13 мин.

Пеп Лейндерс. «Интенсивность» Неделя 13: «Один играет за одиннадцатерых»

Вступление/Пролог

***

На следующий день после «Юнайтед» в AXA, и я отчаянно пытался избежать встречи с Мо и Вирджилом…

Андреас сказал мне прямо перед выходом на поле, что Вирджил обо мне спрашивал. Я заметил, что они оба приближаются ко мне справа, поэтому быстро сманеврировал влево. Все утро было похоже на игру Pac-Man, но это делалось с широкой улыбкой на наших лицах. Они хотели знать план на них, дадут ли им выходной в связи с матчем Кубка лиги. Даже когда они занимались бегом трусцой по 2 по 10 минут, Вирджил подзывал меня — а я все смеялся.

Что еще более важно, я отправился на поиски Джеймса Милнера после того, как ему пришлось покинуть поле на «Олд Траффорд» из-за травмы. Я нашел его на кровати в процедурном кабинете. Ему только что сделали сканирование: от четырех до шести недель, что исключало его участие в матчах до окончания международного перерыва. Я сказал ему, что в таком случае он все равно должен оставаться очень близко к команде, к раздевалке, к нашим играм. Именно этого хочет Юрген. Он — наш голос и наши ценности в раздевалке. Моя должность — помощник менеджера, но вполне можно было бы присвоить ее и Джеймсу.

В понедельник мы тренировались с запасными игроками «Олд Траффорд», готовя их к матчу с «Престоном». Мы создали особый квадрат, чтобы стимулировать контрпрессинг с последующим более высоким, быстрым и качественным. Повторение, повторение, повторение. Ребята тренировались очень, очень усердно и выглядели голодными и уверенными в себе. На нашем аналитическом собрании я уделил особое внимание деталям соперника, так как во вторник я вернусь к работе с прессой и проведу пресс-конференцию. Я всегда даю интервью клубным СМИ за полчаса до этого, чтобы дать им первые ответы, но затем прошу их не под запись помочь мне подготовиться к «неудобным» вопросам. Если мы просим наших игроков тренироваться, почему также не делать этого и менеджерам и тренерам? «Нашей игре нужна свежесть, мы хотим, чтобы наши игроки были непредсказуемыми, мы хотим, чтобы они чувствовали себя свободно в атаке, — сказал я журналистам. — Очень важно, чтобы присутствовала эта свежесть. В завтрашней игре мы хотим атаковать. Это единственное, что имеет значение, и единственный способ прессинговать так, как мы это делаем — это с игроками, которые полностью, совершенно готовы к этому. Я на 100% уверен, что в каждой игре этого кубка мы будем играть так, как мы этого хотим и с полной самоотдачей от наших игроков».

После окончания пресс-конференции мы провели наше предматчевое собрание с ребятами. Оно было коротким, потому что «внутри идет дождь», — пошутил Юрген, — в конференц-зале прямо перед первым рядом была течь. Босс сказал, что если они думают, что мы не уважаем это соревнование, то они нас попросту не знают — мы покажем на поле то, что хотим. Мы должны были быть готовы к бою, особенно в такую погоду. Мы не могли все контролировать против играющей длинными забросами команды, но всегда был тот, кто должен был делать эти забросы — и вот на что мы могли повлиять. Команды Чемпионшипа исторически хороши при стандартных положениях, так что надо было убедиться, что мы будем на своих местах. «Наслаждайтесь и покажите, что мы — "Ливерпуль"», — сказал босс.

В день матча мы поехали на автобусе в Престон, и настроение у нас было хорошее. На эту игру мы были одеты в новые спортивные костюмы от Nike, но они, очевидно, прислали неправильные размеры, потому что все выглядели так, словно собирались прыгать из самолета. «80-е вернулись», — сказал я Рэю. Над Рэем часто шутят, что всегда хорошо для настроения, потому что он может справиться с этим и ответить шуткой, как никто другой. Юрген и я заметили, когда все готовились к выходу на разминку, что молодые парни были великолепны в раздевалке, они надели бутсы и были готовы к выходу, по сравнению со всеми старшими игроками, которым требуется гораздо больше времени, чтобы пройти процедуру перевязки, предварительной подготовки и массажа.

