12 мин.

Хавертц забил в финале ЛЧ. В обычной жизни он удивляет давно: например, как пианист и любитель животных

От редакции: Мы публиковали этот текст еще зимой, когда Кай Хавертц терялся в «Челси». При Томасе Тухеле он в полном порядке, пик лондонской карьеры – гол в финале Лиги чемпионов. Это лучший момент, чтобы перечитать нефутбольные истории про немца.

Прошлым летом Кай Хавертц стал самым дорогим немецким футболистом в истории, но первые полгода в Англии у него явно не задались: заболел ковидом, оказался физически не готов к контактному футболу АПЛ, попал в запас. Несмотря на все проблемы, Хавертц – по-прежнему один из самых талантливых полузащитников мира, а пришедший вместо Фрэнка Лэмпарда Томас Тухель, возможно, лучше раскроет его безграничный потенциал. Пока фанаты «Челси» ждут, когда полузащитник наконец заиграет на те 80 млн евро, которые за него заплатили, Кай удивляет за пределами поля. Из абзацев ниже вы узнаете,что:

• Хавертц играет на пианино. В репертуаре – каверы на кинокомпозиторов Яна Тьерсена («Амели») и Людовико Эйнауди («1+1»);

• Обожает животных. На ферме его родителей живут 4 осла, одного из которых Кай спас от отправки на мясо;

• Во всем копировал стиль Озила. Даже научился так же чеканить жвачкой;

• После дебюта в Бундеслиге стал звездой школы. Его приглашали в другие классы, чтобы пообщаться с учениками.

В детстве футбол давался Каю настолько легко, что ему стало скучно. Тренеры заставляли его праздновать голы

Хавертц начинал в «Алеманнии Мариадорф», команде из родной деревни близ Аахена на 12 тысяч жителей. Руководителем клуба был его дедушка Рихард (бывший владелец сети бюджетных супермаркетов), который вручил Каю мяч сразу же после того, как малыш научился ходить. Рихард расставлял по саду декоративных гномов и просил внука попадать мячом по статуям с разных углов. Гномы разлетались на куски, шум стоял ужасный, но обоих это страшно веселило. Даже когда Рихард из-за болезни уже не мог самостоятельно передвигаться, он все равно выезжал на коляске в сад и как мог подавал Каю мячи.

4-летний Хавертц играл в команде 6-летних, хотя по местным правилам клуб не имел права принимать игроков младше 5 лет. Для него сделали исключение. Он был самым маленьким, но самым техничным, и за счет этого постоянно ускользал от соперников. Когда Кай был в составе, его команда почти всегда выигрывала. «Победы настолько вошли в привычку, что игроки перестали радоваться голам и воспринимали их как должное, – рассказывал первый тренер Хавертца Дирк Морфельд в интервью Bild. – Дела шли так здорово, что на тренировках мы иногда разучивали празднования, а я грозил, что закончу тренировку раньше времени, если увижу, что Кай или еще кто-то слишком прохладно относится к процессу».

Скауты больших немецких команд приезжали на каждый турнир с участием Хавертца. В 2009-м он оказался в главной команде округа («Алеманнии» из Аахена), но пробыв там год, поступил в академию «Байера». 

Трансфер Хавертца в «Леверкузен» – спецоперация, в которой участвовало высшее руководство клуба

На Кая тогда претендовали «Кельн» и «Гладбах», и «Байер», разумеется, не хотел, чтобы он достался кому-то из конкурентов, поэтому решил максимально впечатлить игрока и его родителей. 

Весной 2010-го тренер и координатор леверкузенской академии «Куртекоттен» Славомир Чарнецки пригласил 10-летнего Кая с семьей на тренировку первой команды, познакомил с инфраструктурой и за ужином в ресторане рассказал о перспективах дальнейшего сотрудничества. Перед визитом Хавертцов Чарнецки связался с генменеджером Михаэлем Решке и спортивным директором Руди Феллером и попросил их случайно оказаться в том же ресторане, в то же время. Боссы с удовольствием подыграли, нагрянув в середине ужина и обставив все как счастливое совпадение. Они рассказали ошарашенным родителям о всех плюсах обучения их сына в Леверкузене. План сработал. 

«Обычно мы так не делаем, – объяснял Чарнецки в интервью The Telegraph. – Но Хавертц – особенный футболист, поэтому нужны были особенные методы, чтобы его заполучить».   

Кай был невероятно живым и задорным на поле, но как только игра заканчивалась, он забирался в свою раковину и превращался в самого застенчивого парня на планете. Ни у одного тренера в Леверкузене никогда не было претензий к нему по дисциплине. «Кай учился только на чужих ошибках, – говорил Чарнецки. – Он видел, как наказывают тех, кто опаздывал или забывал чистить бутсы, и понимал, что так делать не нужно. За все время я ни сделал ему ни одного замечания».    

