Life L35 W12. История сокрушительного провала.
Приветствую всех! С вами вновь «Призраки Формулы-1», и сегодня мы рассмотрим вторую часть головоломки под названием Life L190. Вчера мы рассмотрели шасси, которое было взято за основу проекта, и теперь пришло время поговорить о двигателе.
(Франко Роччи (по центру) и Энцо Феррари)
Франко Роччи работал инженером в самой Ferrari с 1949 года. Он работал в отделе моторостроения и запомнился несколькими вещами. Во-первых, он был одним из тех бунтовщиков, которые организовали команду ATS в 1962 году, но после сокрушительного провала проекта вернулся в компанию. Во-вторых, они с Мауро Форгьери разработали двигатель Tipo В12 001/1 , который, впоследствии многочисленных модификаций принёс Scuderia Ferrari немало титулов в 1970-х годах. В-третьих, он занимался разработкой двигателя , невиданной на тот момент конфигурации , W18. В теории, этот двигатель выдал бы значительно больший крутящий момент, чем V12. Франко Роччи даже успел построить тестовый прототип с конфигурацией W3, но вскоре вынужден был свернуть проект из-за запрета двигателей для Формулы-1, имеющих больше 12 цилиндров Мировой Спортивной Комиссии (предтечи ФИА).
После ухода на пенсию, мистер Роччи занимался многочисленными исследованиями, в том числе исследования потенциала W-образного двигателя. И перед сезоном 1989 года Франко создал своего «Франкенштейна».
Двигатель, с конфигурацией W12, в теории должен был иметь мощность 12-цилиндровых двигателей, и габариты, сопоставимые с Cosworth V8 (Привет MGN W12!). На практике же W-образный блин вышел комом.
Если говорить о технических характеристиках, то они таковы: -Объём двигателя: 3493 см3 -Конфигурация W12, угол развала 60 градусов между блоками цилиндров. -Предельная мощность: 650 л.с. при максимуме в 12500 об/мин. -Применение 5 клапанов на цилиндр, четыре верхних распредвала и прямой впрыск.
Весьма неплохо для такого проекта. Более того, на фоне V12 от Lamborghini , V10 от Honda и V8 Judd проект выглядел весьма революционным. Но так было лишь до первых испытаний на стенде. Двигатель ни разу за все испытания не раскрутили до теоретически максимальной мощности, проще говоря «газ в пол»! В результате мотор раскручивали лишь до 375 (по некоторым данным 490) л.с. , после чего шла поломка! Несмотря на это, дебют был запланирован в 1989 году. Однако, Эрнесто Вита, присоединившийся к проекту не смог найти спонсоров, в результате чего дебют перенесли на 1990 год. Летом 1989 Вита выкупил шасси First F189 и решил покорить Большие Призы, имея всего одно шасси, два двигателя, и никаких деталей для мотора!
Пилотом стал Гэри Брэбем, сын легендарного чемпиона сэра Джека Брэбема, выигравший в 1989 Британскую Формулу-3000. Команда обзавелась мелкими спонсорами, преимущественно итальянскими. Команда заявилась как Life Racing Engines (Вита в переводе с итальянского означает «жизнь», или «life» на английском). Всё бы ничего, но вместе с итальянским флагом красовался флаг … Советского Союза! Но об этом чуть позже.
Безо всяких тестов, команда приехала на первый этап в Финиксе. Что самое интересное, но данный «гаражный» коллектив насчитывал менее двух десятков людей! В четверг , 8 марта , состоялась предквалификационная сессия, которая отсеила пять неудачников. Стоит ли уточнять, что Гэри был одним из них? Он стал восьмым в сессии из девяти пилотов, обыграв только Coloni Бертрана Гашо, с другим экзотическим мотором Subaru 3512 (О нём в следующих выпусках). Проигрыш Роберто Морено составил … 35 секунд! Одной из миллионов причин стал вес. Сам мотор весил немыслимые 200 килограмм! Шасси также было самым тяжёлым в пелотоне. Мотор выдал мощность менее 400 л.с. против 700 у лидеров в McLaren-Honda.Даже моторы Формулы-3000 выдавали 450 л.с.!
После такого провала команда прибыла в Сан-Паулу, где вызвала большую волну смеха. Гэри Брэбем сел в болид, в полной уверенности, что болид подготовлен. Однако… болид встал через 360 метров! Причина была весьма прозаична. Команда забыла залить масла в двигатель! После этого Гэри поспешил покинуть команду. «Сегодня они забыли залить масло, а завтра забудут залить тормозную жидкость!»- подобными были слова разьярённого Брэбема. Казалось бы, после такого ни один себя уважающий пилот не сядет в подобный катафалк на колёсах, но такой нашёлся.
Бруно Джакомелли в 1990 году стал тест-пилотом Leyton House March. Разумеется ни о какой серьёзной тестовой программе речь не шла, и команда March согласилась «арендовать» пилота. Помимо этого на комбинезоне появилась нашивка титульного спонсора Leyton House. Примерно в это же время на болиде появился тот самый флаг Советского Союза. А история его появления заключалась в следующем.
