7 мин.

Азербайджан и ещё 3 страны, которые размещались на игровых футболках популярных клубов

Думаете, что знаете все такие примеры? Как бы не так.

Почему развивающиеся страны подписывают контракты с футбольными клубами? Для поддержания своего туристического имиджа, конечно же. В течение 2016 года две не самые кредитоспособные страны стали многомиллионными спонсорами для двух известных клубов Европы. Первая – Пуэрто-Рико. Одна из стран Карибского бассейна, находящаяся под управлением США (но отдельным штатом не являющаяся). Вторая – Чад, располагающаяся в Центральной Африке и считающаяся одной из самых бедных и самых коррумпированных стран мира.

Так, правительство Пуэрто-Рико подписало многомиллионный контракт с одним из самых популярных клубов Испании – «Севильей», а Чад стал спонсором команды французской Лиги 1 – ФК «Метц».

«Севилья» - один из лучших испанских клубов за всю историю мирового футбола. Команда из Андалусии трижды подряд выигрывала Лигу Европы и неизменно из сезона в сезон участвует в еврокубках. И совсем недавно «Севилья» подписала самый крупный спонсорский контракт за всю свою 126-летнюю историю.

Хосе Кастро, президент «Севильи»: «Без сомнений, это самая важная сделка за всю 126-летнюю историю «Севильи». Мы горды тем, что являемся послами Пуэрто-Рико как в Испании, так и во всём мире».

Они подписали выгодный контракт с пуэрториканской государственной компанией «La Compania De Puerto Rico», миссией которой является продвигать имя этой страны по всему миру. Вплоть до февраля 2017 года «Севилья» размещала надпись «See PuertoRico.com» спереди на футболках, а с недавнего времени данная фирма перешла во вторичную категорию спонсоров и размещается теперь на нижней части спины. По информации различных источников, Пуэрто-Рико заплатит 7 миллионов евро за 18-месячный контракт.

Однако не все разделяют позитивные настроения в связи с данной сделкой. С недавних пор Пуэрто-Рико испытывает финансовый кризис. Государство несколько раз не платило кредиторам, поэтому их значение госдолга к ВВП выросло до 68%

Тем не менее, по оценкам исполнительного директора туристического совета Пуэрто-Рико Ингрид Рокафорт, данная сделка принесет стране порядка 27 миллионов долларов в казну. «Севилья» является одним из самых известных клубов в мире, у которого есть поддержка в США, Латинской Америке, Европе и Азии. Это даёт Пуэрто-Рико беспрецендентную возможность быть узнанными в мировом масштабе. Мы уверены, что данная сделка привлечёт большое количество туристов, а также повлияет на решение потенциальных инвесторов в отношении к нашей стране, причём не только из Испании, но и со всего мира. И всё это внесёт большой вклад в экономическую составляющую острова».

Пуэрто-Рико – не первая страна, сотрудничавшая с «Севильей». Два сезона назад на футболки команды была нанесена реклама «Visit Malaysia». Эта сделка должна была приносить по 2 миллиона евро в год. Но в связи со второй победой «Севильи» в Лиге Европы руководство команды выступило с заявлением о том, что с увеличением популярности (зрительская аудитория увеличилась на 163%) они приняли решение увеличить вдвое стоимость размещения рекламы спереди на футболке.

Туристическое агентство из Малайзии отказалось от сотрудничества, поэтому сезон 2015/16 андалусийцы провели без титульного спонсора на майке. Однако Пуэрто-Рико удовлетворили такие требования, и эта страна стала второй, которую продвигает на своих футболках такой известный клуб, как «Севилья».

На деле, Пуэрто-Рико – действительно красивый остров. В ближайшие годы можно будет проследить, как с помощью такого партнерства поднимется престиж страны и как это повлияет на туризм. Для такой маленькой страны инвестировать в известный футбольный клуб может быть куда эффективней, чем в дорогостоящие рекламные кампании

Другой пример страны, которая стала официальным спонсором футбольного клуба, вызвал внутри неё куда больше полемики. Чад подписал многомиллионный контракт с клубом французской Лиги 1 «Метцем». Фраза «Chad: Oasis du Sahel» («Чад: Оазис Сахеля») (Сахель – тропическая саванна, являющаяся едва ли не главной туристической достопримечательностью в странах Центральной Европы – прим.) размещается на футболках «Метца»

Однако Чад известен тем, что это одна из самых бедных и коррумпированных стран мира, к тому же имеющая проблемы с террористической организацией «Боко харам». «Почти половина населения живет за чертой бедности и сталкиваются с нехваткой продовольствия из-за сложных условий пустыни» - Йоми Казим, журналист «Quartz Africa»

Данный контракт сразу же был встречен шквальной критикой в Чаде. Многие считают, что «это чистое безумие» и «деньги могли бы быть потраченными на развитие местного футбола, а не на продвижение иностранного».