Первый год Хавертц разрывался между Аахеном и Леверкузеном. В 16.00 у него заканчивались занятия в школе, после чего за ним заезжала мама и везла его в другой город, потому что уже в 17.00 начиналась тренировка в академии «Байера». По дороге Кай успевал сделать домашнее задание и перекусить. «Путь занимал около часа, но я всегда переживал, что опоздаю. Это сильно изматывало», – рассказывал Хавертц в интервью клубному ТВ. «Байер» пошел навстречу и разрешил ему пропускать одно занятие в неделю, а чуть позже организовал автобус, который возил игроков из Аахена.

Пока в Леверкузене все сравнивали его с Баллаком, сам Хавертц брал пример с Месута Озила. Кай копировал его стиль на поле и даже необычные привычки.

Трюк с жвачкой:

Оригинал из 2010-го:

Глядя сейчас на рост Хавертца (190 см), в это трудно поверить, но почти во всех юношеских командах он был одним из самым низкорослых. Скачок произошел в 14 лет. Для техничных игроков это серьезное испытание, потому что нужно фактически заново прокачивать координацию. Хавертц тоже с трудом подстраивался под новые габариты (даже на время оказался запасным), но уже в 15 лет влился в команду U-17, с которой позже выиграл чемпионат Германии (и забил гол в финале). 

Параллельно он увлекался другими видами спорта. Чарнецки и Хавертц часто играли в теннис перед тренировками. «У него получалось все, за что бы он ни брался, – вспоминал Славомир. – Думаю, Кай легко мог стать профессиональным теннисистом, если бы захотел».

Хавертц дебютировал за «Байер» в 17 и моментально стал звездой школы. Учителя из других классов приглашали его на свои занятия

Утром 15 октября 2016 года Кай завтракал с родителями у себя дома в Мариадорфе. В этот момент позвонили из клуба: «Собирайся. Сегодня вечером ты нужен нам в Бремене. Подменишь травмированного Ларса Бендера». Мама быстро довезла его до Леверкузена, откуда клубный водитель доставил пацана на матч против «Вердера». 17-летний Хавертц должен был просто занять место на скамейке, но на 83-й минуте вышел на замену, когда «Байер» проигрывал 1:2, и стал на тот момент самым молодым дебютантом в истории клуба (в прошлом году его рекорд побил Флориан Виртц). Родители были в шоке. Кай не спас, но на 100% выполнил тренерскую установку от Рогера Шмидта («Наслаждайся моментом и получай удовольствие от игры»). Через две недели Кай уже вышел в основе против «Дармштадта», а во втором круге стал игроком старта.

«Обычно переход из молодежной команды во взрослую дается игрокам непросто, – говорит спортивный директор «Байера» Симон Рольфес. – Они долго адаптируются к новым скоростям, новому уровню единоборств и так далее. Но не в случае с Хавертцом. Он был отличным игроком в молодежке, а потом стал ведущим игроком первой команды. Его стиль при этом не изменился».

Одноклубники сразу отметили, что Хавертц – удивительно спокойный молодой человек. Через месяц после дебюта в Бремене Кай сыграл первый матч в ЛЧ – вышел на последние 4 минуты в выездной игре против «Тоттенхэма». «85 тысяч на «Уэмбли», важнейший матч за выход из группы, последние минуты, мы ведем 1:0, – вспоминает обстановку защитник Джонатан Та в интервью ESPN. – Меня трясет от волнения, и тут я перевожу взгляд на Кая и вижу, что он абсолютно спокоен. Я подумал: «С этим парнем точно все в порядке? Как можно быть таким расслабленным в такой ситуации?» Немцы выстояли и в итоге вышли из группы.

Уже засветившись в Бундеслиге и Лиге чемпионов, Кай продолжал ходить в школу. Нельзя сказать, что он умело совмещал учебу и футбол. «По утрам у нас обычно были тренировки, поэтому я редко приходил в школу с утра и наверстывал программу в обед вместе с репетитором. Было непросто», – признавался Кай в интервью официальному сайту «Байера». Из-за экзаменов в школе Хавертцу пришлось пропустить ответный матч ЛЧ против «Атлетико» в ⅛ финала (первую игру «Леверкузен» проиграл 2:4). 

В конце сезоне-16/17 «Байер» в любой момент мог рухнуть на 16-е место (зону стыковых матчей), но в том числе благодаря результативности Хавертца в последних трех турах (2+1) команда финишировала 12-й. 

Первые голы Хавертца в Бундеслиге:

Большинство одноклассников Кая были фанатами «Байера». После дебюта за главную команду начала расти его популярность в школе. Доходило до того, что учителя из других классов просили Хавертца прийти к ним на занятия, чтобы он просто посидел и пообщался с ребятами. Одноклассники, с которыми прежде он никак не пересекался, стали проявлять к нему интерес и набиваться в друзья. «Я легко определял таких людей и старался с ними не сближаться, – рассказывал Кай Spox.com. – Я знал, кто мои настоящие друзья, а такие знакомства мне были не нужны». 