Это была тяжелая игра, но мы довели ее до конца и выиграли у «Престона» со счетом 2:0. Только те, кто играл в Англии, знают, как тяжело играть в этих выездных кубковых матчах, когда ветрено, дождливо и холодно против соперника из Чемпионшипа. Это одно из самых сложных соревнований в мировом футболе, и иногда я думаю, что эти команды созданы для того, чтобы выбивать сильнейших в кубковых играх. Мы играли не особенно хорошо, но мы все-таки улучшили ход игры. Парни нашли ритм, им это было нужно. Решающее значение имело то, как мы перестроили нашу динамику на правом фланге в соответствии с качествами Окса, Неко и Харви Блэра. Таким образом, мы могли бы создавать и использовать пространства чаще и лучше. В то же время мы были лучше защищены, имея еще одного игрока в центре за мячом.

Когда мы выпустили Конора Брэдли, это придало нам еще больше энергии. Разница между хорошим и плохим во многих случаях составляет всего около пяти метров, как однажды объяснил это Кройфф. Для нас, «Ливерпуля», это много раз по пять метров вперед — наш путь, путь нападения.

Мы забили первый гол с правого фланга с низкого навеса от Неко на Таки, который типично завершил атаку. Затем Дивок пробил акробатическим ударом пяткой, забив решающий второй гол, и я сказал ему после игры, что это было похоже на удар скорпиона. На пресс-конференции я сказал, что Дивок — завершитель мирового класса, и он еще раз это доказал. После игры я спросил Юргена после того, как он закончил беседовать с ребятами: «Где наш лучший игрок?» Тайлера Мортона в раздевалке не было. Я вышел на улицу, а он все еще разговаривал с прессой под ланкаширским дождем. Так приятно это видеть. У него есть эта способность играть под неудобную ногу соперника, вводить в заблуждение, обманывать, дурачить. Он показывает, что будет обыгрывать слева, но идет направо. Он показывает, что собирается пасовать, но поворачивается в другую сторону. Мне это нравится. Против глубоких команд эта характеристика имеет большое значение, в противном же случае вы будете играть только слева направо. Харви Блэр также дебютировал, как и Элайджа Диксон-Боннер, который вышел на поле на последних минутах матча. Мы видели, что Харви нужно чаще тренироваться с первой командой, но когда он ушел с поля, мы сказали ему, что он должен гордиться своим дебютом.

Четвертьфинал кубка, и мы выиграли четыре выездных матча подряд после международного перерыва. Забили 15 мячей, пропустили два и три сухих матча. Как тренер, ты не можешь желать большего. Мы использовали четверговую тренировку, чтобы привить ответственность на тренировках. Я поговорил с Коналлом и Андреасом о том, как мы должны были продолжать удивлять наших «главных стрелков» на разминках. Итак, мы начали с гонок, где они должны были ускоряться и поставить конус на шест, а затем забить в мини-ворота. В глазах горел огонь, а до начала тренировки оставались считанные минуты! Без этой приверженности и упорного труда мы — никто.

У «Юнайтед» одни из лучших игроков в мире, но, возможно, не лучшая «команда»; у нашего следующего соперника «Брайтона» все было с точностью до наоборот. Мы собирались играть против команды, которая занимает пятое место в лиге. Неделей ранее у «Сити» против них владел мячом лишь 52% времени, и им пришлось забивать и выигрывать игру с помощью двух контратак. Этим все сказано. «Сити» боролся за каждый мяч с такой энергией, потому что у «Брайтона» хорошие техничные игроки, они спокойны везде на поле — особенно в защите — и в прошлом сезоне мы против них испытывали проблемы. Много. Это стоило нам пяти очков. К счастью, теперь мы были совсем другой командой, но мы слишком много бегали, не находя шанса отвоевать мяч, не были достаточно сплочены в центре поля, поэтому решающее значение будет иметь расстановка нашей полузащиты. Одна часть игры всегда влияет на другую.

