6 мин.

«Рейнджерс» в Первой мировой войне

В День перемирия 11 ноября 1919 года король Георг V обратился ко всем в Букингемском дворце с просьбой "прекратить всякую деятельность, склонить головы и вспомнить о павших", весь персонал "Рейнджерс", руководимый Уильямом Уилтоном и Биллом Струтом, с готовностью повиновался.

Рейнджерс

Стрелковый клуб "Рейнджерс". Билл Струт второй слева в заднем ряду. Сентябрь 1914 года.

Великая война ударила в самое сердце "Рейнджерс". Четверо игроков принесли в жертву за короля и страну собственную жизнь - это Дэвид Мюррей, Джеймс Спирс, Джон Флеминг и Уолтер Тулл (первый чернокожий игрок в истории клуба). Сыновья трех директоров клуба - Уильям Крейг, Уолтер Крайтон и Уильям Данскин - также сложили головы в этой войне. Старший сын Тома Уэлланса, одного из отцов-основателей, Гарольд, также погиб в боевых действиях, как и пасынок самого Билла Струта, который был убит в знаменитой битве при Сомме.

Жизнь в военное время сложна, но "Рейнджерс", как и весь шотландский футбол, изо всех сил пытались сделать так, чтобы все выглядело как обычно, несмотря на отток молодых футболистов, давших согласие на службу в Вооруженных силах Его Величества и, соответственно, потерянных для футбола. Дэвид Мейсон писал Биллу Струту: "По крайней мере двадцать человек покинули "Айброкс", не считая еще четырнадцати, которые были или будут игроками "Рейнджерс" впоследствии. Среди тех, кто прославился и на футбольном поле, и на службе, были доктор Джимми Паттерсон, Энди Каннингем, Джимми Гордон, Уилли Рид, Джимми Спирс, Джимми Галт, Томми Мюрхэд, Финлей Спиди, Алекс Беннет, Джордж Ливингстон и Сэнди Арчибальд".

Когда конфликт был еще в зародыше, "Рейнджерс" начал готовить своих игроков к потенциальному развитию событий, основав винтовочный клуб на базе кузницы Паркхэд, закупая аммуницию и обучая игроков использовать огнестрельное оружие. Более того, клуб заявил, что сохранит половину зарплаты тем игрокам, кто согласится вступить в армию. Помимо этого, по воле Уильяма Уилтона каждый уехавший на фронт игрок получал посылки с приятным содержимым от игроков, оставшихся дома. Война для "Рейнджерс" не ограничивалась жертвами людей этого клуба. 175 футбольных мячей были отправлены солдатам за рубеж, как и несколько дюжин тем счастливчикам, что располагались в казармах Альдершота. Даже сам "Айброкс" стал пунктом регистрации добровольцев - стоит ли уточнять, что все расходы на это дело оплачивал сам клуб?

Билл Струт и Уильям Уилтон, будучи слишком старыми, чтобы "подвизаться добрым подвигом", предложили свои услуги только что построенному военному госпиталю Беллахаустон - Уилтон как администратор и Струт как массажист. Осознавая недостаток компетенции, Струт прослушал курс лекций в Лондоне, чтобы стать более полезным в новой роли. Оба мужчины разделили свое время между военными обязанностями и футбольными, связанными с продолжающимся футбольным сезоном, очень трудным, к слову. Столь существенный вклад в клуб в условиях военного времени не остался незамеченным от директоров клуба, которые проголосовали за присуждение премии военного времени обоим.

Рейнджерс

Билл Струт в военной форме в больнице Беллахаустон

Герои Первой мировой войны

Шел десятый день чемпионата, когда Германия объявила войну Великобритании. Правительство позволило турниру продолжаться, считая футбольные поля, привлекающие толпы народа, отличными пунктами для регистрации добровольцев - воинского призыва не было до конца войны. Международные игры, однако, были приостановлены, и Шотландская футбольная ассоциация приостановила розыгрыш Кубка Шотландии на этот период.

