Только посмотрите на этого песеля! Это Шалопай – и он спас чемпионат мира по футболу
Легендарная история о пропаже кубка в деталях.
От редакции: это пользовательский пост блога Для своих, здесь – неочевидные сюжеты о европейском и российском футболе. Ставьте плюсы и подписывайтесь!
В 1966 году сборная Англии выиграла домашний чемпионат мира. Эта фотография с Бобби Муром, который показывает зрителям на «Уэмбли» трофей, до сих пор греет душу каждому фанату сборной – все-таки единственная крупная победа в истории. Но снимок мог быть совершенно иным, если бы в историю английского футбола не вмешалась собачка породы колли по имени Шалопай.
Полное разгильдяйство: 74-летние охранники уходили с места, потому что никого не было, а главный организатор философствовал насчет кражи
Традиция выставлять Кубок мира напоказ за несколько месяцев до начала турнира есть и сейчас, но в 1966 году это было еще в новинку. Неудивительно, что кубок Жюля Риме – 12-дюймовая, покрытая золотом и изящно расположенная на драгоценном куске лазурита статуэтка греческой богини победы Ники – охранялся не так уж хорошо.
Представители Футбольной ассоциации Англии выставили кубок в Центральном холле Вестминстера, в зале выставки марок. Трофей стоял за стеклянной витриной, днем рядом с ним находились два охранника. По ночам зал закрывали с двух сторон (причем другая часть закрывалась на деревянный брусок), витрина была закрыта замком, и всю эту конструкцию накрывали тяжелым покрывалом из рогожи. Кроме того, работники самого Центрального холла также не могли не проходить мимо зала. Раз в час происходили проверки. Хорошая защита? Да и так сойдет! А ведь FA письменно утвердили ФИФА перед началом выставки, что день и ночь будет с Трофеем Жюля Риме находиться охрана.
На деле же многое было в такой охране неадекватного. Многое вскрылось в книге доктора Мартина Атертона «Кража Трофея Жюля Риме: Забытая История Чемпионата Мира – 1966». Все было слишком просто. Охранниками были люди престарелого возраста. Проверки проходили не так часто, как требовалось, иногда охранники просто уходили со своих мест. Сам факт выставления кубка в таком людном месте тоже вызывал вопросы.
Воскресенье 20 марта было не таким же обычным для посещения днем, что и обычно – выходной. Вот только у охраны было очень небрежное отношение к своим обязанностям. В 11 часов дня они проверили порядок и покинули свое место, так как посчитали, что раз сегодня воскресенье, то и народу нет, а значит и шанс выкрасть кубок будет минимален. Они вернулись на место в полдень. Вот тут-то все и вскрылось в прямом смысле слова.
Тот самый деревянный брусок, закрывавший дальнюю часть зала, был найден на полу, вырванный с винтами. Замок витрины был взломан. Мешковина также была потрепана таким образом, будто в момент вскрытия взломщик сильно торопился. Один из охранников видел незнакомца с «грязными черными длинными волосами и тонкими губами», который слонялся по залу в районе телефона как раз после 11 часов, но затем он пошел в сторону туалета. Но все равно подозрительно.
Вор умудрился обыграть шестерых (!) охранников, находившихся в тот момент в районе зала выставки марок. Или которые должны были там находиться.
Глава службы безопасности «Alsa-Guard», представители которой были наняты на охрану статуэтки Ники, настаивал на том, что его работники были «рядом, очень рядом» с витриной. Но при попытке надавить он уже не был таким уверенным в показаниях: «Слушайте, парни, не пытайтесь у меня выведать все географические детали».
Организатор выставки Сесил Ричардсон рассказывал, что было дано распоряжение держать трофей под пристальным вниманием двух охранников. Но только в течение дня, когда выставка работала. Когда зал был закрыт, проверка за местом соблюдалась куда небрежнее. Кроме того, Ричардсон давал очень странные показания – он самым абсурдным образом говорил, что «просто все пошло не так и его украли», при этом философски размышляя, что «у всех нас есть в жизни ошибки, так что кто-то из нас ее совершил».