После матча в Кубке Германии против «Лотте» все в том же прорывном 2016-м Кай пришел домой в 3:30 ночи в отвратительном настроении («Байер» вылетел по пенальти), а на следующее утро он должен был сдавать важный школьный тест. Из-за такого напряженного графика Хавертц был на грани того, чтобы бросить школу, но Рогер Шмидт убедил его продолжить обучение (кстати, это именно он решил, что Кай не поедет в Мадрид на игру с «Атлетико» и будет готовится к экзамену).

В итоге Кай все-таки получил Abitur (аттестат, подтверждающий получение полного среднего образования). Если с немецким языком и физкультурой проблем не было, то математику он смог сдать только устно. «Не думал, что экзамены в школе будут для для меня сложнее, чем выступления в Лиге чемпионов», – признавался игрок в интервью Die Welt.  

C футболом у него и правда получалось гораздо лучше. Переход от просто талантливого юноши к суперзвезде Бундеслиги случился благодаря остроатакующему стилю, который принес с собой в начале 2019-го в Леверкузен Петер Бос. Голландец подчеркнул все сильные стороны игрока (правильный выбор позиции, разрезающий пас, регулирование темпа атак) и развил слабые (Кай стал больше забивать головой).

В прошлом сезоне Хавертц провел несколько матчей с капитанской повязкой и стал самым молодым капитаном в истории «Байера» (20 лет). И здесь тоже прослеживается влияние Боса. На тренировках, когда шло какое-то обсуждение с тренером, Кай обычно стоял в глубине, за спинами партнеров. Тренеру это не понравилось. Он поговорил с ним и научил не бояться ответственности. «Лучшие игроки должны быть заметными, – объяснял голландец. – Ты – лидер, и должен стоять впереди». 

Хавертц вне футбола полон сюрпризов. Спасает ослов от забоя (у него их уже четыре) и играет на пианино (друзья называют его Бетховеном)

Первые полгода в «Челси» точно не добавили Хавертцу персональных фанатов (тут подробный разбор причин его неудачной игры), но вне поля Кай остается человеком, увлечениям которого сложно не респектовать.

Хавертц уверен, что занятия музыкой стимулируют мозговую активность, поэтому в свободное время играет на пианино. На этом инструменте играла его бабушка, и в детстве он многому у нее научился. Правда, всерьез Кай взялся за него лишь пару лет назад, когда узнал, что его друг Юлиан Брандт, с которым они вместе выступали за «Байер», осваивает гитару.

Сейчас Кай по настроению подбирает для изучения несложные джазовые произведения, поп-хиты или саундтреки к известным фильмам. Не так давно он выучил заглавную тему из «Амели» (на это ушло несколько недель), а сейчас осваивает Una Mattina Людовико Эйнауди (саундтрек к фильму «1+1»). «Это просто отличный способ, чтобы проветрить голову и расслабиться после неудачной серии игр, – говорит Хавертц. – Начинаешь играть и забываешь обо всем плохом. Но нужно постоянно практиковаться, иначе навык пропадает».

«Кай здорово играет. Возможно, перед нами новый Бетховен», – подкалывает друга Брандт.

***

У Кая необычное любимое животное – осел. Они нравились Хавертцу с детства, и недавно родители исполнили мечту парня, подарив на день рождения двух ослов (одного из них назвали Тони). Чуть позже Кай спас еще одного от отправки на забой (мясо осла жесткое, обладает специфическим запахом и популярно в основном в азиатских странах, но в Германии тоже есть любители). Хавертц выкупил осла у местного мясника и заявил, что планирует и дальше так спасать животных. Всего у него 4 осла, которые живут на ферме рядом с домом родителей в Аахене. Сейчас Кай пытается найти осла в Англии, но пока безрезультатно. В Лондоне вместе с Каем живут черный пес породы ньюфаундленд (Пауль) и щенок ретривера (Балу).

После масштабных природных пожаров в Австралии, которые начались прошлым летом и в которых погибли и пострадали более 1 млрд животных, Кай опубликовал пост в инстаграме, в котором призвал поддержать Всемирный фонд дикой природы в борьбе с последствиями катастрофы. В будущем игрок планирует еще больше времени уделять вопросам защиты животных.  

***

Каждый раз, когда Хавертц приезжает навестить родителей в Мариадорф, он обязательно узнает, как идут дела у его родной команды, общается с тренерами и бывшими одноклубниками.

«Я всегда стараюсь чувствовать землю под ногами, – говорит Хавертц bundesliga.de. – Родители научили меня, что высокомерие – плохое качество, поэтому я не понимаю, почему футболист должен отличаться от других. Мы нормальные люди, такие же, как и все».

Лэмпарда уволили из «Челси» – в том числе из-за медленной адаптации Вернера и Хавертца. Осторожный стиль Фрэнка вредил им

Хавертц – король вариативности: в «Байере» его использовали свободной восьмеркой и ложной девяткой. У Лэмпарда приятная головная боль

Фото: Gettyimages.ru/Christof Koepsel/Bongarts, Lukas Schulze/Bongarts; Instagram/kaihavertz29