Сезон 1916/17 был очень мрачным в связи с событиями на фронте, и футбол все терял и терял в своем значении. На активной службе находились игроки "Рейнджерс" доктор Джимми Паттерсон, Энди Каннингем, Джимми Гордон и Уильям Рид, оставившие клуб и давшие дорогу молодым.

Рейнджерс

Джимми Гордон (второй слева) с товарищами из Горской легкой пехоты в 1916 году

 

Рейнджерс

Доктор Джеймс Патерсон, капитан 14-го батальона шотландского Лондонского полка, кавалер Военного креста - за акт образцовой храбрости во время активных действий против врага на суше

Родившийся в Лондоне, но выросший в Глазго, Патерсон привлекался и "Рейнджерс", и "Куинз Парк" в качестве любителя, в то же время проходя обучение на врача. С началом Первой мировой войны он вступил в шотландский Лондонский полк и служил офицером медицинской службы, получив Военный крест за храбрость в боевых действиях на территории Франции. К счастью, после войны он вернулся в клуб и играл в чемпионском сезоне 1919/20, забив 11 голов.

Остальные игроки "Рейнджерс" также служили с отличием - 2-й лейтенант полка Камеронианс ("Шотландские винтовки") Фред Грей, был награжден Военным крестом, Финлей Спиди и Джеймс Спирс были награждены Воинской медалью (награда Великобритании для вознаграждения нижних чинов британской армии и армий стран Содружества за храбрость на поле боя), а Джок Бьюкенен - медалью "За доблестное поведение".

К сожалению, с войной приходит смерть и отчаяние, и Первая мировая война была свидетелем тому, как четверо мужчин, игравших за "Рейнджерс", принесли высшую жертву за короля и отечество.

Дэвид Б.Мюррей - рядовой 8-го батальона горцев Сифорда, 15-й шотландский батальон

К сожалению, все концы обрываются там, где он захоронен. Он был убит в бою 6 октября 1915 года и похоронен на военном кладбище Лапюнуа во Франции.

Джеймс Г. Спирс - 2-й лейтенант 7-го батальона горцев Камерона, 15-й шотландский дивизион

Страйкер, игравший за "Рейнджерс" с 1906 по 1908 годы - в 62 играх забил 29 мячей. Он играл за "Клайд", "Бредфорд" и "Лидс" до окончания карьеры в 1915 году, а затем поступил на службу, хотя мог этого не делать - два его сына делали его свободным от призыва на военную службу. За свои деяния во второй битве при Аррасе он получил Воинскую медаль и произведен в сержанты, а затем вступил в успешно складывающуюся битву при Пашендейле. Накануне он написал письмо жене, в котором сказал, что его люди "завтра будут ходить по обрыву". 20 августа 1917 года, через несколько часов после написания этого письма, Джеймс Спирс был убит в бою и похоронен на кладбище Новая Британия, город Зоннебеке, что в семи милях к северо-востоку от Ипра, Бельгия.

Джон Флеминг - капрал, горцы Камерона

В сезоне 1915/16 Флеминг сыграл 4 игры, забив гол "Куинз Парку" (победа 6:0 на "Хэмпден"). Он умер в лагере "Ричмонд", что в Йоркшире, от ран, полученных в битве при Лангемарке, и похоронен при церкви Ивереск в Восточном Лотиане.

Алекс Барри - капрал Горной легкой пехоты

В сезоне 1907/08 сыграл за "Рейнджерс" 14 раз и забил гол "Хартсу" (победа 2:1 на "Айброкс). Он был убит в бою 1 октября 1918 года и похоронен на британском северном кладбище Флешкьюри Хилл, что во Франции.

LEST WE FORGET || ЧТОБЫ НЕ ЗАБЫТЬ

Рейнджерс
Рейнджерс