Тренер – не полевой командир, игроки – не пушечное мясо. Хватит
Колонка за демилитаризацию языка, которым мы говорим о футболе.
Итак, ситуация: главный тренер главной спортивной команды страны считает, что он не тренирует сборную, а воюет. И сравнивает себя с полевым командиром.
Хотелось бы, чтобы эти высказывания стали высшей точкой милитаризации языка, которым мы говорим о спорте – и потом все пошло на спад. Мы, конечно, не залезем в голову Станиславу Черчесову, но за своим языком последить можем.
Наши описания спортивных событий нашпигованы военными сравнениями и метафорами. Часто мы этого даже не замечаем: «выстрел в девятку», «вышли умирать», «шмальнул по воротам», да даже «фланговый прорыв» тоже сюда. «Армейцы» сегодня вышли в красной форме, вратарь, «готовься к бою», ты поставлен «часовым у ворот».
Если играем со Швецией, надо обязательно сказать, что они «гнутся» или бегут «как под Полтавой»; если с Германией – упомянуть какую-нибудь битву из Второй мировой на выбор, если с Украиной… Впрочем, не хочу даже думать, как бы комментаторы на Первом канале или «России» описывали матч сборных России и Украины.
Раньше, когда я думал о демилитаризации языка, был один аргумент, с которым я ничего не мог поделать. Он звучит так: «Военные сравнения в спорте – это естественно, потому что спорт – это такой гуманистический аналог войны. Раньше люди воевали, а теперь вместо этого играют в футбол».
Хороший вроде бы аргумент, с ним тяжело спорить, но слова Черчесова открыли мне глаза. Ребята, это же абсолютная, кристальная чепуха. Для кого сегодня, в 2021 году, спорт – это аналог войны? Кто всерьез думает, что если люди вдруг перестанут играть в футбол, то они сразу же возьмутся за автоматы Калашникова и пойдут лежать в окопах? Кто выходит на стадион воевать? Кто видит в соперниках врагов, которых нужно уничтожить?
Я тут какие-то совсем банальные вещи говорю, но спорт – это же про самореализацию, про умение работать в команде, про удовольствие, про страсть, в конце концов. Для кого-то это еще и профессия, для кого-то – развлечение, но где тут место военной славе или мощи?
Стремление быть лучшим не равно желанию уничтожить других.
В футболе нет никаких «полевых командиров». Нет никакой «войны». В противном случае нам бы пришлось признать, что игроки – это «пушечное мясо», а генералы пьют и едят нашу смерть.
По новым данным разведки, Станислав Черчесов воюет сам с собой.
Черчесов в отставку не уходит. Хроника его пресс-конференции
Фото: REUTERS/Kirill Kudryavtsev; globallookpress.com/Igor Russak/dpa