Из-за травм у нас осталось не так уж много полузащитников, которые могли бы контролировать обе части игры. Теперь нам нужны были такие маленькие победы, выиграв единоборство в начале игры, нам нужны были эти маленькие победители в центре поля, оставаясь компактными. Нам не нужно решать проблемы, которых больше не существует, но мы должны были осознать это и посмотреть в зеркало, чтобы снова столкнуться с ними. Мы не могли снова быть слишком открытыми. На тактической тренировке нам пришлось это исправить, потому что мы допускали те же ошибки, что и в матче против «Сити», у которого похожий подход. Кертис, особенно, защищался слишком глубоко. Секрет игры против этого «Брайтона» заключался в том, чтобы не позволить Иву Биссуме и Адаму Лаллане менять вектор игры, и Кертису и Наби пришлось бы преследовать их со стороны слепой зоны, чтобы отобрать мяч и отдать первый пас вперед. Мы хотели придать игре импульс, а это возможно только тогда, когда вы забираете мячи. Когда много бегаешь, но не можешь вступить с соперником в единоборства — так не наберешь обороты. Вы теряете энергию. Они знали, что мы другие, так что, возможно, они будут играть длинными забросами раньше и чаще. Кроме того, в этом сезоне мы изменили динамику прессинга, поэтому надеялись, что это не вызовет такого же расстройства.

«Первый пас вперед» был такой важной частью нас к этому моменту, и с него же Юрген и начал собрание. Даже когда мы не можем продолжать, это дает нам направление в игре, и много раз мы сразу же отвоевываем мяч обратно с помощью нашего контрпрессинга. Юрген продолжил: «Если мы хотим атаковать центр, нам нужны там варианты». Против «Манчестер Юнайтед» мы создали так много вопросов Фреду и Мактоминею, у нас постоянно была эта естественная перегрузка пространства позади них, и нам нужно было сделать то же самое против трех полузащитников «Брайтона». Теперь это становится естественным навыком, когда мы перемещаем дополнительного полузащитника между линиями; это четкая и эффективная динамика. Мы использовали ширину, чтобы раскрыть центр, потому что в прошлом мы были — в некоторых матчах — слишком предсказуемы, когда дело касалось нашей позиционной игры. Мы тренировали «неожиданные забеги» за их защитников. Вирджил пасовал на Мо, разыгрывая мяч поверху, в то время как Мо двигался по флангу за защиту. То же самое для Ибу и Садьо.

По дороге домой с тренировки в четверг меня остановили на заправке несколько болельщиков. Ты знаешь, что это признак того, что у команды все хорошо. Один болельщик сказал мне: «Я и не знал, что ты такой высокий, Пеп!» Я сказал ему, что вот как бывает, когда работаешь с Юргеном — все, что делают остальные, выглядит немного меньше. Я дорожу этими моментами и общением с болельщиками, потому что, честно говоря, никогда не знаешь, как долго в футболе они продлятся.