Следующая неделя была жаркой: FA критиковали финны и бразильцы, а полиция провела операцию в стиле «Большого Лебовски»
Полиция Скотланд-Ярда сразу же принялась за дело. Они искали человека по такому описанию: 30-40 лет, темные глаза, возможен шрам на лице. В своей книге Атертон рассказал, что затем появилось еще одно описание человека – и оно с первым сильно разнилось. «Было два отдельных описания двух разных людей – худого и полного человека. А то описание, что выпустила полиция, объединила их двух в одно».
В понедельник 21 марта дело начало развиваться. И пока полиция искала улики, начали приходить анонимные звонки в различные точки Англии. В Press Association позвонил незнакомец и сказал: «Я так больше не могу». Он рассказал, что кубок по приколу украли его одногруппники из Технического университета Вест Хэма [West Ham College of Technology]. Но этот вариант забраковали в самом FA. Другой приколист пообещал передать трофей в обмен на 50 фунтов стерлингов, если эти деньги будут отданы на благотворительность.
Самое серьезное сообщение поступило в саму ассоциацию. Некий Джексон отправил записку с инструкциями лично руководителю FA Джо Мирсу. Он в ней угрожал тем, что если до 24-25 марта не получит 15 тысяч фунтов стерлингов, то просто расплавит статуэтку. Самое ужасное в том, что Мирс получил часть статуэтки вместе с этой запиской. Остальное Джексон хотел отдать, получив деньги. Выслав кубок на следующий день.
Мирс обратился в полицию со всем этим, где ему сказали не идти на поводу у преступника, хотя тот и хотел так сделать. Они решили провернуть операцию в пятницу 25 марта.
Но пока ничего не ясно, в FA тайно заказали копию трофея у мастера Джорджа Бёрда.
Во вторник 22 марта Футбольная ассоциация Англии выступила с заявлением. Узнав, что самый ценный приз мирового футбола был украден из-под их незадачливых носов, они решили выступить так, как и должны были сделать настоящие англичане. «Ассоциация глубоко сожалеет об этом печальнейшем инциденте. Это дискредитирует как ассоциацию, так и всю нашу страну». Резко, но в правильном тоне. Они упустили не просто игрушку для ребенка. Они уже самым неприятным образом вошли в футбольную историю.
Конечно, по всему миру пошли не самые приятные заявления в адрес англичан. «Я чертовски зол!», – обрушился с тирадой Эрик вон Френкелль, почетный президент Финской ассоциации футбола. Но это ничего по сравнению с высказываниями Абрейна Тебета из Бразильской конфедерации спорта: «Даже бразильские воры любят футбол и никогда не посягнут на святое! Такое бы никогда не произошло в Бразилии!». Ох, Абрейн! Такие высказывания ни к чему хорошему не приводят. Но его понять можно.
На следующий день – среду 23 марта – стали появляться сообщения о вознаграждении за возврат трофея. «Gilette» предлагали 500 фунтов за находку. Компания по оценке убытков «Toplis and Harding» давали 3000 фунтов. Другие компании, сложившись, готовы выплатить до 6000 фунтов. А руководитель «Фулхэма» Томми Триндер лично заплатил бы тысячу тому, кто принесет кубок в тот ночной клуб на Вардур-стрит, где он был по совместительству еще и стендапером.
Четверг 24 марта не принес ничего нового. Поиски продолжались, в Скотланд-Ярде утверждали, что работают самые блестящие детективы. Организаторы надеялись на скорое возвращение трофея. Но заинтересованные лица ждали пятницы – той встречи с Джексоном.
