9 мин.

«Они нас убьют». Почему теннисисты жалуются на календарь

Кажется, что сейчас почти никому из игроков – ни мужчинам, ни женщинам – не нравится расписание туров. Карлос Алькарас говорит, что их хотят убить, что так продолжаться не может, Александр Зверев – что туры в погоне за деньгами ими жертвуют, а Ига Швентек – что времени ни на что не хватает. Но правда ли все стало так плохо? И была ли эта проблема раньше?

«Двухнедельные «Мастерсы» – самое дерьмовое решение»

Cезон-2024 стал вторым, в котором уже пять «Мастерсов» прошли в двухнедельном формате – к типичным Индиан-Уэллс и Майами в прошлом году присоединились Мадрид, Рим и Шанхай. В 2025-м к ним добавятся канадский «Мастерс» и Цинциннати. ATP пошли на этот шаг, чтобы расширить сетки: двухнедельный турнир позволяет увеличить число игроков с 56 до 96. Так на турнир попадает гораздо больше теннисистов, стоящих ниже топ-50 в рейтинге. Но топам это не нравится.

«Двухнедельные «Мастерсы» – самое дерьмовое решение. Ты устаешь от них», – заявил №14 ATP Юго Эмбер в конце года. Он жаловался, что вместе с увеличенными призовыми игроки больше тратят, потому что проводят на турнирах больше времени.

Андрей Рублев говорил, что новое расписание отбирает у них недели отдыха: «Раньше у нас были Мадрид и Рим, и две недели мы играли эти два турнира. А потом еще две недели были дома. Психологически [стало] немного сложнее – ты проводишь меньше времени дома, и у тебя меньше времени на восстановление».

А Стефанос Циципас заявил, что продление турниров уронило качество тенниса из-за недостаточного времени на восстановление – правда, не уточнил, что именно стало хуже. 

Сейчас теннисисты обязаны сыграть 12 турниров: четыре «Больших шлема» и восемь «Мастерсов» (за исключением Монте-Карло), – а еще в рейтинг идут семь лучших результатов с остальных турниров. У топ-30 обязательны еще 4 «пятисотника». Теннисистки с 2024-го должны помимо «Шлемов» выступить на всех 10 «тысячниках» и еще шести турнирах WTA 500. Итоговые турниры в обоих турах обязательны для всех, кто на них отбирается.

Одной из первых о выматывающем календаре заговорила (на тот момент) первая ракетка мира Швентек: «У нас безумное расписание. И с каждым годом оно становится все более безумным – это пугает».

Швентек заявляла, что играть много турниров тяжело и что даже при грамотном расписании из-за длинных «тысячников» ее перерывы во время, например, грунтового сезона, были всего по два дня. То же говорил Карлос Алькарас после финала в Пекине:

«Я приехал сразу со всеми вещами, потому что знал, что после надо будет бежать на самолет. Мы прилетели [на следующий турнир в Шанхай] в четыре утра, чтобы подготовиться и немного поспать. Сразу после мне надо адаптироваться к условиям и готовиться к первому матчу. Мы путешествуем от турнира к турниру, и промежуток между ними – один-два дня».

А как было раньше?

Сейчас игрокам приходится балансировать между турнирами, которые они должны сыграть, и физическим состоянием – и постоянно думать, как обойти правила. Иногда не выходит усидеть на двух стульях – в итоге Швентек потеряла первую строчку на неделю еще до итогового, потому что в этом сезоне она сыграла только обязательных два турнира WTA 500 (сместившая ее Арина Соболенко –  четыре).

«Я бы сказала, что 10 лет назад при другой системе теннис был таким же интересным. Все было нормально. Если игроки хотели выступить на «пятисотнике», чтобы улучшить рейтинг, они это делали, но их никто не заставлял. Я ничего не имею против «пятисотников», но иногда их трудно втиснуть в расписание», – говорила Швентек.

Игу поддержала Крис Эверт, сказав, что сейчас «возрос уровень игры»: «Люди не понимают, что тур стал намного более глубоким, чем в 80-х! Я играла тогда! Теперь игрокам приходится выкладываться на полную в первом круге; у нас было не так!»

Раньше и календарь был другим – например, в 2015-м в женском туре от теннисисток требовали минимум четыре турнира Premier Mandatory (это те же «тысячники») и четыре турнира Premier 5 (за них давали по 900 очков и в туре их тогда было пять). Игроки топ-10 должны были дополнительно сыграть еще на двух Premier 700. Так что минимально теннисистка из топ-10 в 2015 году проводила 14 турниров, не из топ-10 – 12. Пять лет назад обязательных стартов было 15 – и в теории максимально на турнирах можно было провести 21 неделю. А теперь 20 обязательных турниров придется играть 32 недели.

В 2014-м первая ракетка мира Серена Уильямс провела 16 турниров (60 матчей), столько же – вторая ракетка Мария Шарапова (62 матча). Действующая №1 Арина Соболенко сыграла 17 турниров, включая итоговый (70 матчей), вторая ракетка мира Ига Швентек – 17 (73 матча), включая Олимпиаду и Кубок Билли Джин Кинг.