За день до игры с «Брайтоном» снова было ветрено и шел дождь, но у нас 20 человек принимало участие в тренерском футбольном матче. Что создало такую хорошую атмосферу. Даже док был в деле — и он забил гол и был так удивлен этим. Было забавно видеть, как расширяются его глаза, когда он праздновал. Мы играли на 15 минут дольше, чем обычно, чтобы дать мне и тренеру время создать надлежащий отыгрыш... Быть боссом имеет некоторые преимущества. В пятницу днем в автобусе по дороге в отель мы все читали интервью Джейми Каррагера с Арриго Сакки. Я был очень горд словами, которые он выбрал. Оно начиналось так: «Этот "Ливерпуль" — шедевр. Вы видите, что одна команда играет за одиннадцатерых, в то время как другие команды из одиннадцати играют сами по себе. В восьмидесяти процентах случаев они двигаются, когда у них есть мяч. [Наши внешние треугольники обеспечивают это скоординированное движение]. Футбол — это коллективный разум». О «Милане» прошлого он сказал: «Я знал, что это невозможно, что мы не можем атаковать, и думал, что лучше атаковать, чем быть атакованным самим. Во владении, вы больше узнаете. Вы — хозяин мяча. И чем ближе к воротам соперника вы отвоевываете мяч, тем выше шансы забить». Это могли бы быть мы — тренерский штаб ЛФК — обсуждающие футбол. Это было одно из лучших интервью, которые я читал за последние несколько лет. Сакки — один из самых больших источников вдохновения в жизни футбольных тренеров.

На командном собрании в «Титанике» Юрген начал с того, что сказал ребятам, что мы стали лучшей командой, чем тогда, когда выиграли трофей. «Четкая структура плюс стабильность ваших действий, ребята — вот из-за чего это стало возможным. Мы хотим всегда переключаться на следующую передачу, всегда. Мы должны быть готовы страдать, когда нас переигрывают, мы преследуем их сзади, какая топ-команда это делает? Когда мы делаем это, мы зарабатываем право стать успешными в этом году. Добавьте сюда наши атакующие инструменты — это всегда признак хорошей игры. Не забывайте, что наш сюрприз находится у них в тылу. Контрпрессингуем их всем, что у нас есть, как рой».

Однако исход игры заключался в потере двух очков. Матч против оживленного «Брайтона» закончился со счетом 2:2 после того, как мы потеряли над ним контроль. Для меня эта игра имела два лица: до травмы Наби и после. Мы набрали обороты на первых этапах, что привело к двум невероятным голам: Хендо с края штрафной и Садьо ударом головой после красивого прострела от Окса. Но во втором тайме мы не были компактны как коллектив, мы не защищали друг друга, мы не были разумны коллективно, как это бы описал Сакки. И когда мы сталкивались с трудностями, мы им проигрывали. Чтобы выигрывать матчи, вам нужно доминировать в центре поля в нападении и обороне, и каждый, вся команда несет за это ответственность. «Брайтон» заслужил очко в этой игре — они слишком часто переигрывали нашу полузащиту. Мы не могли остановить их комбинации, и этим мы открыли промежутки между нашими линиями, которые они использовали, и они перегружали Вирджила и Ибу, забегая в бреши вокруг них.

Тем не менее, нам не засчитали два невероятных гола: Мо сдвинулся с фланга в центр, чтобы получить пас Садьо и обойти вратаря, а в начале игры Садьо надавил на вратаря и забил гол.

Тем не менее, было очень обидно потерять очки. Моя голова была склонена после игры, когда я ел рис, салат и рыбу, когда подошел поздороваться Адам Лаллана. Я спросил его, может ли он перестать персонально опекать Хендо. Он рассмеялся и сказал, что это было необходимо. Адам был одним из отцов нашего успешного стиля, всегда устанавливая стандарты, будучи активным и придавая энергию прессингу. Было действительно здорово увидеть его. Он поздоровался со всеми и ходил туда-сюда, как будто он все еще был одним из нас — по крайней мере, я думаю, так это ощущалось. Больше всего меня беспокоила травма Наби. Дома в тот вечер у меня от этого по-настоящему разболелась голова. Через три дня мадридский «Атлетико» должен был приехать на «Энфилд». Нам нужно было найти решение наших проблем с полузащитой. Нам нужно было поговорить с медиками, чтобы узнать, смогут ли быть готовыми Тияго и Фабиньо. «Атлетико» приезжал к нам, и гостям было что доказывать.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где только переводы книг о футболе и спорте.