К огромному сожалению, здоровье Мирса не позволило быть ему на операции – он подхватил ангину. Вместо него пошел на сделку детектив-инспектор Лен Багги. В парке Баттерси началась клоунада в стиле «Большого Лебовски». Джексон даже не обратил внимания, что в чемодане лежат не деньги, а обрывки старых газет – удостоверился лишь тем, что сверху лежали пятифунтовые купюры. Но он приметил неподалеку стоящий вэн, поняв, что это подстава с участием полицейских. Он пытался бежать, но его, разумеется, задержали.
Джексон, конечно, был не Джексон – Эдвард Бетчли, ранее судимый за продажу некачественной вяленой говядины.
Ему предъявили обвинение в краже трофея, но тот пошел в отказ. Он утверждал, что был лишь посредником – некий поляк, имя которого он не знает, ему предложил 500 фунтов за участие в сделке. И о местоположении кубка он не знает. Бетчли в дальнейшем расспрашивали и при нахождении Шалопаем трофея, но все было тщетно. Джексона судили за шантаж с угрозами, через два года скончавшись в тюрьме.
Но допрос Бетчли ничего не показал. Тот не знал, где находится Трофей Жюля Риме. Опять мимо?
В тот же пятничный вечер в офисе газеты «Times» раздался телефонный звонок. Голос утверждал, что Кубок Мира находится в коричневом чемоданчике, который находится в камере хранения на Чаринг-Кросс. Это был фейк.
Ну и где же он? Никаких догадок не было.
Пес портового рабочего нашел кубок в траве, но в участке сначала подумали, что они с хозяином пришли с повинной
В воскресенье 27 марта портовый рабочий Дэйв Корбетт решил выйти из квартиры позвонить по уличному телефону, а заодно выгулять своего пса Шалопая в своем районе Норвуд, что на юге Лондона. Шалопай был особенно активен – бегал вокруг машины соседа, стоявшей рядом с кустами. Пока Дэйв пытался застегнуть поводок на шее пса, тот тщательно обнюхивал что-то в траве. Дэйв обратил внимание, что что-то лежало в бумаге. Он взял это в руки – тяжелое. Разорвал один конец бумаги – подставка. Разорвал другой – золотая фигура! Но Корбетт не понял, что это. Покрутив в руке, он заметил, что на подставке было выгравировано: «Brazil 1962». Тут все стало ясно – это же тот футбольный кубок, что ищут по всему Лондону!
Похоже, что вор в панике решил оставить трофей на тихой жилой улице. Может обронил, а может и специально оставил здесь. История об этом умалчивает.
Корбетт побежал домой, чтобы показать находку своей жене Джинн. А затем отнес в полицию. И он сказал удивленным констеблям – «Шалопай нашел его первым, мой милый дружок!». Но один из сержантов встретил его радость с некоторым недоверием. «Не очень похоже на Кубок Мира», – сказал тот. В конце концов, в участок был вызван детектив, и Корбетта доставили в Скотланд-Ярд. Там сначала тоже на него подумали не так – его осенило, что его самого могут подозревать в краже. Но через час отпустили. А когда Дэйв приехал домой, то на улице его встречала мировая пресса.
Корбетт сам хотел пойти на матчи ЧМ-1966, но не мог этого себе позволить. Теперь он надеялся на получение вознаграждения – может, он купит себе столько билетов, сколько захочет.
На следующий день Дэйв решил вознаградить пса щедрой порцией икры. К сожалению, пес задрал нос и отказался от лакомства, побежав резвиться в саду. «Что ж, не каждому спасителю угодишь в награде. Видимо, придется покупать мешок мясистых костей». В эти мгновения Национальная лига защиты собак уже делала серебряную медаль для Шалопая.
Шалопай – национальная звезда: звание «пес года», съемки на ТВ и талисман сборной Англии
Шалопай и Корбетт получили 5 тысяч фунтов стерлингов в качестве награды от всех спонсоров и меценатов. Однако награду требовал и руководитель FA Джо Мирс – за содействие полиции. «Представьте, что он прыгает на подножку уходящего поезда! Он богатый человек. Это нечестно», – говорил Корбетт в прессе. После осуждения в обществе Мирс отказался от своих претензий.
