9 мин.

Файлы памяти. Анжи

Текст ниже – это, скажем, авторская версия того, что было написано еще накануне сезона для дагестанского журнала «Пасспорт». Разница, на самом деле, минимальная.Сейчас «Анжи» проводит контрольные матчи, завершив первую часть сезона лидером ФНЛ. Рад, что надежды оправдываются, но текст не только и даже не столько о них.

Ретроспектива чаяний футбольного болельщика – это всегда захватывающее чтиво. Если это воспоминания болельщика «Анжи» со стажем, который к тому же является спортивным журналистом, то это привлекает вдвойне. Магомед Курбанов, к счастью для нас, всегда удачно совмещал в себе болельщика и журналиста. В этот номер «Пасспорта» он написал проникновенный текст про «старую» историю «Анжи».

Как и для многих иногородних, чей подростковый возраст пришелся на 90-е, «Анжи» для меня открыл еженедельник «Новое дело». Именно оттуда я черпал основную массу информации о клубе, читал интервью Мурада Канаева с игроками и тренерами, именно новодельские же турнирные таблицы (эти небольшие черно-белые квадратики на не очень качественной по нынешнем меркам газетной бумаге, в которых «Анжи» был выделен серым фоном) я собирал на протяжении нескольких лет. Они вплоть до недавнего времени хранились в родительском доме – аккуратно сложенные в коробке из-под конфет с каким-то красно-белым узором на крышке.Поступив в 1998 году в ДГУ за первый год учебы я, кажется, лишь несколько раз был на стадионе – учеба на русском отделении филфака всегда считалось не самом легким делом, да и накладно было само посещение – для неместного студента, снимающего квартиру в Махачкале, даже те небольшие цены на билеты имели значение.

По-настоящему же футбольная лавина не только меня, но и вообще Дагестан накрыла в 1999 году, когда команда нацелилась на выход в высший дивизион (аналог нынешней премьер-лиги).

За год до этого был дефолт в стране и Дагестан, в силу своей огромной дотационности, ощутил его, наверное, болезненнее, чем многие другие регионы страны.А летом 1999 года начались настоящие боевые действия в разных частях республики, которые, к счастью, несмотря на опасения, завершились уже осенью. К этому времени народ уже от всего этого реально устал. И вот тут, игра «Анжи» стала отдушиной.Вся республика жила матчами команды. Той осенью Сирхаев, наверное, перебил бы любые рейтинги по популярности: отдавал пасы, забивал, вел команду вперед. Это был капитан, имя которого было на слуху у всей республики. Достать билеты было просто нереально. Команду обсуждали везде – на улице, дома, в вузах, на работе.

Двор нашего факультета на улице М.Гаджиева между парами превращался в настоящий футбольный годекан, где обменивались информацией, дискутировали и спорили до хрипоты об играх, отдельных игроках и т.д. Именно там, во дворе факультета, летом 99-го, я узнал и о гибели Ибрагима Гасанбекова – жутка трагедия в середине отличного сезона. На последнем его матче меня не было – кажется, уезжал к родителям, а о трагедии узнал уже только в понедельник, кажется, от Камаза (Юсуфа Камазова), своего однокурсника, болельщика до мозга костей.

***

Именно с Камазом мы смотрели и один из самых памятных матчей тех лет – Анжи-Факел в 2000 году. Лидер команды Сирхаев, отлично завершивший предыдущий сезон, с переходом команды в высший дивизион, никак не мог забить, хотя моментов было предостаточно. Тот матч начался похоже – 100% возможность забить, но ворота были словно заговоренные. На трибуне, не мудрствуя лукаво, стали всерьез обсуждать необходимость показать капитана команды какому-нибудь мулле, знахарю-кудеснику, снимающему порчу и наговор. Однако Сирхаеву повезло и народное целительство обошло его стороной. На исходе первого тайма, Сирхаев, наконец-то, забил. Игра завершилась со счетом 4-0. Ранджелович оформил хет-трик, но эмоциональный пик был именно после гола Нарвика – стадион, живой организм, словно пустился в лезгинку.

