Крэш-кошмар в Америке: перегрузка 109G, потеря сознания… И возвращение через 5 дней!
Быстрейшая американская серия гонок на болидах с открытыми колесами «Индикар» часто называется заокеанским аналогом «Ф-1», ведь в 50-е ее главный заезд «500 миль Индианаполиса» даже входил в календарь чемпионата мира, техника отчасти пересекалась вплоть до 90-х, штат и пилоты активно мигрировали между сериями, да и сейчас в «Индикаре» заезды называются «Гран-при»!
Однако у нее есть и свое лицо – например, овальные автодромы и нереальные аварии на нах.
Вот и 13-14 июля во время этапа в Айове произошел экстраординарный крэш: гонщик AJ Foyt Racing Стинг Рей Робб врезался в замедлившийся «Макларен» Александра Росси и на время стал летательным аппаратом.
В результате столкновения автомобиль Стинга Рея Робба под 41-м номером взлетел в воздух, дважды перевернулся, после чего рухнул на землю, проехав некоторое расстояние по правой стороне задней прямой. Машина смогла остановиться только в третьем повороте. Этот инцидент спровоцировал еще одну аварию, в которую попали Кайл Кирквуд и Эд Карпентер: они пытались объехать летящее авто.
После того, как маршалы перевернули машину Робба и помогли ему выбраться, гонщика вертолетом доставили в ближайшую больницу, а после сообщили, что он «в сознании, бодр и в хорошем настроении». Его выписали спустя пару часов.
А спустя 48 часов после этой ужасной аварии Робб заявил, что уже готовится к следующей гонке на улицах Торонто – которая пройдет 21 июля со стартом первых тренировок накануне уже 19-го. Причем самую серьезную травму получил не во время полета, а когда выбирался из машины.
Американец рассказал, как все произошло: «Во время первого пит-стопа мы залили в машину всего полбака, − объяснил Робб. − У нас было мало топлива. На последний пит-стоп я шел с большой экономией топлива.
Я сдерживал большую группу, потому что мы пытались сэкономить как можно больше. Я боролся с Эдом. Хорошее сражение. На последних кругах я увидел, что Росси замедлился. Я не знал, насколько. Входя в первый поворот, я посмотрел вверх, чтобы понять, где он находится. Думаю, примерно на три четверти пути к входу в поворот я увидел, что он замедлился. Скорость сближения оказалась нереально высокой – около 80 км/ч – и на такой скорости просто нереально было предудагадать, куда же он повернет. И когда Росси сменил траекторию, я просто не успел отреагировать.
Почти худший сценарий: выходишь из поворота на такой скорости, с такой скоростью приближения, не зная, что думают или чувствуют другие гонщики. Жаль, что я не могу нажать кнопку перезагрузки, как на симуляторе, и начать все сначала. Уверен, он думал бы о том же. В той аварии пострадали четыре машины. Тот факт, что мы все целы и невредимы и готовы ехать в Торонто, очень впечатляет».
Перегрузку, которую получил во время столкновения Робб, специальное устройство оценило в 109G (!!). Для сравнения, во время гонок «Формулы-1» пилоты испытывают перегрузку в 4-6G, а пилот истребителя при катапультировании − от 15 до 20G. В авариях на Гран-при показатели редко переходят за 50G!
Хотя в 2003 году один из гонщиков Индикар − Кенни Брек − после аварии на полной скорости влетел в барьер и тогда его прибор показал 204G. Швед выжил, но получил множественные переломы, повреждение позвоночника и восстанавливался полтора года.
В этом плане Стингу Рею повезло: он показал настолько поразительный прогресс в восстановлении, что ему разрешили вернуться на ближайшую гонку. Она пройдет в эти выходные в Канаде на 1,786-мильной трассе с 11 поворотами.
Однако удар такого масштаба не обходится без сильных болей и ушибов. Робб сказал, что провел «быструю самопроверку», как только машина замедлилась.
«Из меня выбило весь воздух, − рассказал Робб. − Ремни сделали свое дело. Все сработало так, как должно было. У меня не было никаких порезов или чего-то ненормального.
Осталось несколько синяков на бедрах от того, что ремни сработали, как и должны были. Когда меня вывели вытащили из машины, у меня появилось легкое головокружение, что-то вроде того, как когда утром слишком быстро встаешь с кровати. Иногда появляется легкое головокружение, немного ловишь звезды. Очень похоже, но только сильнее».
И в этот момент гонщик потерял сознание.
«Я потерял сознание, не знаю, надолго ли, − сказал он. − Все было довольно быстро. Когда я пришел в себя, я сказал: «Мне не очень хорошо». Они сразу же уложили меня на носилки. Это была мера предосторожности, мы хотели убедиться, что это не просто обезвоживание, поворот на 248 градусов влево и головокружение от этого.
Как только меня положили на носилки, я почувствовал себя отлично. Я видел ясно. Меня подключили к капельнице. Сразу же почувствовал, как ко мне возвращается энергия, и я был вновь готов к старту. Меня отправили на вертолете, чтобы сделать КТ и убедиться, что все в порядке и что боли не было не из-за адреналина».
Оказалось, что самая серьезная травма − ожог на пальце.
«Когда вылазил из машины, дотронулся до «гало». Оказывается, когда скребешь титаном по земле несколько сотен метров, он становится горячим. Не рекомендую! Урок усвоен. Если будете трогать горячий титан, то тоже закончите ожогом».
Стинг Рей Робб делал все возможное, чтобы забыть об аварии и наилучшим образом подготовиться к Торонто.
«Когда оцениваешь, что было сделано правильно перед тем или иным событием и во время него, нельзя забывать о благодарности. Чувствую, что в этом случае меня защитил бог. И если в следующие выходные я смогу снова сесть в машину, то сделаю это не из страха, а из благодарности, признательности и радости, что снова могу быть за рулем.
Это пугающий инцидент. Вы не знаете, что произойдет. Пока вы находитесь в моменте, это пугает, как будто вы не знаете, что ждет вас в будущем. Когда я доверяю свое будущее кому-то, и в этом мне помогает вера, это позволяет мне двигаться дальше гораздо быстрее».
И действительно смог вернуться: смотрите, вот он – в паддоке Торонто, рассказывает, как себя чувствует 5 дней спустя и о получении нового шасси после аварии. Прошел все медпроверки и готов гоняться.
Раздает автографы на фанатской сесси:
Залезает в болид перед тренировкой:
На треке:
Да, результат сходу оказался не великолепным – предпоследнее время. Но это только первая практика, да и всего через 5 дней после ТАКОЙ аварии!
Все же насколько выросли в эффективности меры безопасности в современном автоспорте! Трудно не поражаться.
Что еще почитать об этом безумном, безумном «Инидкаре»?
Фото: Walter G. Arce Sr./Keystone Press Agency/Global Look Press;
P.S. Исправьте "на нах".