Шалопай стал героем за одну ночь. Ту серебряную медаль от Национальной лиги защиты собак пес получил во время шикарной церемонии в отеле в Кенсингтоне. Кроме этого, от отеля он получил серебряную миску, стоимостью в 53 фунта стерлинга, а также коричневую резиновую кость. Годовой запас пропитания – разумеется, куда без этого. 5 апреля вместе с хозяином приехали в Бирмингем на награждение именным ошейником и статуэткой, церемонию вел Фил Вуснам, уже тогда легенда «Астон Виллы». На следующий день «самое известное животное Великобритании» открывало зоопарк в Ковентри по личному приглашению легендарного футбольного журналиста Джимми Хилла. Песика угощали жареной говядиной. Шалопай стал звездой телевидения, он снимался в сериалах и фильмах. Наконец, он выиграл британские и итальянские премии «Собака года».
Но Шалопай просто не мог не побывать на чествовании сборной Англии, которая впервые в истории выиграла чемпионат мира.
Шалопай и его хозяин были приглашены на праздничную вечеринку после легендарной победы над ФРГ в финале. Как же нервничала эта парочка, заходя в отель вместе со всеми знаменитостями! Дошло до такого, что в переполненном лифте Шалопай сделал пи-пи. Дэйву было так неловко… Забавный момент был в том, что на главный прием жены футболистов не были приглашены – им надо было ждать у отеля. Столько злых женщин Корбетт никогда не видел.
И вот сборная Англии выглянула с балкона. Их уже ждали толпы. Шалопай с Дэйвом тоже были вместе с футболистами. И тут Бобби Мур взял Шалопая и показал толпе. Лучший момент, который можно было только придумать. Они здесь ради него. Ради Шалопая.
***
Жизнь Шалопая была красочна, но коротка.
Он никогда не любил кошек. Все время пытался их догнать, чтоб они больше не появлялись на его пути.
На следующий год в один день сын Корбетта выгуливал пса с поводком. Тут неподалеку переходила дорогу кошка. Шалопай резко сорвался, только затянув шею поводком, и побежал за мяукающим созданием. Ребенок сразу же побежал домой рассказать папе о том, что Шалопай сорвался и убежал. Они пошли на поиски. И нашли его в саду, где неподалеку стояло дерево. Шалопай был бездвижен. Похоже, что когда он побежал за котом, то сломал себе или слишком сдавил шею. Ему было пять лет.
Копия кубка, которую сделал Джордж Бёрд на случай полной потери оригинала, вернули обратно, и он хранил ее до конца жизни под своей кроватью. Затем на аукционе ее приобрела ФИФА, отдав на хранение в национальный музей футбола в Манчестере.
Оригинал Трофея Жюля Риме не прожил долгую историю. В 1970 году он был отдан бразильцам на вечное хранение, так как они выиграли трофей третий раз. Через тринадцать лет его украли из здания Бразильской ассоциации футбола. И никогда больше его не видели. Основная версия – его переплавили в золото. Что ж, мистер Тебет. Лучше бы вы не зарекались!
Фото: globallookpress.com/DB dpa/dpa, Manchester Daily Express/SPOD2; Gettyimages.ru/William H. Alden/Evening Standard/Hulton Archive, Reg Speller/Fox Photos, Central Press, Keystone, M. McKeown/Express; East News/UPPA/Photoshot; fifamuseum.com; britishnewspaperarchive.co.uk; Twitter/uknatarchives
УЕФА зря тянет время касаемо календаря. От их шокирующей инертности страдает весь европейский футбол
История сама по себе ламповая, узнал о ней еще много лет назад, но сам с написанием статьи раскрывал для себя ее все больше и больше. Уникальная, конечно, история для мирового футбола. Сейчас такого точно не найдешь