В том же году состоялась и знаменитая игра против «Торпедо» - матч, который хочется просто выпилить из памяти. Сомнительный пенальти на добавленных минутах фактически отнял у махачкалинцев «бронзу» чемпионата. А поздняя шутка квнщиков про «Ключников – черт!» вместо улыбки вызывала даже раздражение. Кажется, в том, что случилось с «автозаводцами» спустя уже несколько лет после того матча, все-таки есть доля мистики. Чтобы вернуться в премьер-лигу страны, одному из старейших клубов России пришлось пройти через своеобразное чистилище, в котором его разбирали на куски, уничтожали, топтали и собирали вновь.

***

В начале нулевых мы с клубом оказались в чем-то схожей ситуации – оказались не там, где хотели бы быть. «Анжи» в 2002-ом вылетел из высшего дивизиона, а я несколько лет вынужден был провести вдали от Махачкалы и следить за клубом лишь благодаря СМИ и Интернету. Спустя 10 лет, в 2009 году, «Анжи» снова оказался в лидерах дивизиона и получил реальный шанс пройти в Премьер-лигу. Забегая вперед, шансом клуб воспользовался. Но, удивительное дело, отношение к этому событию в республике было уже совсем иное нежели в 1999 году. Да, люди ходили на матчи, обсуждали игры, но всё это было очень вяло и в значительно меньших объемах, чем тогда, в конце 90-х. Наверное, мало кто смог бы назвать хоть половину основного состава команды Омари Тетрадзе (на тот момент тренировавщий «Анжи»). И дело тут, думаю, не в том, что игру команды определяли грузинские ребята, а в составе не было ни одного яркого местного футболиста. Просто за 10 лет Дагестан сам изменился очень сильно.

Для того чтобы футбол стал хедлайнером для СМИ выхода в премьер-лигу уже было недостаточно. Итоги первого года, когда команда, проведя несколько неоднозначных матчей, все же смогла остаться в главной лиге чемпионата, тоже не дали поводов для очередного футбольного бума в республике. Ждать оставалось еще несколько месяцев.

***

И вот весной и летом 2011 года болельщиков «Анжи», да и вообще любителей (и даже не любителей) футбола не покидало ощущение сюрреализма от происходящего вокруг клуба. А после подписания Самюэля Это’О уже мало кто ставил под сомнение практически любые слухи о переходах в команду.

Покупка команды Сулейманом Керимовым было началом не новой истории, а зарождением мечты. Мечты о современном частном клубе, у которого будет все: богатый владелец, свой стадион и академия, преданные болельщики, известный тренер и классные игроки и, соответственно, рано или поздно, будут медали и трофеи. Самые осторожные болельщики клуба даже начали бояться столь стремительных преобразований – тут и суперзвезды на поле, и Гус Хиддинкк у руля, и анонсирование «Анжи-сити» и много всего прочего. А хотелось, чтобы все происходило, продвигалось шаг за шагом, от простого к сложному, чтоб не было быстрого пресыщения. Да и не столь давний пример «Динамо» Федорычева еще маячил в голове.

Эволюционизм тем и хорош, что дает время. На все. И ценить все.

Но проблемы уже нового «Анжи» были не в подобных страхах болельщиков (если бы в них!). Проблема «Анжи» уже на этом этапе оказалось не только в хаотичности, непродуманности многих процессов, происходивших в нем, но и в неоднозначном их восприятии со стороны. Со стороны не только болельщиков соперников, представителей СМИ, но даже простых обывателей в Дагестане.