А ведь даже на старые правила были жалобы. Тогда Каролин Возняцки, которая входила в топ-10, прошлась по туру: «По правилам, игроки топ-10 обязаны играть на определенных турнирах, и я была вынуждена играть. Я долго состояла в Совете игроков, но потом вышла – игроки постоянно жалуются на эти правила, но мы ничего не можем сделать».

На мужской тур, по словам Александра Зверева, у игроков тоже влияния нет: «Все из-за денег, только они волнуют ATP. У нас нет никаких полномочий принимать решения. Да, я могу вас послушать, объявить бойкот, а что дальше? Мы просто потеряем деньги. Наши места займут другие игроки, а календарь не поменяется». Впрочем, важно понимать, что исторически календарь все же меняется: Джон Макинрой на рубеже 1970-80-х три сезона подряд провел по 100+ матчей только в одиночке (а он еще играл полноценное расписание в парах), Стефан Эдберг в начале 90-х два года играл по 90+.

Что значит «потеряем деньги»?

За пропуск обязательных турниров без подтвержденных медицинских оснований игроки получают незаменяемый 0 очков в рейтинг. За снятие с турниров ATP 250 больше двух раз игроков топ-50 штрафуют уже деньгами – топ-10 заплатит за третье, четвертое и пятое (и дальше) нарушение 10, 20 и 40 тысяч долларов. Для игроков топ-25 максимальная сумма 25 тысяч, для топ-50 – 8 тысяч.

А вот за неприезд на «Мастерс» или поздний (после 10 утра пятницы по UTC -5) отказ придется платить всем и с первого раза – топ-10, например, отдаст от 20 тысяч долларов до 80, игроки пониже, но в топ-25, от 10 до 40 тысяч. И конечно, игрок, пропустивший обязательный «Мастерс», теряет право претендовать на часть бонусного «Мастерс»-пула, распределяемого в конце года.

Кстати, за то, что игрок, отобравшийся на итоговый (даже в качестве запасного), не приедет на место проведения турнира и не примет участие в пресс-конференциях перед началом, ATP снимет у него 5% всех призовых за год.

Вообще за отказ от участия в турнирах ATP 1000 предусмотрено даже временное отстранение – нельзя будет сыграть «Мастерс», на котором в предыдущем сезоне получил больше всего очков. Исключение – если теннисист снялся во время матча или по ходу турнира и это зафиксировал врач. А еще за пропуск не штрафуют тех, кто отработал на рекламных мероприятиях.

Женский тур штрафует за снятие после официального попадания в основную сетку с любых турниров и любых игроков, но их максимальный штраф – 20 тысяч долларов. Но за год можно отказаться играть на турнире дважды – и не получить штраф.

Раньше число обязательных «Мастерсов» можно было уменьшить на один, если к 1 января игроку исполнилось 31, он уже провел 12 лет в туре и сыграл минимум 600 матчей (и так с каждым годом стажа в ATP обязательные турниры убавлялись). С 2023-го это правило не действует для новых 31-летних, но по-прежнему действует для тех, кто попал под него изначально (в правилах эти послабления называются grandfathered, буквально «дедушкинские»). Сейчас разрешения на пропуск обязательных турниров без медицинских оснований доступны игрокам старше 35 при условии, что они побеждали на одиночных «Шлемах» или итоговом или были №1 по итогам года.

Также важно, что с 2023-го игрок может заменить до трех «Мастерс»-результатов результатами получше с более поздних турниров уровнем ниже (но выступить на «Мастерсе» он должен все равно).

В WTA возрастные правила тоже есть: если теннисистке 34 и она сыграла все обязательные «тысячники», то за «пятисотники» ей не будут ставить нули. Игроки младше 17 тоже не могут играть полное расписание, также исключения делают для хронически травмированных и тех, кто задержался на предыдущем обязательном турнире.

Возможности или проблемы?

Длинный сезон обвиняют в травмах и говорят, что из-за этого в будущем сократятся карьеры – но экс-первая ракетка мира Гарбинье Мугуруса заявляет, что не играла бы дольше, если бы турниров было меньше (правда, она не учитывает, что в ее время календарь был короче, а завершила карьеру она не из-за травм).

«Здорово, что турниров так много и что у игроков из-за пределов топ-50, топ-10, много возможностей. Не думаю, что есть повод жаловаться – скорее наоборот, потому что это замечательно. Можно создать собственное расписание, зная свои возможности», – заявила директор итогового турнира WTA.

Журналисты в шутку предлагали Швентек играть хуже, чтобы не было проблем с отдыхом – но станет ли лучше для тенниса, если игроков, на которых держится спорт и ради которых люди смотрят трансляции и покупают билеты, не будет на турнирах?

Джокович, Надаль и Федерер задушили три поколения и состарили теннис. Теперь он молодеет

Фото: Gettyimages.ru/Kelly Defina, Matthew Stockman, Diego Puletto, Clive Brunskill