Но министр спорта Чада Бетель Миаром в интервью «L’Equipe» считает иначе: «Это партнерство сотрёт негативный образ Чада в мире, простимулирует туристический сектор и поможет активизировать экономические связи между Чадом и Францией».

Конечно, есть и другие примеры контрактов не самых известных стран с футбольными клубами. Помимо «Севильи», то самое туристическое агентство из Малайзии имело контакты с «Кардиффом» и ФК «Сараево». Всё просто – владельцем этих клубов является малазиец Винсент Тан, который в этих случаях использовал прекрасную возможность популяризировать свою родину.

Кроме того, можно упомянуть «Qatar Airways» и «Fly Emirates» (авиакомпании из Катара и ОАЭ), которые спонсируют лучшие клубы мира («Барселону», «Реал», «Милан», «Арсенал», ПСЖ и другие) и также пользуются тем, что помимо самих себя рекламируют ещё и свои страны.

Два с половиной года спонсором мадридского «Атлетико» был Азербайджан. До того момента, как «Plus500» стал титульным спонсором «матрасников», цитата «Azerbaijan – Land of Fire» («Азербайджан – Страна Огней» - прим.) размещалась на футболке, в том числе и в финале Лиги Чемпионов – 2014, который по всему миру посмотрели порядка 200 миллионов человек. Довольно успешная рекламная кампания за какие-то несколько миллионов долларов.

Кейт Моран, бухгалтер: «Спонсоры ищут любую отдачу от вложенных денег, поэтому считается за большую удачу привлечение такой большой аудитории. Есть надежда, что определенная доля тех, кто по Sky TV видят «Malaysia» во время игры, поддадутся соблазну туда съездить. Вероятность этого всегда высока».

Эд Томпсон, сайт financialfairplay.co.uk: «ОАЭ видит в спорте важнейшую опору, ведь в нем роль СМИ достаточно высока. А всем известно, как руководство ОАЭ поощряет всевозможные спортивные события».

Энрике Серезо, президент «Атлетико»: «Всего лишь за год мы смогли спроектировать образ Азербайджана на весь мир и добились развития двусторонних отношений между нашими странами».

Заключение

Так почему же все эти маленькие страны должны инвестировать миллионы в известные футбольные клубы? Потому что для них продвижение с помощью спорта будет самым «чистым» и самым безболезненным, можно сказать, положительным со всех сторон.

Футбол давно является самым популярным видом спорта и не сдает позиции. Крупнейшие мировые турниры привлекают огромное количество зрителей. И перед тем, как кто-то решит посетить вашу страну, он должен о ней сначала услышать. И безусловно, продвижение через спорт – это один из самых популярных и наиболее долгоиграющих каналов рекламы.

Так как такие страны, как Пуэрто-Рико, Чад, Малайзия, Катар или Азербайджан, возможно, никогда не выиграют Чемпионат Мира (а их клубы не станут победителями Лиги Чемпионов), то инвестирование в европейские популярные команды – это прекрасная возможность показать себя миру. А если эти команды ещё и добиваются успехов, то у страны-спонсора будет, само собой, подниматься престиж.

Инвестирование нескольких миллионов долларов даже такими бедными странами, как Чад, может быть весьма эффективно в долгосрочной перспективе.

Согласны ли вы с решением правительств Пуэрто-Рико и Чада инвестировать ресурсы в популярные футбольные клубы Европы? Высказывайте своё мнение в комментариях.

Статья: Нико Рукавина, сайт promoovertime.com

Перевод: Андрей Рязанов, блог «Для своих», специально для сайта Sports.ru

Блог «Для своих» берёт на себя ответственность за поражение «Зенита» в игре с «Андерлехтом»