симулякр реального спорта достиг масштабов того, чему он подражает. В 2025 году совокупная прибыль от фэнтези-спорта прогнозируется в размере 33 млрд долларов (четыре главные лиги США зарабатывают 39 млрд совокупно). Почти вся хоккейная аналитика подчинена фэнтези: сайт Daily Faceoff, где публикуются свежие обновления троек, в основном осаждают фэнтезисты – они интересуются, кого с учетом последних изменений выставить на вэйвер или обменять.
Фэнтези-игроки читают прогнозы на драфте – и не только те, что касаются их команды, а всех, потому что они играют в лиге-династии, где игра может длиться годами, где команды устроены по принципу настоящих франшиз НХЛ с основой, фармом и задрафтованными проспектами. Фэнтези – это то, что позволило фанатам смотреть чуть дальше того, кто же сегодня выйдет в первом звене любимого клуба.
Собственно, совет и вам: если хотите смотреть на вещи чуточку глубже – начните играть в фэнтези. Можете собрать команду в нашей фэнтези-игре, ну а если вам не нравится европейская система с трансферами и лимитом на траты, то есть несколько десятков американских сайтов с фэнтези-движком.
Извините, статья получилась короче, чем ожидалось. Картер Харт как-то плохо начал играть – пойду думать, кем бы его заменить.
Фото: REUTERS/Danny Moloshok; Gettyimages.ru/Hulton Archive, David Ryder; usatoday.com; fxnetworks.com
Проблема в том, что в случае с буками это война меча и щита. Как ты понимаешь, сами буки кэффы тоже не в ручную устанавливают)) У них тоже есть собственные алгоритмы распределения кэффов. + В проф букмейкерских конторах( таких как пиннакл) в зависимости от прогруза на тот или иной исход, они будут кэффы менять и ставить ограничение макс ставки. То есть ты поставил 1к бакосов с кэффом 1,5, а следующие 1к ты уже поставишь с кэффон 1,9. Что, как мы выяснили может быть уже не выгодно. Это, кстати, показывается, что все эти телеграмм каналы с прогнозами на спорт - изначально лохотрон. А в не проф контроках, если ты будешь побеждать, тебе будут жёстко резать максы ставок на событие. Из-за всего этого выигрывать у буков ставя на биг маркеты - очень сложно. Скажем, вот тут бейсбольный картель показывает в год РОИ, где то 2-3%. То есть, если ты проставил 100 рублей по их боту, то выиграешь 2-3 рубля в год.
В Фэнтези этого просто нет. По сути, ты играешь, как в покере, против других игроков, а не контор. Другие игроки не пользуются сложными алгоритмами вычисления, а твоё ожидание подает не из-за буков, а, скорее, из-за количества профессионалов в турнире.
Добавлю свои пять копеек.
1. Практически весь объем денег крутится не в длительных fantasy-турнирах, а в DFS (ежедневные турниры). Контролируют почти 100% североамериканского рынка 2 конторы - Draft Kings и Fan Duel.
2. Огромная популярность DFS в Северной Америке связана с практически полным запретом онлайн-букмекеров в США, и их значительным ограничением в Канаде. Это, кстати, объясняет, почему фэнтази не очень популярен на других рынках.
3. Если в Северной Америке обычные букмекеры станут легальны, рынок DFS очень сильно обвалится. На сегодняшний день в США букмекеры законодательно считаются gambling-ом (азартными играми), а фэнтази считаются game of skills (интеллектуальными играми). Это уже скоро может поменяться, букмекеры мощно эти изменения лоббируют.
4. Если сильно упрощать, то длительными фэнтази-турнирами, своими лигами и т.д. интересуются реальные болельщики и знатоки, у которых на это есть свободное время. Основная масса народа ставит на ежедневные DFS (т.к. не имеет доступа к букам) просто как на эмоциональное дополнение к просмотру матча.
5. В фэнтази реально просчитываются баскетбол и бейсбол. В связи с этим в этих турнирах, как и в онлайн-покере, очень много sharks (профессиональных команд с ботами и программным обеспечением). Как результат, обычные игроки на длительном отрезке несут потери.
6. Профессионалы пока зарабатывают огромные деньги на DFS. Реальны суммы в несколько миллионов долларов в год. Для самих sharks существует много проблем с выводом денег и налогообложением.
7. Если захотите попробовать поиграть, помните: Play for fun, not for money)))
Я же говорю, чувак который на видео бота пишет реально заработывал на ставках себе на жизнь)) Шит ещё не победил меч!))
2. Обыгрывать можно играя мини маркеты которые ты знаешь лучше буков. Если ты играешь АПЛ, то там кэффы очень приближены к оптимальным и побить их без бота, ставя на промышленной основе - невозможно, на мой взляд. Но 2 лига чемпионата Белоруссии по пинпонгу вообще не оптимальна)) И если ты следишь за ней, то ты можешь уверенно обыгрывать буков. Другой вопрос, что там макс ставка будет очень маленькая. И озолотиться вряд ли получится
3. Обладать инсайдерской информацией. Если ты знаешь то, чего не знают буки, то это тоже может дать тебе преимущество перед ними.