Отлично помню лето 2011 года и высказывания в среде дагестанцев: «Лучше б дороги строил», «Лучше бы школы новые открывал» и т.д. Это при том, что Керимов и не обязан был подменять собой функции чиновников, разъезжающих на дорогих иномарках за бюджетные деньги по этим самым дорогам, дети которых не учились в ветхих школах Дагестана. Это при том, что в разных районах и городах на деньги Керимова и дороги приводили в порядок, где-то и школы с больницами строились, ремонтировались и реставрировались старые мечети, открывались новые.Но, несмотря на это, многих откровенно раздражала зарплата капитана команды, слухи о расходах игроков «Анжи», да и вообще шум вокруг махачкалинской команды.

Бедного всегда легче пожалеть, почувствовать к нему сострадание. А вот богатый неудачник уже вызывает едкую ухмылку. Глядя на «Анжи», все, кто более-менее следить за российским футболом за какие-то три года смог испытать весь спектр этих чувств.

***

Удивительное дело, но «Анжи» стал ярким примером проекта – частного со дня своего основания, но на процессы в котором и вокруг которого такую большую роль практически всегда играла власть.

В 1999 году именно избрание президентом клуба тогдашнего Председателя правительства Дагестана Хизри Шихсаидова сыграла одну из ключевых ролей в выходе команды в высший дивизион страны и достижении ею первых ярких результатов.

Наверное, где-то с середины сезона 2010 года в Дагестане пошли упорные слухи о том, что «Анжи», наконец-то, перейдет к олигарху Сулейману Керимову. «Наконец-то», потому что еще за два года до этого Керимов уже предпринимал попытку купить (или стать совладельцем – разговоры были разные) махачкалинский клуб. Но тогда, осенью 2008 года, продажу болтавшего еще в первом дивизионе команды блокировал тогдашний Президент Дагестана Муху Алиев, обещавший при этом помогать клубу из бюджета республики.

Зимой же 2010 года к власти в республике пришел Магомедсалам Магомедов, о хороших взаимоотношениях Керимова с которым не скрывал ни сам новый президент, ни структуры, связанные с олигархом. И, наряду с целым рядом других вопросов, вопрос перехода «Анжи» под крыло Керимова не вызывал сомнений. Когда же передача клуба состоялась, было озвучено и пожелание Президента республики – сохранить Гаджи Гаджиева в роли тренера.

После пересмотра планов на жизнь «Анжи» в августе 2013 года, уже нынешний Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов признался журналистом, что он с первого дня был сторонником пересмотра жизни «Анжи». О том, что такого рода разговор был между Керимовым и Абдулатиповым еще за пару дней до этого завил ИТАР-ТАСС и, на тот момент, пресс-секретарь Главы Дагестана Магомедбек Ахмедов.

Я же как придерживался версии о спортивных результатах, из-за которых и пересмотрел владелец свое отношение к клубу, так до сих пор ее и считаю наиболее верной (хотя не отметаю возможность и других).

С годами многое из этих решений, пожеланий вызывают вопросы, подвергаются переоценке. Однако отрицать то, что в той или иной мере местная власть на разных этапах истории клуба влияла на жизнь «Анжи» сложно. Понять, а уж тем более принять это, еще сложнее.

***

Сегодня, собираясь на очередной матч, я не строю никаких больших иллюзий не только на игру, но и вообще на сезон – несмотря на определенную «чистку» в клубе (а не только в команде), меня по-прежнему не покидает половинчатость некоторых действий, решений руководства махачкалинцев. Но проблема даже не в этом.

Просто «Анжи» за последние годы приучил к тому, что судьбоносные события в клубе и вокруг него могу происходить не только в течение дней или месяцев, но даже за считанные часы.

При этом мне хочется верить, что этот год станет для команды этаким шагом назад ради двух вперед. Размеренных и уверенных. Станет рождением новой мечты. Поэтому я впервые, уже давно имея возможность, все же не аккредитовался на матч – я хочу посмотреть игру как простой болельщик, хочу впервые показать футбол на стадионе и своему шестилетнему сыну – пусть и он станет свидетелем этих первых шагов новой мечты, новых файлов памяти.