Эрнесто Вита посетил Советский Союз с целью нахождения спонсоров, и добился успеха. Некто Михаил Пиковский , глава компании «ПИК» согласился спонсировать команду. Речь шла о нескольких миллионах долларов! Забежим далеко вперёд, команда не получила ни цента от Пиковского, а того через несколько лет посадили за финансовые махинации. Но до этого было ещё несколько лет, а так появилась частично российско/советская команда Life-Pic, о чём свидетельствовали расположенные рядом флаги Италии и Советского Союза.
На этапе в Сан-Марино цвета команды Life уже защищал Джакомелли, не садившийся за руль с 1983 года. Разумеется это не помогло ситуации, и он стал последним, разве что команда AGS не приняла участие. Бруно заявил: «Я был сильно напуган и боялся получить удар сзади. Машина была крайне медленна». О последнем свидетельствует время в 7.16 и проигрыш лидеру почти ШЕСТИ минут! Средняя скорость на круге была немногим больше 40 км/ч!
Этап в Монако не показал какого-либо прогресса. 16 секунд проигрыша последнему ряду в квалификации. Этап в Канаде был ещё большим провалом, 25 секунд от последнего ряда и 22 секунда проигрыша в предквалификации. Даже не отсутствие скорости было проблемой, куда хуже были дела с надёжностью. Три-четыре круга были максимумом, после чего болид безжизненно замирал на трассе (всё ещё помните название команды?).
Этап в Мексике показал безумный регресс. Машине катастрофически не хватало скорости на прямых, а проигрыш по итогам сессии составил две с лишним минуты! Но совсем дела плохи стали в Маньи-Куре, где болид замер на прогревочном круге!
В очередной раз починив шасси и мотор команда прибыла на этап в Сильверстоуне. Этот этап стал высшей точкой для команды. Проигрыш в 15 секунд не был чем-то обыденным, и казалось бы, наметился прогресс в выступлениях, но …
На этапе в Хоккенхайме болид проигрывал всем более 60 км/ч на прямых! Следствие этого – проигрыш 25 секунд. Пилоты Формулы-3000 были куда быстрее, нежели итальянский болид Больших Призов! В Венгрии болид проиграл лидеру предквалификации 20 секунд и вскоре очередная поломка вывела болид из игры. По слухам, Берни Экклстоун лично общался с Витой и Роччи, чтобы они покинули Формулу-1 ещё во время этапа в Бразилии, но команда отчаянно продолжала штурмовать заданные высоты! К слову, именно из-за Life отбор в Большие Призы стал намного жёще, и подобных «монстров» мы с вами не видели больше.
Тем временем в Бельгии стало известно, что команда Onyx\Monteverdi покинули Формулу-1, и в предквалификации осталось только 7 болидов. Но и это не помогло «безжизненному» коллективу. Очередное последнее место и 21 секунда проигрыша.
Финальным для мотора Life L35 W12 стало Гран-При Италии. 28 секунд проигрыша и полное разочарование для всей команды на домашней гонке.
Однако команда посетила ещё два гран-при, уже с мотором Judd V8, но не получив прогресса команда снялась после уик-енда в Испании, пропустив два финальных этапа.
Бруно Джакомелли так же завершил свои выступления после такого провала. По слухам, Вита предлагал ему один из двух двигателей W12 в качестве оплаты, но тот лишь усмехнулся. А зря, любители раритета, пусть и такого провального оторвали бы двигатель «с руками».
…
В 2009 году на всемирно известном фестивале в Гудвуде публике представили полностью восстановленный болид Life L190 с оригинальным мотором! За руль сел Артуро Мерцарио, итальянский пилот, который так же безуспешно запускал собственный проект в Формуле-1. На данный момент болид находится в городке Эмилия у одного итальянского автомобильного тюнинг-мастера.
Что касается Виты и Роччи. Эрнесто Вита после своей поездки в Советский Союз женился на россиянке и в 1992 году на свет появился Алессандро Вита Кузькин, итальяно-русский автогонщик. Эрнесто является его менеджером. Франко Роччи после этого провала окончательно ушёл на пенсию и скончался в 1996 году.
Life L190, оснащённый двигателем W12, однозначно был самым худшим болидом в 90-х годах, и, возможно, худшим в истории, но у меня язык не повернётся назвать их худшей командой за всю историю. Они боролись, скорее сами с собой, но боролись. Да, они стали объектом миллиона насмешек, но в истории была одна команда, чья история может ассоциироваться лишь со словом «цирк». Но об этом в будущем.
На закуску вам видео, в котором показан первый запуск мотора после реставрации в 2009 году! Насладитесь этим звуком!
С вами был Никита Голосов, до скорых встреч!
Раньше было интереснее - много разных моторов в самых немыслимых исполнениях и конфигурациях, а теперь естественный отбор оставил 3,5 двигателя на весь пелотон.
Вообще я всегда за маленькие команды, у них есть душа и страсть.
Да, похоже мотор был полное г...., но что это за шасси, которое хуже формулы-3000?
Видимо, технологическая база была совсем никакая и в век, когда углепластик уже вовсю победно шагал в Формуле-1, шасси отливали из чугуния.
красное на красном сложно найти )